Из истории лермонтовской усадьбы
Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» имеет три экспозиционных комплекса. В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба и дом ключника, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды. Второй комплекс – это кладбище Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним, где покоится поэт, находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка. Третий комплекс – имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех километрах от Тархан, второй дом Лермонтова.
Государственный музей М.Ю. Лермонтова открыт в 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной). В 1969 году он преобразован в Государственный музей-заповедник "Тарханы". В 1997 г. Указом Президента России музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Земли, которые занимает Государственный лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», имеют древнюю историю, уходящую корнями в Петровскую эпоху. Тарханская хроника начинается в 1701 году. Основателем села и его первым владельцем стал князь Яков Петрович Долгоруков, поручик Преображенского полка. С 1794 года владельцами имения стали Е.А и М.В. Арсеньевы, будущие бабка и дед М.Ю. Лермонтова.
Причина возникновения названия села «Тарханы» в том, что, зарабатывая на оброк, крестьяне (бывшие знаменитые костромские коробейники) продолжали коробейничать и на новом месте, но получили новую кличку – «тарханы» (По В. Далю: «Тархан» – в Тамбовской, Пензенской и Саратовской губерниях – прасол, маяк, скупщик по деревням холста, льну, пеньки, шкур и т.п.»). Основным занятием крестьян оставалось хлебопашество, но наряду с ним они активно «тарханили». Е.А. Арсеньева, хотя и перевела крестьян с оброка на барщину, но «тарханство» крестьян поощряла и даже открыла в селе ярмарку.
На протяжении многих лет село имело два названия: более официальное – Яковлевское, обиходное – Тарханы. Самое раннее упоминание названия «Тарханы» встречается в 1806 году в метрической книге Никольской церкви.
19 февраля 1795 года Е.А. Арсеньева подала прошение о вводе ее во владение имением и стала законной и полновластной хозяйкой поместья. Владела она Тарханами полвека, была энергичной, умелой и предприимчивой хозяйкой (при ее правлении имение стало приносить приличный доход). За всю историю села Е.А. Арсеньева была единственной помещицей, которая жила здесь и выезжала из Тархан только на время, оставляя хозяйство на попечительство приказчика С. Матвеева и управляющего Ф. Соколова. Самое длительное отсутствие Арсеньевой было в 1820-1835 годах, когда она жила с внуком в Москве и Петербурге.
Устройство усадьбы
«… Тарханы. Барский дом, одноэтажный, с мезонином, окружен был службами и строениями. По другую сторону господского дома раскинулся роскошный сад, расположенный на полугоре. Кусты сирени, жасмина и розанов клумбами окаймляли цветник, от которого в глубь сада шли тенистые аллеи. Одна из них, обсаженная акациями, сросшимися наверху настоящим сводом, вела под гору к пруду. С полугорья открывался вид в село с церковью, а дальше тянулись поля, уходя в синюю глубь тумана» (П.А. Висковатов. Из кн. «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество»).
Усадьбы, созданные на территории России, отличались друг от друга. Ближе к столицам теснились увеселительные резиденции: Останкино, Кусково, Архангельское – близ Москвы; Гатчина и Павловск – близ Петербурга. Это высокохудожественные усадьбы, со сложной планировкой, роскошью и богатством отделки, стилистическим единством общего замысла.
Чем дальше от обеих столиц в глубь России, тем все более появлялось «экономических» поместий, архитектура и парки которых сравнительно просты. Таких усадеб было большинство. Как правило, средняя усадьба свободно сочетала в себе несколько функций: она была и увеселительной резиденцией, и местом тихого уединения, и хозяйственным предприятием владельца. Летом в ней веселилась молодежь, устраивались балы и спектакли, тихо коротали свои дни старики; предприимчивый хозяин устраивал здесь свои мануфактурные затеи.
Именной такой типичной средней усадьбой была усадьба бабушки поэта Е.А. Арсеньевой. Помещица екатерининской закалки, Арсеньева строила тарханскую усадьбу в полном соответствии со своим положением в обществе. На некотором отдалении от крестьянских изб, на крутом берегу стоял большой барский особняк в тридцать с лишним комнат, с террасами и белыми колоннами.
Спланированные по всем правилам архитектуры и усадебного строительства сады, пруды, хозяйственные постройки, парк с неизменной беседкой, ажурные мостики, сирень и акация, липовые аллеи, розарий – все это окружало дом и входило в понятие «русская усадьба». На месте первого барского дома, в память о рано умершей дочери Марии Михайловне, Арсеньева выстроила небольшую церковь Марии Египетской, а новый дом был отстроен в двадцати шагах от церкви, гораздо меньших размеров, чем прежний.
С западной стороны от барского дома располагалась парадная часть с розарием и парком, а с восточной – хозяйственный двор. На дворе в два ряда выстроены были хозяйственные постройки. С северо-востока у барского дома стоял небольшой деревянный флигель, разделенный сенями на две половины, в нем жили конторщик и ключник; за ним, ближе к пруду, находился ледник из дикого камня. В одну линию с домом ключника помещалась барская кухня, а за ней кирпичный коровник и деревянный каретник. Ниже, на склоне оврага, стояла баня. На юго-востоке от барского дома располагались следующие службы: людская изба с кладовой и ледником для хранения продуктов; дальние за людской стоял сарай для фуража и деревянная конюшня для выездных лошадей. У барского пруда стояли овин и амбары.
Время изменило и барскую усадьбу. После гибели М.Ю. Лермонтова и смерти хозяйки имения Тарханы по ее духовному завещанию перешли к ее младшему брату Афанасию Алексеевичу. А.А. Столыпин жил в Саратовской губернии, Тарханами по доверенности управлял Иван Абрамович Соколов, бывший в свое время слугой Михаила Юрьевича и сопровождавший вместе с А.И. Соколовым и И.Н. Вертюковым прах поэта из Пятигорска в Тарханы.
В том же 1867 году, на смену управляющему Горчакову пришел П.Н. Журавлев, человек достаточно образованный и, вероятно, понимающий значение тарханской усадьбы. П.Н. Журавлев восстановил барский дом в прежнем виде. О том, как выглядел дом в это время, рассказывает А.П. Кузнецова, служившая горничной у Журавлева: «Барский дом был с мезонином, как и теперь. Стены его были бледно-желтые, крыша зеленая, а колонны белые... Комната Михаила Юрьевича была оклеена желтыми обоями, и в ней был камин; мебель в ней стояла желтого цвета, обитая желтым шелком. Стояла кровать с откидными стенками вроде дивана. В гостиной были две печи из белого изразца, а пол был разделан под паркет... В чайной комнате стоял шкаф с дорогой посудой, оставшейся после Арсеньевой».
Оригинальность усадебному ансамблю в Тарханах придает сохранившаяся с начала XIX века интересная по архитектурному решению церковь, которую Е.А. Арсеньева построила в 1819 году на месте старого дома в память о дочери. Церковь была «придельной», не имела своего штата, на что указано в клировых ведомостях Нижнеломовского духовного правления за 1841 год: «...придельная, теплая, каменного здания, на особом месте, построена и освящена в 1820 году во имя святой Преподобной Марии Египетской».
В лермонтовское время в центре села стояла еще одна церковь «деревянного здания, во имя Николая Чудотворца, построена в 1775 году, освящена в 1776 году». Церковь Николая Чудотворца была разобрана «за ветхостью» и перенесена на сельское кладбище в 1826 году Вместо нее на средства Е.А. Арсеньевой была построена новая, кирпичная, престол освятили в 1840 году во имя Михаила Архистратига, считавшегося святым покровителем поэта. Исторически, сложилось так, что с 1826 по 1840 годы все обряды совершались в церкви Марии Египетской. На барскую усадьбу по большим праздникам на торжественные богослужения стекались прихожане со всей округи. Церковь была одним из главных социальных институтов в жизни народа. Рождение, крещение, присутствие у исповеди, венчание, смерть – все важнейшие вехи судьбы русского человека были освящены церковным обрядом. Лермонтов, как и все обитатели дома его бабушки, особенно часто посещал церковь Марии Египетской.
«Лермонтов рос в Тарханах, как богатый барчук – бабушка делал все, чтобы он мог учиться, хорошо развиваться физически. У него было несколько комнаток в мезонине. В детской – изразцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и кресло, стены тоже желтые, так что в солнечный день она светилась как фонарик. Окна выходили в сад… Пол покрыт сукном – мальчик рисовал на нем цветными мелками. В усадьбе подолгу жило несколько мальчиков и девочек – близких и дальних родственников. Все вместе они играли, занимались гимнастикой, учились ездить верхом, катались зимой с ледяных гор, устраивали детский театр» (В. В. Афанасьев. Из кн. «Люблю отчизну я… Лермонтовские места»).
Музейная экспозиция в этой церкви, основанная на подлинных материалах и документах эпохи, расширяет представление о культурной среде, в которой проходили детство и отрочество поэта.
Интерьер церкви восстановлен в соответствии с фотографией иконостаса 1923 года и описью имущества, составленной в 1925 году. Иконостас сделан из дуба, с позолотой на резных деталях. Заняли свое прежнее место иконы конца XVIII – начала XIX века. Образы Богоматери, Николая Чудотворца, Михаила Архангела находились здесь и в лермонтовское время. Среди предметов церковного обихода – чаша для святой воды, купель, подносы для сбора подаяния, потир (чаша для причастия), дароносица. На престоле – Евангелие, изданное в конце XVIII века.
Недалеко от барского дома в 1968 году на прежнем фундаменте был восстановлен маленький деревянный флигель, где во времена Лермонтова жили две семьи привилегированных слуг тарханской барыни: семья ключницы и семья конторщика. Сейчас во флигеле размещена экспозиция, посвященная крестьянскому окружению М.Ю. Лермонтова.
1.4. И.С. Тургенев: Спасское-Лутовиново
1.4.1. История усадьбы
Село Спасское было названо так из-за находящейся здесь церкви Спаса Преображения. В конце XVI века Иван Грозный пожаловал его Ивану Ивановичу Лутовинову (1753—1813), который сыграл важную роль в истории усадьбы. Карьера выпускника Пажеского корпуса не задалась, он недолго прослужил в Новгородском пехотном полку, дослужился до секунд-майора и поселился в своём поместье. В 1778 году мценские дворяне избрали его уездным судьёй. Так же он был предводителем дворянства Мценского и Чернского уездов. Он владел поместьями в Тульской, Тамбовской и Калужской губерниях и 5000 крепостных крестьян. Он решил создать усадьбу: её центром стал двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом дом (с библиотекой, театром и хорами для музыкантов), перед ним были разбиты цветники, рядом стояли каменная галерея, кухня, баня, скотный двор, птичий двор, кузница, столярный флигель и мельница, ряд других хозяйственных построек, больница, флигель для полиции, лаборатория. Усадьба, в которую также входили парк и пруд, была окружена рвом. Работы по устройству усадьбы велись с рубежа веков до 1809 года. До Пугачёвского восстания Лутовин имел связи с Новиковым и Радищевым. Многим он давал деньги взаймы, в том числе и деду Льва Толстого. В 1813 он умер и был похоронен в часовне над родовым склепом.
Рядом с этой часовней находится могила, со стелой, где говорится, что здесь покоиться Николай Этьен Веней Дефрен из Нанси, приехавший в Россию в 1769 и умерший в 1793. В эпитафии говорится, что он был учителем, однако известно, что в эти времена никаких детей здесь не проживало. Кто он и как сюда попал до сих пор неизвестно.
После смерти Ивана Лутовинова спасская усадьба согласно решению суда перешла в руки его племянницы Варвары Петровны Лутовиновой. Её отец Пётр Иванович умер за два месяца до её рождения. В двухлетнем возрасте она переехала из Спасского-Лутовинова к помещику Кромского уезда Сомову, за которого её мать затем вышла замуж. Отчим постоянно оскорблял, бил и унижал Варвару. В 16 лет она убежала в Спасское к своему дяде Ивану Лутовинову.
В 1816 в Спасском произошла свадьба Варвары и офицера Сергея Николаевича Тургенева, участника Отечественной войны 1812 года, столбового дворянина. В мае 1839 года в усадьбе произошёл большой пожар. Однако новое строительство не было затеяно и к уцелевшей части дома были сделаны пристройки. Театр, большой зал, комнаты для гостей и прочее не были восстановлены. Парк также запустел.
В 1850 году Варвара Петровна умерла, Ивану Тургеневу (1818—1883), уступившему брату Николаю все самые доходные поместья и дом в Москве, досталось родовое гнездо, где он провёл своё детство (до 1828 года) и куда он регулярно приезжал на каникулы и на отдых. С 1852 по личному распоряжению Николая I Тургенев пребывал в Спасском в ссылке под надзором полиции. Он отпустил на волю дворовых. Тургенев оказался в разлуке с Полиной Виардо. С соседями он подружиться не сумел, периодически к нему приезжали Михаил Щепкин, Иван Аксёнов, Афанасий Фет. Здесь же он пишет повесть «Постоялый двор» и роман «Два поколения» (не опубликован). В конце 1853 писателю была «объявлена свобода с разрешением выезжать из столицы». Однако уже осенью следующего года Тургенев возвращается в Спасское, пишет здесь очерк «О соловьях» и принимает у себя Николая Некрасова. В 1855 здесь за семь недель пишется роман «Рудин». В 1856 Спасское посетил Лев Толстой. Из письма И.С. Тургенева Я.П. Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже вероятно никогда не увижу».
Тогда же Тургенев начал работу над «Фаустом». Затем он на некоторое время уехал в Европу. По возвращении он пишет в Спасском «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Затем Тургенев вновь по большой части проводит время за границей. Приезжая сюда он открывает школу для крестьянских детей и богадельню для престарелых крестьян. Последний раз он побывал здесь в 1881 году. В 1883 он умер во Франции, в городе Буживаль.
Наследники вывезли из Спасского мебель, а в 1906 дом сгорел. В октябре 1918 имущество писателя стало национальным достоянием. 12 сентября 1921 года в соответствии с декретом «Об охране садов и парков» Спасское объявили государственным заповедником. В 1937 Совнаркомом РСФСР были отпущены средства на восстановление усадьбы. Во время Великой Отечественной войны территория Спасского находилось в зоне оккупации и была заминирована. В 1976 был открыт восстановленный главный дом с воспроизведённой на момент 1881 года обстановкой.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1322;