География Н.В. Гоголя
1.2.1. Украина: Нежин, Диканька, Полтава и полтавская область, Васильевка, Миргород
Нежин – в этом городе Гоголь окончил гимназию. Полтава и полтавская область: Большие Сорочинцы Полтавской области. Церковь, где был крещен Николай Яновский, будущий великий Гоголь. В Нежинской гимназии высших наук в ХIХ в. учились Н. Гоголь, Е. Гребенка, Н. Кукольник (в настоящее время – Нежинский государственный университет имени Н.В. Гоголя). Гоголь провел в Нежине семь с небольшим лет, будучи учеником Нежинского лицея, основанного в 1820 г. по инициативе князя Безбородко, канцлера во время правления Екатерины II. Видимо, Нежин был избран местом основания лицея не случайно. Город с глубокими историческими корнями (хотя сведения о древнем Нежине не получили признания как достоверные), Нежин был известным торговым центром, пока не были построены порты в конце XVIII в. Товарищ Гоголя К.М. Базили в своих воспоминаниях называет тогдашний Нежин «мертвенным городком». В год окончания гимназии Гоголь пишет в одном из своих писем о душевном одиночестве в Нежине. Уровень преподавания в гимназии, по свидетельству ее выпускников, был невысок. Тем не менее Нежин оставил значительный след в жизни Гоголя, у которого проявилось именно здесь то, что определило его интересы и повлияло на выбор деятельности. С увлечением Гоголь принимал участие в театральных представлениях, которые регулярно устраивали гимназисты. Его товарищ А.С. Данилевский говорил о Гоголе, что он был превосходным актером. Особенно удавались ему комические роли. «Если бы он поступил на сцену, – вспоминает Данилевский, – он был бы Щепкиным».
Гоголь увлекался рисованием, и интерес к этому занятию сохранил на всю жизнь. К нежинскому периоду относятся и первые литературные опыты Гоголя. В течение 1827 г. была написана романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен», с которой Гоголь отправился после окончания учебы в Петербург. Еще раньше он сочинил сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», от которой остался лишь перечень глав. Были написаны стихотворная баллада «Две рыбки», трагедия «Разбойники», поэма «Россия под игом татар», славянская повесть «Братья Твердиславичи», стихотворения «Новоселье» и «Италия».
Первые шаги Гоголя на литературном поприще удачными назвать нельзя. «Ганц Кюхельгартен» был опубликован, но встретил жесткую критику, что вынудило Гоголя скупить и сжечь нераспроданные экземпляры книги. В Нежине среди гимназистов появились друзья, с некоторыми Гоголь поддерживал близкие отношения всю жизнь. Среди них – А.С. Данилевский, Н.В. Кукольник, К.М. Базили, Н.Я. Прокопович.
Триумфальная арка при въезде в Диканьку. Установлена в 1820 г. в честь победы в войне 1812 г. Через нее в имение Кочубеев заезжал царь Александр І, она же долгие годы служила парадными воротами имения. Вывеска Дома культуры им. Н.В. Гоголя в Диканьке Полтавской области.В селе Келеберда Полтавской обл. открыли памятник Тарасу Бульбе к 200-летию Гоголя
Васильевка – чаще всего писатель совершал свои путешествия по маршруту: Петербург – Москва – Васильевка. Дом-музей Н.В. Гоголя в Васильевке (ныне Гоголево) под Полтавой, где он провел детские годы в имении родителей
Миргород: гоголевские персонажи приглашают зайти в кафе в Миргороде; на железнодорожном вокзале в Миргороде памятник Гоголю с надломанным пером; памятник гоголевским Ивану Ивановичу и Ивану Никифоровичу; эскизы скульптур гоголевских героев, которые должны быть установлены в Миргороде
В «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» события разыгрываются в небольшом уездном городе Миргороде. Несмотря на реальное название и конкретности (вроде знаменитой лужи), Миргород, как и город в «Ревизоре», также является зеркалом России.
Гоголь жил в Полтаве еще до поступления в Нежинскую гимназию (1818—1820 гг.), будучи девяти-двенадцатилетним подростком. Можно полагать, что какой-то интерес к городу, к городским жителям, чиновникам и купцам у Гоголя уже зародился и он, движимый любопытством и любознательностью, узнал многое о нем и его обитателях. Но вряд ли впечатления мальчика столь раннего возраста накапливались целенаправленно.
Рассматривая судьбы Южной России, «получившей после название Украины», Гоголь убеждает: «Прежде всего нужно бросить взгляд на географическое положение этой страны, что непременно должно предшествовать всему, ибо от вида земли зависит образ жизни и даже характер народа. Многое в истории разрешает география». Историко-романтическая повесть «Тарас Бульба» – своего рода художественная историческая география, повествующая о борьбе украинского народа за независимость, что всегда интересовало Гоголя.
1.2.2. Европа: Рим, Париж, Гамбург, Неаполь
Самое значительное и главное в творчестве писателя произведение в основном создавалось за рубежом. В июне 1828 г. Гоголь отбыл на корабле в Германию. Побывал в Любеке и Гамбурге. Но в Европе не задержался и в сентябре отправился в обратный путь. Даже в Риме, который Гоголь превозносил и в котором ему так хорошо работалось, он не пребывал постоянно, совершая поездки в разные города Италии. Помимо посещения курортов и поиска благоприятного места работы были и другие причины столь явного у Гоголя желания путешествовать. Одаренный от природы разносторонними талантами, Гоголь стремился больше увидеть и больше узнать. Гоголь стал великим писателем. Но он мог быть и выдающимся актером (подобным Щепкину, как считал один из его современников), живописцем. Он разбирался в архитектуре, увлекался историей и географией. От живописи, архитектуры, театра получал эмоциональное наслаждение.
Города Западной Европы представляли для всего этого большие возможности. И Гоголь посетил десятки западноевропейских городов, каждый из которых славился шедеврами зодчества, картинными галереями, театрами, хранил память великих поэтов, живописцев, музыкантов. Чуткий к красоте, к замечательному культурному наследию, Гоголь жадно впитывал европейскую культуру. Это обогатило его, заполнило многие пробелы в его провинциальном образовании.
Некоторые исследователи сделали вывод о том, что пребывание за границей не просто благотворно влияло на Гоголя, но способствовало его формированию как писателя мирового уровня и значения: «Гоголь – русский алмаз, ограненный Европой, – и в этом важнейший секрет его “явления”, “феномена”».
«Мертвые души» Гоголь привез из-за границы, завершив свое главное произведение в Риме. За рубежом он работал над вторым томом «Мертвых душ», написал «Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторскую исповедь» и «Размышления о божественной литургии».
Посетив множество городов Западной Европы – Италии, Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Чехии, Польши, Далмации; живя в Риме, Франкфурте, Вене, Париже, Неаполе, Ницце, Остенде, Бадене и других европейских городах, Гоголь избрал местом литературного действия только один Рим и описал свои впечатления о нем в художественном произведении (повесть «Рим»). О других, и далеко не обо всех, сообщал в письмах, иногда давая им краткие характеристики. Гоголь даже не оставил путевых записок, что делали многие русские литераторы, оказавшиеся за границей.
Германия – первая страна, которую Гоголь посетил. После первой непродолжительной поездки (в 1829 г. писатель пробыл в Германии около месяца) вторую, на этот раз длительную, начал тем же маршрутом – через Гамбург. Гоголь посетил много городов Германии, некоторые по несколько раз, чаще всего – Франкфурт, где гостил у В.А. Жуковского. Лечился на курортах. Встречался с русскими и иностранными писателями, активно переписывался с друзьями и знакомыми. Гоголь не жаловал Германию, отзываясь о ней порой неприлично (хотя в «Ганце Кюхельгартене» посвящает ей восторженные строки). В письме М.П. Балабиной назвал Германию «гадкой, запачканной и закопченной табачищем». Германия, конечно, проигрывала в глазах Гоголя по сравнению с Италией. И по климату, к которому писатель был очень чувствителен, да и Риму не было равных. Однако вряд ли Германия заслужила поношения. Сам Гоголь воспринимал ее не только как «неблаговонную страну гадчайшего табака и мерзейшего пива», в Германии многое вызывало у него живейший интерес, о чем свидетельствуют его же собственные слова. Он, ценивший готическую архитектуру, восхищается Кёльнским собором. Ему нравится Гамбург – первый европейский город, который он описал: «Гамбург... старинный знакомый. Теперь только я рассмотрел лучше, нежели в прежнее время. Это торговый город, один из огромнейших, который, можно сказать, потонул в магазинах. Тут продаются вещи, собранные со всей Европы, в какую улицу не заглянешь, она кажется похожей на ряд лавок, все дешево и прекрасно». Привлекательным Гоголь нашел Франкфурт, очень живописным – Баден.
Обращения к Италии у Гоголя звучат как признания в любви: «Если бы вы знали, с какой радостью я бросил Швейцарию и полетел в мою душеньку, в мою красавицу Италию! Она моя! Никто в мире ее не отнимет у меня. Я родился здесь. Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр – все это мне снилось. Я проснулся опять на родине. Как будто ночью всемогущая рука провидения бросила меня под сверкающее небо Италии, чтобы я забыл о горе, о людях, обо всем, и весь впился в ее роскошные красы. Она заменила мне всё».
И вновь гимн Италии, слова, как горячая проникновенная молитва: «Когда я увидел второй раз Рим, мне казалось, что я увидел свою родину, в которой несколько лет не бывал я, а в которой жили только мои мысли. Но нет, это все не то: не свою родину, но родину души своей я увидел, где душа моя жила еще прежде меня, прежде чем я родился на свет».
Особое место среди путешествий Гоголя занимает поездка в Иерусалим. Здесь, надеялся писатель, должно совершиться «очищение души», его собственное нравственное преображение, которое Гоголь считал обязательным условием для завершения второго тома «Мертвых душ». Поездка дала много впечатлений и побудила к размышлениям. Его поразили скудость, пустынность, голые горы, отсутствие зелени. Но главное – путешествие не принесло желаемого душевного обновления, необходимого Гоголю для выполнения своей миссии – указать путь России, нарисовав жизненный идеал.
Натура Гоголя жаждала путешествий, и он, удовлетворяя ее, полжизни провел в дороге. Преследовал определенные цели, но и поддавался некоему подсознательному чувству. Об этом говорил и сам, и хорошо знавшие его друзья. Н.В. Анненков в своих воспоминаниях о встрече с Гоголем в Бамберге (город в Германии), который ехал в Остенде, рассказывает: «Поездка эта принадлежала к числу тех прогулок, какие Гоголь предпринимал иногда без всякой определенной цели, и единственно по благотворному действию, которое производили на его здоровье дорога и путешествия вообще, как ему казалось».
Чуть раньше, также из Рима, в письме М.П. Погодину (1840 г.): «С какою бы радостью я сделался бы фельдъегерем, курьером даже на русскую перекладную и отважился бы даже в Камчатку, чем дальше, тем лучше. Клянусь, я был бы здоров».
Он находил слова и выражения, кратко передающие суть города, его характер, род основных занятий: Баден-Баден – «дача всей Европы», Гамбург «потонул в магазинах», Франкфурт – «город-щеголь».
Одна из заметок Гоголя – «Путешествие Александры Осиповны» – представляет собой дневник посещений А.О. Смирновой-Россет под руководством Гоголя достопримечательностей Рима. Сохранилась предваряющая эти посещения «Записка о плане осмотра Рима для А.О. Смирновой», в которой Гоголь предусматривает различные варианты маршрута по городу в зависимости от погоды.
Он сам, изучивший по Риму обширную литературу, рекомендовал Смирновой прочесть многих авторов, писавших о Риме, начиная с Тацита и кончая Стендалем, выпустившим «Прогулки по Риму». Перед прогулками изучались карты и планы.
Гоголь считал, что ему прогулки необходимы для здоровья. И качество города связывал с наличием удобных и привлекательных мест для прогулок. С Парижем, который Гоголь не очень-то жаловал, его примиряло то, что во французской столице имелись Елисейские поля и сад Тюильри, где писатель с удовольствием гулял
Париж – в этом городе Гоголь писал «Мертвые души».
Рим – памятник Гоголю работы Церетели, мемориальная доска на доме, в котором жил и писал «Мертвые души» Гоголь
Восторг Гоголя при одном только воспоминании о Риме или при описании Вечного города безграничен. Ни один другой город не удостаивался такого восхищения. «Рим больше, чем счастье и радость», – пишет он С.П. Шевыреву из Вены в 1839 г.
В письме П.А. Плетневу: «Как близко там к небу. Боже, Боже! Боже! О мой Рим. Прекрасный мой, чудесный Рим. Несчастлив тот, кто на два месяца расстался с тобой, и счастлив тот, для которого эти два месяца прошли и он на возвратном пути к тебе. Клянусь, как ни чудесно ехать в Рим, но возвращаться в тысячу раз прекраснее».
Вид Рима, панорама великого города, которой заканчивается повесть «Рим», – предельное выражение чувств. Этот вид, который заставляет забыть «все, что ни есть на свете». Во всей полноте и красе его описать невозможно: «Ни словом, ни кистью нельзя было передать чудного согласия и сочетания всех планов этой картины». Но автор все же это делает: «Вся светлая груда домов, церквей, куполов, остроконечий сильно освещена была блеском понизившегося солнца. Группами и поодиночке один из-за другого выходили домы, крыши, статуи, воздушные террасы и галереи; там пестрела и разыгрывалась масса тонкими верхушками колоколен и куполов с узорною капризностью фонарей; там выходил целиком темный дворец; там плоский купол Пантеона; там убранная верхушка Антониновской колонны с капителью и статуей апостола Павла; еще правее возносили верхи капитолийские здания с конями, статуями; еще правее, над блещущей толпой домов и крыш величественно и строго поднималась темная ширина колизейской громады; там опять играющая толпа стен, террас и куполов, накрытая ослепительным блеском солнца. Боже, какой вид!»
Это описание Рима может быть поставлено в один ряд с лирическими отступлениями, которыми Гоголь выделяет, как звучными аккордами, наиболее значимые места своих произведений.
Ни в одном городе Гоголь не чувствовал себя так комфортно, здесь ему хорошо работалось. Гоголь полон благодарности Риму за ту радость, которую город доставил ему. От Гоголя, полагает К. Паустовский, пошло и выражение «чувство Рима», говорящее и о могучей силе воздействия Рима, и о способности такое чувство испытывать. Гоголь, наделенный талантом восприятия и воображения, испытал его в полной мере.
1.2.3. Россия: Петербург, Москва, Нижний Новгород
Адреса Гоголя в Петербурге:
1) конец 1828 года – доходный дом Трута – набережная Екатерининского канала, 72; 2) начало 1829 года – доходный дом Галибина – Гороховая улица, 46; 3) апрель-июль 1829 года – дом И.-А. Иохима – Большая Мещанская улица, 39; 4) конец 1829 – май 1831 года – доходный дом Зверкова – набережная Екатерининского канала, 69; 5) август 1831 – май 1832 года – доходный дом Брунста – Офицерская улица, 4; 6) – лето 1833 – 6 июня 1836 года – дворовый флигель дома Лепена – Малая Морская улица, 17, кв. 10; 7) 30 октября – 2 ноября 1839 года – квартира П. А. Плетнёва в доме Строганова – Невский проспект, 38; 8) май – июль 1842 года – квартира П. А. Плетнёва в ректорском флигеле Санкт-Петербургского Императорского университета – Университетская набережная, 9.
Наиболее ярко Петербург проявляется у Гоголя в «Петербургских повестях». В этом цикле пять повестей: «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». Объединяет их не только место действия – Петербург. У Гоголя это загадочное, мифическое место. Геометрия линий улиц противопоставляется фантастическим приключениям, которые происходят на них. Во всех повестях прослеживается мистическая основа: герои попадают в странные приключения, которые порой заканчиваются трагически.
Сердце города – это, конечно, Невский проспект (6)[1], который упомянут во всех повестях этого цикла (в повести "Записки сумасшедшего" из улиц упомянут только этот проспект).
Одна из них так и названа – "Невский проспект". В ней автор повествует о двух молодых людях – поручике Пирогове и художнике Пискареве, истории которых начинаются именно на главном проспекте Петербурга. История Пискарева заканчивается трагично – он влюбляется в проститутку, предлагает ей выйти за него замуж и зарабатывать на жизнь честным трудом, в ответ на что она смеется ему в лицо и он совершает самоубийство. Приключение Пирогова не столь ужасно заканчивается – уходя с Невского, он следует за девушкой, которая оказывается женой немецкого сапожника, пытается закрутить с ней роман, но их застает муж девушки и вместе с друзьями высекает Пирожкова.
На описание главной улицы Петербурга у Гоголя уходит несколько страниц. Об этом проспекте рассказывается как о живом человеке, описывается происходящее на нем с утра и до вечера. Для сравнения часто используются другие улицы Петербурга: «Кажется, человек, встреченный на Невском проспекте, менее эгоист, нежели в Морской (1), Гороховой(2), Литейной (3), Мещанской (4)[2] и других улицах» или «Невский проспект (6) есть всеобщая коммуникация Петербурга. Здесь житель Петербургской или Выборгской части, несколько лет не бывавший у своего приятеля на Песках (5)или у Московской заставы (7), может быть уверен, что встретится с ним непременно».
В повести «Нос» главным персонажем является нос коллежского асессора Ковалева. Эта часть его тела самостоятельно путешествует по городу. Нос ходит по улицам, разговаривает с людьми… В это время его хозяин направляет все силы на поиски пропавшей части тела. В итоге нос мистическим образом оказывается снова на лице у Ковалева.
В этой повести так же упомянуты некоторые улицы. Например, Мещанская (4), Вознесенская (8), Конюшенная (9) улицы.А так же Козье болото –«позднее Воскресенская площадь (10), в конце Торговой улицы (11), между Упраздненным (14)[3] и Дровяным переулками (12), в глухой части Коломны (13)»
Повесть «Шинель» о титулярном советнике Акакии Акакиевиче Башмачкине, у которого было желание – приобрести хорошую шинель. Для этого он упорно трудился на службе, экономил, во всем себе отказывал… Приключения начинаются тогда, когда он покупает наконец эту шинель – в первый же вечер у него её крадут. Акакий Акакиевич умирает. В это же время в Петербурге появляется призрак, который сдирает со всех шинели. Автор оставляет открытым вопрос о том, чей это призрак. Может того самого Акакия Акакиевича?
В этой повести так же есть упоминание и конкретных улиц: "Именно булочник какого-то квартала в Кирюшкином переулке (15) схватил было уже совершенно мертвеца за ворот на самом месте злодеяния".
Повесть "Портрет" вновь рассказывает нам о художнике. Это Чартков, бедный живописец, основной проблемой которого становится заработок. Мистические приключения начинают происходить с ним, когда он покупает портрет старика в азиатских одеждах. Из рамы портрета выкатываются деньги, на которые Чартков начинает новую жизнь. Он теперь создает портреты для светского общества, красивые, но не соответствующие действительности. Да, он приобретает известность в светских кругах, купается в деньгах, славе, но становится ремесленником, а не художником. "Очнуться" ему помогает картина его друга, которая потрясает его душу тем, сколько души вложил в неё автор. Чартков сходи с ума и погибает.
В повести упомянуты такие места Петербурга как Коломна (13) и вновь Мещанская улица (4).
В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Его письма домой того времени смешаны из этого разочарования и туманного упования на лучшее будущее. В запасе у него было много характера и практической предприимчивости: он пробовал поступить на сцену, стать чиновником, отдаться литературе.
В беспокойном искании жизненного дела Гоголь в это время отправился за границу, морем в Любек, но через месяц вернулся опять в Петербург (сентябрь 1829) – и после загадочно оправдывал эту странную выходку тем, что Бог указал ему путь в чужую землю, или ссылался на безнадёжную любовь. В действительности он бежал от самого себя, от разлада своих высоких, а также высокомерных мечтаний с практическою жизнью.
«Его тянуло в какую-то фантастическую страну счастья и разумного производительного труда», – говорит его биограф; такой страной представлялась ему Америка. На деле вместо Америки он попал на службу в III Отделение благодаря протекции Фаддея Булгарина. Впрочем, пребывание его там было непродолжительным. Впереди его ждала служба в департаменте уделов (апрель 1830), где он оставался до 1832 года. В 1830 году завязываются первые литературные знакомства: Орест Сомов, барон Дельвиг, Пётр Плетнёв. В 1831 году происходит сближение с кругом Жуковского и Пушкина, что оказало решительное влияние на его дальнейшую судьбу и на его литературную деятельность.
В 1832 году его работы несколько приостановились за всякими домашними и личными хлопотами; но уже в 1833 году он снова усиленно работает. Вышли новые повести «Портрет», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего».
К началу тридцатых годов относятся замыслы и некоторых других произведений Гоголя, таких как знаменитая «Шинель», «Портрет» в его переделанной редакции; эти произведения явились в «Современнике» Пушкина (1836) и Плетнёва (1842) и в первом собрании сочинений (1842).
Хмурому, неприветливому Петербургу, в котором Гоголь из-за плохого климата чувствовал себя неуютно, противопоставляется приветливая и теплая Малороссия, с ее поэтической, ласковой природой, гуляньями, преданьями, танцующими и поющими озорными дивчинами и парубками. Москва и Петербург сравниваются как люди, с присущими им разными характерами и поведением.
Страсть к путешествиям роднит Гоголя с географией. Многие герои Гоголя также склонны к путешествиям. У одних они вполне реальные, у других – сказочные. В непрестанных поездках неутомимый собиратель мертвых душ Чичиков. Он ездит от имения к имению, периодически для оформления купчих возвращаясь в губернский город. Хлестаков застрял в уездном городке, где его приняли за важную персону из столицы, на пути из Петербурга в Саратовскую губернию. Колдун из «Страшной мести» летит над Украиной. Кузнец Вакула совершает сказочный полет на чёрте в Петербург, чтобы привезти своей ненаглядной Оксане черевички от самой царицы. Майор Ковалев мечется по Петербургу, стремясь настичь убежавший с его лица нос. И в «Невском проспекте», «Тарасе Бульбе», «Сорочинской ярмарке», наполненных движением, Гоголь выразил свою охоту к перемене мест.
Еще один парадокс: Гоголь не любил Петербург, отзывался о нем нелестно, но больше всего сочинил именно в Петербурге. Здесь написаны и изданы принесшие писателю славу «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»; «Петербургские повести» – «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Шинель», «Невский проспект», «Нос»; сборник «Арабески», все пьесы, первые главы «Мертвых душ».
В Киеве, будучи летом 1835 г. в гостях у М.А. Максимовича, Гоголь совершал длительные прогулки по городу. Из прогулок он возвращался задумчивым. Максимович замечал перемены в его речах и настроении: «Я думаю, что именно в то лето начался в нем крутой переворот в мыслях – под впечатлением древнерусских святынь Киева, который у малороссиян XVIII века назывался “Русским Иерусалимом”».
Гоголь любил широкие панорамы, когда город можно было увидеть от края до края, охватить его единым взором вместе с окружающей местностью. В Киеве он мог долго стоять на галерее Андреевской церкви, любоваться «ненаглядной красотою киевских видов», смотреть на величавый Днепр, зеленые склоны высокого правого берега, сверкающие золотом купола Киево-Печерской лавры.
Фрагменты барельефа на постаменте памятника Н.В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве с изображением персонажей из комедии «Ревизор» и повести «Невский проспект».
Петербург – бюст Гоголя у Адмиралтейства в Александровском саду.
В Петербурге совершился решительный поворот в его судьбе. Здесь он приобрел славу, познакомился с А.С. Пушкиным, получил от него высокую оценку «Вечеров...», сюжеты для «Мертвых душ» и «Ревизора», началась его дружба с В.А. Жуковским, Н.А. Плетневым, В.Г. Белинским, М.А. Максимовичем.
Все его произведения впервые публиковались в Петербурге. Его пьесы ставились на петербургской сцене. Петербург стал местом действия многих произведений, а в некоторых и героем. Петербург единственный получил развернутую характеристику из отечественных городов («Петербургские записки 1836 г.»). Большая часть произведений Гоголя создана в Петербурге. Здесь он создал галерею образов, в том числе таких диковинных, как сошедший с ума чиновник Поприщин и покинувший лицо майора Ковалева Нос. Персонажи его произведений живут уже второе столетие в северной столице.
Памятник Гоголю работы Томского в начале Гоголевского бульвара в Москве
Сравнение начинается с «Петербургских записок 1836 года». На эту тему писали и современники Гоголя, в том числе А. Пушкин, В. Белинский, А. Герцен, а в последующем А. Белый, Ю. Тынянов, В. Шкловский, В. Солоухин. Гоголь воспользовался методом персонификации города. Каждая из столиц – личность. Гоголь говорит о них, как о людях с их внешностью, привычками, характером, поведением.
Сравнительная характеристика проводится по многим линиям. «Москва женского рода. Петербург – мужского. В Москве все – невесты, в Петербурге все – женихи. Петербург наблюдает большое приличие в своей одежде, не любит пестрых цветов и никаких резких и дерзких отступлений от моды; зато Москва требует, если уж пошло на моду, то чтобы во всей форме была мода: если талия длинна, то она пускает ее еще длиннее; если отвороты фрака велики, то у нее – как сарайные двери. Петербург – аккуратный человек, совершенный немец, на все глядит с расчетом, и прежде, нежели задумает дать вечеринку, посмотрит в карман; Москва – русский дворянин, и если уж веселится, то веселится до упаду и не заботится о том, что уже хватает более того, сколько находится в кармане; она не любит середины». И так во всем. «В Москве литераторы проживаются, в Петербурге наживаются... Москва – большой гостиный двор; Петербург – светлый магазин... Петербург любит подтрунивать над Москвою, ее аляповатостию, неловкостию и безвкусием; Москва кольнет Петербург тем, что он человек продажный и не умеет говорить по-русски». И вывод: «Москва нужна для России; для Петербурга нужна Россия».
Особую роль в формировании его личности, становлении и развитии как писателя сыграли Нежин, Петербург, Рим, Москва, которые явились вехами на его жизненном и творческом пути.
1.3. М.Ю. Лермонтов: Тарханы
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 2908;