Немецкое Просвещение
Немецкое Просвещение по своим общим тенденциям было иным, нежели английское и французское. В силу исторических особенностей, культура Германии в конце ХУ111 века не имела социально-политической направленности; новое движение мысли развивалось в крайне неблагоприятных общественных условиях. В то время как Англия и Франция представляли собой централизованные государства, Германия в это время – почти «феодальная» страна, разделенная на множество княжеств, в каждом из которых был особый диалект, а единый национальный язык только начинал складываться. Известный просветитель Виланд писал в статье «О немецком патриотизме»: «В Германии есть патриотизм бранденбургский, баварский, франкфуртский – но не немецкий». По словам Гете, «Все мы – частные люди, каждый представляет взгляды своей провинции, своего города, самого себя».
Литературный труд не имел профессионального статуса, писатель – это, как правило, пастор, чиновник, домашний учитель или библиотекарь при княжеском дворе. Тем не менее Германию называли «страной философов и поэтов»: в литературе преобладали философские, морально-этические интересы; и борьба шла не за политические свободы, а за новое, рационалистическое мировоззрение. Однако главные идеи немецкого Просвещения близки общеевропейским. Это вера в разумную природу мира, в науку и прогресс, в силу педагогико-воспитательного начала культуры. В историю вошли яркие имена немецких авторов: философы Лейбниц и Кант, литературный критик и теоретик Г.Т.Э. Лессинг, создатель эстетики как специальной науки Винкельман. Книга Винкельмана «История искусства древности» (1764), раскрывшая новое понимание античности, получила всемирное признание; это первый опыт систематического изложения истории греческого искусства как смены стилей. Центральная фигура эпохи – великий немецкий ученый-натуралист, философ, лирический поэт и прозаик И.В. Гете (1749-1832).
Прославившийся уже в юности своими стихами и сентименталистским романом «Страдания юного Вертера», Гете посвятил несколько десятилетий главному труду всей своей жизни – стихотворной трагедии «Фауст». В этом произведении, как отмечают его исследователи. воплотился сам дух эпохи Просвещения – с ее и оптимистически позитивными, и трагическими смыслами. Впоследствии в образе Фауста стали видеть символическое выражение всей западной культуры Нового времени– ее рационализма (см.: О. Шпенглер, «Закат Европы»; 1918).
Философско-этическая суть всего произведения в целом заключается в масштабной постановке вопроса о смысле человеческой жизни. В этом плане необходимо указать на то, что на протяжении последующих двух столетий темы и мотивы «Фауста» находили разностороннее развитие в самых разных национальных литературах; в немецкой литературе наиболее известен роман Т. Манна «Доктор Фаустус», написанный в середине ХХ века. В России трагедия Гете отзывается в целом ряде произведений – у И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского (особенно в романе «Братья Карамазовы»), в поэзии Серебряного века; в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и др.
Сюжетная основа произведения строится на истории жизни главного героя, известного уже по средневековым легендам о маге и чернокнижнике Фаусте, заключившем сделку с дьяволом. Второй важный источник сюжета – библейская книга Иова (Ветхий завет). Гетевский Фауст, посвятивший себя изучению наук, на склоне лет постигает, что смысл жизни остался ему неведом; чтобы его найти, он, как и его мифический прототип, заключает договор с дьяволом – бесом Мефистофелем, «духом отрицанья и сомненья»: в обмен на свою душу Фауст ждет встречи с мгновением истины:
Когда воскликну я: «Мгновенье,
Прекрасно ты, продлись, постой!» -
Тогда готовь мне цепь плененья,
Земля, разверзнись подо мной!
Твою неволю разрешая,
Пусть смерти зов услышу я –
И станет стрелка часовая,
И время минет для меня!
Поиск смысла жизни проходит у Фауста несколько этапов: разочаровавшись в «книжном» знании и занятиях науками, он ищет его в любви (Первая часть; трагическая история Маргариты), затем – в поклонении искусству, далее – в политической деятельности и наконец, на завершающем этапе всех исканий, в служении людям (Вторая часть). В итоге окончательная истина так и не найдена, но душа Фауста спасена, поскольку он бесстрашно и мужественно принял на себя ответственность за собственную жизнь, требующую от любого человека, по Гете, непрерывных поисков деятельного пути, активной личностной позиции в мире:
Я целый край создам обширный, новый,
И пусть мильоны здесь людей живут
Всю жизнь ввиду опасности суровой,
Надеясь лишь на свой свободный труд…
Я предан этой мысли! Жизни годы
Прошли не даром, ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1200;