Французское Просвещение
Французское Просвещение внесло в эстетику писательского творчества свой весомый вклад. Прежде всего именно французские просветители придали гуманитарной культуре светский характер, освободив ее от религиозного духа как непререкаемо обязательного. Критика официального института католической церкви, утверждение принципов свободы воли и вероисповедования – отличительная черта идеологии французских мыслителей ХУ111 века. Острая политическая направленность их деятельности была социально результативной: Великая Французская революция, в ходе которой на смену монархии пришло республиканское правление, стала выразительнейшим итогом беспримерных усилий просветителей в области социальных реформ. Важнейший документ эпохи – первая в истории научная «Энциклопедия», состоящая из 17 томов, репрезентирующих всю духовную культуру Просвещения. Основные авторы и составители – Дени Дидро и Жан д̉ Аламбер, но в ее создании участвовали все лучшие умы времени (183 автора); так, Вольтер написал более 50 статей. Пафос многотомника – борьба за прогресс, за социально-политическое, экономическое, интеллектуальное и нравственное совершенствование общества. Приведем небольшой фрагмент из энциклопедической статьи «Тиран», написанной Д. Дидро:
«Ныне под словом тиран подразумевается не только захватчик верховной власти, но и законный государь, злоупотребляющий своей властью, попирая законы, угнетая свой народ, делая своих подданных жертвами своих страстей и несправедливых притязаний, которыми он подменяет законы».
Ф.-М. А. де Вольтер (1694-1778) – известнейшее имя в Европе и России второй половины столетия. Это поэт, драматург, историк, философ и публицист. В художественной литературе и сегодня сохраняют свое значение его повести «Кандид, или оптимизм» и «Простодушный», насыщенные глубоким философским смыслом, связанным с идеей внутренней и внешней свободы каждого человека как условием общественного бытия. В то же время данные произведения отличаются сказочно-аллегорической сюжетикой и живой, иронически-скептической тональностью, что содействовало сближению литературы и читателей и тем самым сыграло важную роль в общей «демократизации» жанров.
Один из самых значительных писателей Просвещения – Жан-Жак Руссо (1712–1778), – основоположник европейского сентиментализма. Это литературное направление, в контексте которого был разработан на уровне художественного изображения сложный мир естественных человеческих чувств. Руссо считал, что по своей природе, изначально, каждый человек обладает нравственностью и душевой чистотой, но под губительным воздействием «цивилизации» эта врожденная моральная цельность искажается и уничтожается. В трактате «Рассуждение о науках и искусствах» (1750) Руссо задается вопросом, «способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов», и приходит к резко негативному ответу:
В современном обществе нет ни искренней дружбы, ни настоящего уважения, ни полного доверия; под вероломной маской вежливости скрываются подозрения, опасения, задние мысли, ненависть и предательство… Наши души развращались, по мере того как совершенствовались науки и искусства. По мере того, как их успехи озаряют наш небосклон, исчезает добродетель. Когда Рим наводнился ораторами и философами, там стали пренебрегать военной дисциплиной, презирать земледелие, забывать об отечестве.
В знаменитых романах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль, или О воспитании» (1762)Руссо излагает свой взгляд на воспитание, развернутый как настоящая педагогическая концепция. Ее смысловое ядро – неколебимая убежденность в необходимости естественной жизни на лоне природы как залоге сохранения всех внутренних богатств души:
Чистый горный воздух – истинная причина благой перемены в моем душевном состоянии, причина возврата моего давно утраченного спокойствия. В самом деле, на горных высотах, где воздух чист и прозрачен, все испытывают одно и то же чувство – здесь дышится привольнее: тело становится как бы легче, мысль яснее; страсти не так жгучи, желания спокойнее. Размышления принимают какой-то возвышенный и значительный характер, под стать величественному пейзажу, и порождают блаженную умиротворенность, свободную от всего злого, от всего чувственного. Как будто, поднимаясь над человеческим жильем, оставляешь все низменные побуждения; душа, приближаясь к эфирным высотам, заимствует у них долю незапятнанной чистоты. («Юлия, или Новая Элоиза», пер. А. Худадовой).
Педагогические взгляды Руссо оставили яркий след и в последующей традиции; его труды входят и сегодня в учебные программы по педагогическим дисциплинам.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 831;