Профессиональная этика как наука о профессиональной морали.
Возникновение профессиональной этики обусловлено реальным разделением труда, совершенствованием производственных отношений, что привело к выделению профессий. Зарождение профессий как формы трудовой деятельности, являющейся источником существования конкретных людей, потребовало от них специальной подготовки и обусловило специфику профессиональных отношений.
Если этика как наука о морали существует почти 2,5 тысячи лет, то профессиональная этика как раздел своими корнями уходит в античность. У ее колыбели стояли Аристотель, Гиппократ, сформулировавший первые нормативы медицинской этики, и другие мыслители древности. Проблемами профессиональной этики занимались многие философы и социологи: Бентам, Мандевилль, Монтескье, О.Конт, Э.Дюркгейм и другие.
Таким образом, профессиональная этика - это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, особенно тех профессий, предметом труда которых является человеческая личность или социальные группы общества.
Этика сотрудников органов внутренних дел - это наука о применении общих норм и принципов морали в их практической деятельности и повседневном поведении. Иногда можно встретить мнение, что существование профессиональной морали якобы оправдывает наличие профессионально нравственных норм, ограничивающих или вообще устраняющих действие ряда общих нравственных норм и принципов. Однако, профессиональная этика возлагает прежде всего дополнительные нравственные обязанности на представителей той или иной профессии, ни в коем случае не давая права нарушать какие-либо общие нравственные принципы и нормы.
Содержание всякой профессиональной морали базируется на системе нравственных принципов, существующих в обществе, и не может быть каких-либо профессиональных норм, которые бы им не соответствовали, или, тем более ограничивали их. Подобные нормы были бы просто лишены нравственного содержания.
3. Мораль: понятие, происхождение, функции, исторические типы.
По вопросу происхождения морали имеются существенные разногласия. Условно можно выделить три концепции ее возникновения:
Первая концепция происхождения морали – религиозная, согласно которой мораль дается человеку от Бога. Поэтому первоначальным и высшим основанием морали религия считает «Божественный закон», имеющий ряд градаций.
Божественные законы носят непреходящий характер, и поэтому нравственная природа человека, согласно религиозной концепции, неизменна: добро есть добро, зло есть зло. Религиозная концепция морали авторитарна: моральные требования в виде Божественного закона, «написанного в сердцах», даны человеку высшим авторитетом – Богом и сформулированы в декалоге – десяти библейских заповедях.
Вторая концепция – натуралистическая,утверждающая, что мораль присуща человеку изначально и заложена самой природой.
Мораль является самой древней формой человеческого сознания, ее зачатки можно видеть уже в первобытном обществе. Более того, в соответствии с рядом научных теорий, в частности - с теорией Дарвина о происхождении нравственного чувства у человека, источником всех этических понятий и всего последующего развития нравственности является общественный инстинкт, присущий как человеку, так и всем общественным животным, то есть источником и основой нравственного начала является сама природа.
Третья концепция – социологизаторская, связывает возникновение морали исключительно с развитием общества. С этих позиций тайна нравственности заключена не в человеческом существе, а уходит своими истоками в социально-исторические условия и потребности общества. Нравственность рассматривается как ответ на эти потребности, ибо она организует поведение человека и его взаимоотношения с другими людьми наиболее «выгодным», наиболее «удобным» для общества образом, обеспечивая его оптимальное существование.
При этом другие авторы выделяют две основные теории происхождения морали – эволюционно-генетическую и социально-историческую.
Суть эволюционно-генетической теории заключается в понимании морали как инстинкта, унаследованного от животных предков.
Сущность социально-исторической теориисостоит в том, что нравственность (мораль) выделяется и развивается исторически, а не есть нечто данное с самого начала существования человеческого общества. При этом мораль формируется в процессе социального общения и усвоения культурного наследия общества.
Функции морали.
Гносеологическая (познавательная) функция морали находит свое проявление в том, что мораль отражает взаимоотношения людей, проявляемые в их непосредственном общении. Это отражение воплощается в моральных чувствах, нормах, принципах, взглядах, оценках. Индивид, оценивая поступки свои и других, получает неизбежно известное представление о внутреннем мире как своем собственном, так и других людей.
Ценностно-ориентирующая функция морали выражается в том, что всякая система моральных норм, принципов и идеалов представляет собой совокупность ценностей, которые служат ориентиром деятельности общества и личности. Человек, усваивая систему ценностей, выработанную обществом, формирует свои взгляды и убеждения, которые и служат для него средствами ориентации.
Регулятивная функция морали состоит в том, что мораль регулирует и направляет в определенное русло отношения между людьми. Непосредственным внутренним регулятором поведения являются чувства (чувство долга, совести и т.д.), внешним - нормы.
Мораль выступает регулятором общественных отношений, субъектами которых являются как отдельные индивиды, так и общество в целом. В процессе этих общественных отношений происходит саморегуляция морального поведения личности и моральная саморегуляция социальной среды в целом.
Воспитательная функция морали состоит в том, что мораль концентрирует в себе нравственный опыт человечества и передает его содержание другим поколениям.
Воспитательная функция - одна из важнейших функций морали. Мораль делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого воспитания. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами. В процессе нравственного воспитания меняется соотношение сущего и должного в пользу последнего.
Оценочная функция.Такая функция характерна не только для морали, но и для искусства, религии, права, политики и др. Оценочная функция морали состоит в следующем:
- оценка производится через базовые понятия морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть; в моральном сознании сущее сопоставляется с должным; моральные оценки носят универсальный характер, распространяясь на все действия человека;
- моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения.
Мировоззренческая функция.Моральное сознание неизбежно выходит на высшие ценности, ибо мораль не может быть сведена к простым нормам. Мораль должна обосновать, оправдать эти нормы, указать, во имя чего они должны выполняться, неминуемо выводя индивида на постановку смысложизненных вопросов. Решение же этих вопросов невозможно без какого-то представления о мире в целом.
Для того чтобы составить представление о мире, недостаточно одних лишь выводов науки, так как научная картина мира и мировоззрение - это совсем не одно и то же. Мировоззрение, кроме знания, включает в себя сложную гамму чувств. Мировоззрение в моральном сознании формируется через призму специфических понятий (добро, зло). Решение вопроса о смысле жизни и счастье, понимании добра и зла во многом зависит от характера представлений о мире.
Прогностическая функция. Мораль устремлена в будущее, старается ухватить контуры будущих общественных отношений, прообразы человека будущего. В моральных правилах отражается желаемое бытие. В определенном смысле мораль есть отрыв от сущего – «забегание вперед». Своим содержанием мораль дает представления о том, какой действительность должна быть, чтобы удовлетворять каким-то требованиям. То есть мораль это требование лучшего.
Идеологическая функция. Мораль является важной основой общественной жизни, ее реальным смыслом. Она охватывает все виды человеческого бытия, выступая своеобразным вектором сознательной жизни.
Наконец, мораль охотно используется политиками. Способность морали усиливать или ослаблять политические позиции является очень важной составной частью идеологической функции морали.
В зависимости от способа производства на различных исторических этапах развития общества выделяются следующие типы морали: мораль первобытного строя, мораль рабовладельческого, феодального, буржуазного и современного общества.
Структура морали.
Рассмотрим точку зрения большинства современных исследователей, которая признает в морали три структурных элемента:
- нравственную деятельность;
- нравственные отношения;
- моральное сознание.
Нравственная деятельность людей - это основа морали. Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиции разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает в себя: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком или оценка со стороны окружающих.
Мотив – нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же во имя чего совершается данное дело (во имя справедливости или содержится злой умысел).
Цель - это то, что человек предполагает, планирует сделать. Для достижения цели используются определенные средства, которые по своему содержанию могут быть нравственными или безнравственными.
Например, в деятельности сотрудников органов внутренних дел при проведении допроса, преследующего положительную цель - раскрыть преступление, могут использоваться как положительные, нравственные (законные), так и отрицательные (незаконные) средства: угроза, психологический нажим, различные формы насилия и т.д.
Деятельность имеет определенный результат – материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение (соответственно нравственное или безнравственное).
Оценка окружающими как самого поступка, так и его результата и мотива. При этом важно отметить, что в целом нравственный характер деятельности зависит от выбора соответствующих целей и средств. Если один из этих элементов приобретет безнравственный оттенок, то и деятельность изменит свою направленность.
В любой человеческой деятельности между ее участниками складываются специфические отношения, которые являются вторым элементом морали.
Нравственные отношения, складываясь в процессе нравственной деятельности, являются условием осуществления этой деятельности.
В зависимости от объекта нравственные отношения подразделяются на следующие виды:
- нравственные отношения личности и общества;
- нравственные отношения личности и личности;
- нравственные отношения личности к самой себе;
- нравственные отношения личности и человечества.
Третьим элементом общей структуры морали является моральное сознание- система взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.
Со времен античности в человеческой душе выделяли три части разумную, волевую и чувствующую. Исходя из этого моральное сознание включает в себя два уровня отражения действительности: эмоционально-чувственный и рациональный.
На рациональном уровне моральное сознание выступает в виде понятий, суждений, моральных норм.
Моральные нормы - это наиболее простые формы нравственных требований, предъявляемых к каждому человеку.
Моральные нормы позволяют, с одной стороны, совершать необходимый (моральный) выбор действий и поступков в типичных ситуациях, а с другой стороны - осуществлять оценку и контроль за этими действиями и при помощи общественного мнения регулировать поведение людей.
В научной литературе различают позитивные и негативные нормы морали. Позитивные нормы предписывают необходимую линию поведения, побуждают к определенного рода действиям («Будь правдив», «Уступи место старшим»). Негативные нормы запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка («Не завидуй», «Не оскорбляй»).
Нормы морали регулируют поведение человека. Более сложной формой морального сознания, по сравнению с нормами, являются принципы морали, которые представляют собой наиболее обобщенное выражение моральных требований.
Разум способен «обуздать» страсти. Однако встречаются ситуации, когда одного разума недостаточно. Не всегда оценка той или иной жизненной ситуации, поступка человека только с позиции разума является достаточно объективной. И здесь на помощь разуму приходят нравственные чувства.
Чувства - это особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.
По сравнению с рациональной сферой сознания чувства более субъективны. Нравственные чувства- это внутренняя реакция человека на поступок, совершаемый как им самим, так и другими людьми. Как следствие этой реакции возникает определенное отношение к поступку, которое может проявляться в виде внутриличностных переживаний: чувства стыда, раскаяния, угрызений совести и т.д., либо в виде переживаний, направленных вовне: сострадание, ненависть, равнодушие, злоба и т.д. Нравственные чувства весьма многообразны. К ним относятся: чувство любви к Родине, патриотизма, справедливости, чести, достоинства, сострадания и т.д.
Эмоционально-чувственный уровень морального сознания включает в себя совокупность нравственных чувств и переживаний.
Позитивным нравственным чувствам противостоят негативные: зависть, трусость, жестокость. По существу они являются безнравственными чувствами, т.к. лишены главного признака нравственности - осознания необходимости способствовать укреплению общественных начал человеческой жизни.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 19292;