Подзаконный нормативный акт и его виды
Подзаконный акт – это акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.
Как правило, все подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти. По сфере распространения и субъектам издания подзаконные акты подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.
1. Общие подзаконные акты.
Действие этих актов распространяется на всех лиц, находящихся на территории определенного государства. К общим подзаконным актам относятся Нормативные предписания высших. органов исполнительной власти: нормативные указы президента, постановления правительства. В президентской (суперпрезидентской) республикенормативные указы президента обладают высшей юридической силой в системе подзаконных актов страны.
На основе и во исполнение указов президента принимаютсяпостановления правительства, которые более детально (в сравнении с указами) регламентируют различные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.
2. Местные подзаконные акты издают органы представительной и исполнительной власти на местах: в краях, областях, округах и т. д. В отличие от общих подзаконных актов, действие местных актов ограничено подвластной им территорией. Например, решение Правительства Москвы распространяется только на территорию Москвы.
Ведомственные подзаконные акты представляют собой разновидность правовых актов общего действия, которые, однако, распространяются лишь на ограниченную (специальную сферу общественных отношений [банковские, транспортные, правоохранительные] и т. д.).
37. Понятие государства: исторические и современные трактовки
В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия "государство", например:
· общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства (Н. Коркунов);
· естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка (Л. Гумплович;
· союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью (Л. Тихомиров);
· союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории (Е. Трубецкой);
· союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти (И. Ильин).
Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.
Но ни одно из множества известных определений государства не является исчерпывающим, они лишь позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:
1. государство - это продукт общественных отношений;
2. государство - это форма существования общества;
3. государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая структура всех сфер жизни общества (экономической, политической, социальной и духовной): «…с определенного момента развития общества государство является необходимым способом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизнедеятельности»;
4. при любом определении государства речь идет и о системе властных государственных органов;
5. потребности общества определяют назначение, функции, цели и задачи государства.
Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов.
Понятие и содержание национальной правовой системы
Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства).
Национальная правовая система – элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного.
В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.
Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую (индусское право), славянскую. Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права.
В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников: юридических, духовных (религия, этика и т.д.) и культурно-исторических. Один из этих признаков может преобладать в разграничении правовых семей. Так, форма, перечень и иерархия юридических источников права (форм права) традиционно рассматривается в качестве основного различия между семьей общего права и романо-германской.
В частности, для романо-германской правовой семьи право выступает в виде норм, имеющих законодательное выражение (в виде закона или кодекса), а правоприменитель лишь сравнивает конкретную ситуацию с общей нормой и в ней находит решение дела. Основной источник англо-саксонского (общего) права – судебный прецедент, т.е. судебное решение судов определенного уровня по конкретному случаю, способ обоснования которых для других нижестоящих судов является образцом решения аналогичных дел.
39. Понятие права: исторические и современные трактовки
Право – в объективном смысле система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых силой государства и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни.
Материалистическая теория права представлена в работах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей. В основе лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Как и государство, оно является продуктом классового общества. Его содержание носит классово-волевой характер. Данное учение видит сущность права в его классовости и материальной обусловленности.
В психологической теории (Петражицкий, Росс) право трактуется, главным образом, как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. Петражицкий считал, что эмпирическая наука изучает два вида бытия – физическое и психическое. Право, как одно их явлений этого бытия, принадлежит миру психики и представляет собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей.
Сторонники нормативистского направления (Кельзен и др.) утверждают, что государство есть лишь результат действия норм права, а само право рассматривают как совокупность норм, содержащих правила «должного поведения». Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право «в чистом виде», вне связи с политическими, нравственными и другими оценками, так как в ином случае наука теряет объективный характер и превращается в идеологию. Исходным для данной концепции является представление об «основной (суверенной) норме» как норме, которая обосновывает эффективность и юридическую силу всех остальных норм.
Основной тезис «теории естественного права» (Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также «естественное право». Последнее понимается как совокупность прав, которыми люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения (право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность и др.). Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.
Согласно теории «возрожденного естественного права» (современная модификация естественно-правововй теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему «естественному праву» вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть право, установленные государством, признается только в том случае, если оно не противоречит естественному праву». Выделяют два основных направления – неотомизм (современная интерпритация учения Фомы Аквинского) и «светская».
Социалогическое направление (Эрлих, Паунд, Ллевелин) основывается, главным образом, на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики. Сторонники этого направления обращаются прежде всего к процессу реализации права, выдвигают лозунг «право в действии». Правовые нормы государства – это лишь часть права. Наряду с ними существует «живое право», которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное, утверждают они, - изучение реального порядка, то есть не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. Право понимается как хотя и относительно самостоятельный, но все же лишь один из многих факторов социальной действительности.
40. Постсоветская правовая семья: тенденции современного развития
Постсоветские правовые системы не формируют самостоятельную правовую семью. Вместе с тем, определение их места на правовой карте мира является актуальным.
По какому пути они будут развиваться: либо присоединятся к одной из существующих правовых семьей, либо пойдут по пути образования новой правовой семьи? Данный вопрос вызывает дискуссию, отражающую разное видение не только исторического пути их развития, но и перспектив их трансформации.
На обсуждаемый в научной литературе вопрос о том, является ли правовая система России составной частью романо-германского права (этот вопрос можно распространить и на современные правовые системы государств постсоветского пространства), М.Н.Марченко перечисляет три варианта развития правовой системы России.
Согласно первому варианту, российское право сохраняет свой самостоятельный характер и не принадлежит ни к какой правовой системе.
Согласно второму варианту, российское право относится к романо-германскому праву как его составная часть и продолжение, и в качестве подтверждения М.Н. Марченко ссылается на мнение Р. Давида: «Россия всегда входила в романо-германскую правовую семью. Русская юридическая наука много заимствовала из византийского права, т.е. из римского права и из стран континентальной Европы, придерживающихся романской системы».
Согласно третьему варианту российская правовая система, являясь типовым вариантом социалистического права в советский период, кардинальным образом изменила свою сущность в постсоветский период и рассматривается как система, имеющая много общих признаков с романо-германским правом, в частности структуру права, общие истоки развития и систему источников
Многие исследователи считают, что тенденции развития правовых систем постсоветских государств дают основания полагать, что они движутся в сторону присоединения к семье романо-германского права. Они постепенно отходят от своего социалистического прошлого.
С.С. Алексеев национальные правовые системы государств постсоветского пространства относит к отдельной правовой системе, названной им системой традиционного неотдифференцированного типа или правом Востока. Также для обозначения указанных правовых систем используется термин — «византийское право».
Нельзя отрицать влияние, которое оказало византийское право не только на правовую систему России, но и правовые системы других государств, образовавшихся на постсоветском пространстве. Например, на территории Молдовы было реципировано (воспринято) византийское право, представляющее собой переработанное для нужд феодальной Византийской империи римское право.
В той же степени это относится к Грузии и Армении. В частности, можно говорить о значительном влиянии высокоразвитого византийского права на правотворчество грузинских царей.
Западные государства восприняли римскую идею права, изложили ее своим языком, интерпретировали ее в новом германском контексте. Однако, западно-европейские государства осуществили рецепцию римского права в более полном объеме, чем это удалось сделать России с правом византийским.
Самобытность правовых систем на постсоветском пространстве не должна абсолютизироваться, так как это уже ведет к обратному результату от «европоцентризма» — к необоснованной исключительности. В то же время весь предыдущий опыт «догоняющего развития» Украины и России и их права говорит о том, что внешнее копирование чужих образцов неизбежно закладывает отставание в правовом развитии.
Таким образом, определяя место постсоветских правовых систем на правовой карте мира, необходимо отметить, что данные правовые системы постепенно отходят от социалистического прошлого, хотя по-прежнему носят на себе отпечаток идеологизированной правовой системы.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 982;