Основные учения о формировании государства и права
Теории происхождения государства.
Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Творец всего сущего на Земле, в том числе и государства – Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно.
Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.
Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости.
Учение о государстве Гегеля.(1770-1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, –государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»). Государство есть высшая форма реализации нравственности.
Теория насилия (завоевания). (конец ХIХ – начало ХХ в.) Гумплович, Каутский, Дюринг опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). « Мать государства – война и насилие». Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы. Каутский, развивая утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания.
Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для нее характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антогонизмом. Суть в формуле –«Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».
Теории возникновения права.
Теологическая исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Хотя теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, но она опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.
Теория естественного права – параллельно существуют позитивное право (т.е. созданное законодательным путем) и право естественное. Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного.
Историческая школа.(ХVIII – ХIХ вв. Гуго, Савиньи, Пухта - Германия). Право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Смыкается с религиозными воззрениями. Так, Пухта, утверждал, что « право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».
Нормативиская теория Кельзена. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.
Психологическая теория. Петражицкий усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных переживаниях». Право – это « особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в психике индивида».
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1935;