Вклад Римского-Корсакова в развитие программной симфонической музыки
В симфоническом творчестве Римского-Корсакова широко представлено направление, ведущее свою родословную от симфонической музыки Глинки и Балакирева.
Большую часть симфонического наследия Римского-Корсакова составляют программные сочинения, а также произведения, написанные на народные, темы. Программность явилась одним из ведущих творческих принципов композитора в области симфонической музыки. «Для меня даже народная тема своего рода программа»,— говорил он. Потому его произведения, не имеющие объявленной программы, но сочиненные на народные темы, также можно считать программными (употребляя это понятие в широком смысле слова).
Народная песня, сказка, былина, картины природы и народного быта преобладают в симфоническом (как и в оперном) творчестве композитора и определяют его повествовательно-картинный, эпический характер.
К симфоническому жанру Римский-Корсаков обращался в разные периоды своей композиторской деятельности, главным образом в 60-е и 80-е годы. Позднее самостоятельных оркестровых произведений он не создавал (исключение — оркестровая обработка песни «Дубинушка», относящаяся к 1905 году), ограничившись составлением ряда сюит из оперных фрагментов (наиболее известна сюита из «Сказки о царе Салтане»).
Традиция жанрового симфонизма Глинки представлена в многочисленных сочинениях Римского-Корсакова на народные русские темы: в Увертюре на темы трех русских песен, Первой симфонии, Симфоньетте, Концерте для фортепиано, Фантазии для скрипки и оркестра, а также в Сербской фантазии и Каприччио на испанские темы. Наиболее выдающиеся из них: Первая симфония и Испанское каприччио.
Первая симфония появилась в одно время с первыми симфониями Бородина и Чайковского и сыграла заметную роль в становлении жанра русской национальной симфонии.
В Испанском каприччио картины народного испанского быта, существенные черты национального характера и эмоционального склада, особенности музыки испанского народа переданы с замечательной правдивостью и художественной силой. В Каприччио сопоставлены: песенно-лирическое начало (вторая часть «Тема с вариациями» и четвертая часть «Сцена и цыганская песня») — и стихия праздничной танцевальности («Альборада» — в первой и третьей частях, «Фанданго» в пятой, последней части). Все пять частей Каприччио следуют без перерыва. Неоднократное появление темы Альборады (в первой, третьей и в конце пятой частей) укрепляет единство сюитной композиции Каприччио и вносит в нее черты формы рондо.
Партитура этого произведения восхищает блеском, многокрасочностью звучания, увлекательной игрой ритмов, поразительными оркестровыми находками. Особенно замечательна четвертая часть, где композитор ввел каденции — соло различных инструментов оркестра, тонко подчеркнув выразительные и виртуозные возможности каждого из них.
Римский-Корсаков создал новый для русской музыки 60— 80-х годов жанр симфонической сказки. Первым его симфоническим произведением сказочного содержания явилась музыкальная картина «Садко» (1866).
Начиная с «Садко», в творчестве Римского-Корсакова утверждается метод картинного, повествовательного симфонизма. Он сохраняется и в произведениях с восточными сказочными сюжетами. Так, в симфонической сюите «Антар», написанной вслед за «Садко», Римский-Корсаков создал широкое музыкальное полотно — сюиту музыкальных картин, иллюстрирующих важнейшие эпизоды программы.
В «Садко» и «Антаре» Римский-Корсаков стремился к последовательному отображению литературного сюжета, отчасти следуя в этом отношении программным принципам Берлиоза.
В произведениях конца 70-х («Сказка») и 80-х годов («Шехеразада», «Светлый праздник») проявляется новое отношение композитора к программности: он избирает программы без развитого сюжета-фабулы и передает поэтическое содержание в более обобщенной форме.
Римский-Корсаков внес много нового и интересного в трактовку форм симфонической музыки. Цикл и его отдельные части, композиция крупных одночастных произведений получают у него новое, интересное истолкование, чему способствует обращение к программности. Между тем даже самые смелые и необычные с точки зрения музыкальной формы сочинения композитора всегда отличаются классической отточенностью и стройностью.
Свойственное композитору блестящее мастерство оркестровки, так же как и все особенности его, глубоко своеобразной колористической манеры, нашли здесь свое ярчайшее выражение.
Шедевром симфонического творчества Римского-Корсакова и типичнейшим программным его произведением 80-х годов является симфоническая сюита «Шехеразада».
30. Обращение Н.А.Римского-Корсакого к культуре разных народов.
Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова, самого младшего из членов Могучей кучки, — живое олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального искусства.
Богатейшая художественная культура, созданная русским народом, русская история, народный быт вызывали у Римского-Корсакова, верного последователя Глинки, подлинную влюбленность, а с ней и приливы творческого вдохновения.
Особенной притягательной силой обладали для него те памятники народного искусства и быта, в которых жизнь народа представала с ее красочной, поэтической стороны: древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки. Именно в этом пристрастии проявилось индивидуальное, свойственное Римскому-Корсакову, понимание народности искусства; здесь он нашел свой путь как русский художник-музыкант. «В сущности, мой род — это сказка, былина и непременно русские», — говорил композитор. В его произведениях проходят картины старинной народной жизни, бытовой и обрядовой, оживает Древняя Русь во всем ее своеобразии и красочности — такой, как она представлялась поэтическому воображению композитора. В операх Римского-Корсакова на первый План выступают образы, олицетворяющие ум и художественную одаренность народа, его тягу к прекрасному, доброту и возвышенность чувств. Мечты народа о свободе, счастье, красоте, его представления о справедливости и добре композитор воплотил в ряде идеальных, сказочно-иллюзорных образов (берендеево царство в «Снегурочке», Царевна-Лебедь в «Сказке о царе Салтане»). Обращаясь к сюжетам историческим, Римский-Корсаков стремился к романтизированному, возвышенному изображению народных героев. Так, задумав оперу о Степане Разине, композитор просил либреттиста снять из проектировавшегося сценария оперы те сцены и эпизоды, в которых акцентировались кровавые события: «Личность Стеньки, — писал Римский-Корсаков,— должна быть непременно несколько идеализирована и должна возбуждать симпатию, а не отталкивать. Надо, чтобы восстала и пронеслась какая-то исполинская фигура среди угнетаемого народа...»
Таким образом, Римский-Корсаков сосредоточивал свое внимание в первую очередь на нравственных и эстетических идеалах народа, как они вырисовывались в памятниках народного художественного творчества.
Римский-Корсаков создал пятнадцать опер, многие из них навеяны народными сказками и преданиями. Подобно Глинке (см. ст. «М. И. Глинка»), Римский-Корсаков любил сопоставлять в музыке реальную действитель ность с миром фантастики, раскрывая чистоту и поэтичность сказочных образов, рожденных народным воображением. Ярко обрисованы в музыке и земные герои. Чаще всего это кресть янские юноши и девушки: Ганна и Левко («Майская ночь», 1878), Оксана и Вакула («Ночь перед рождеством», 1895), Купава («Сне гурочка», 1881). Любуясь красотой народных празднеств и обрядов, композитор показывает в этих операх разнообразные сцены деревен ского быта, щедро вводит русские и украин ские песни и пляски.
Особое место в творчестве Римского-Корсакова занимает опера-былина «Садко» (1896). Главный герой ее — новгородский гусляр Садко. Красочная музыка бытовых сцен сме няется фантастическими музыкальными кар тинами, где действуют сказочные персонажи, морской царь и его дочь — нежная Волхова. Музыкальные образы Римского-Корсакова от личаются необыкновенно яркой изобразитель ностью. Богатая творческая фантазия и компози торское мастерство позволили Римскому-Корсакову нарисовать в музыке и лунную ночь на Ильмень-озере, и бурный океан.
«Псковитянка» (1872) и «Царская невеста» (1898) — это оперы-драмы, не только воссоздающие картины русской жизни XVI в., но и глубоко раскрывающие характеры, правдиво рисующие душевные пережива ния героев — царя Ивана Грозного и его доче ри Ольги («Псковитянка»), опричника Гряз ного, кроткой Марфы и страстной Любаши («Царская невеста»).
Героическая опера «Сказание о не видимом граде Китеже и деве Февронии» (1904) написана на сюжет народного предания о татарском нашествии на Русь. В ней есть замечательная симфони ческая картина «Сеча при Керженце», рисую щая битву русских воинов с захватчиками (см. ст. «Язык музыки»).
Опера-сказка «Кащей Бессмертный» (1902) написана в период револю ционного подъема в стране. Злой Кащей, люто ненавидящий все живое, олицетворяет силы гнета, самодержавия. Но царство его оказы вается непрочным, буря несет свободу. Здесь в новых смело найденных формах выразились передовые, свободолюбивые убеждения Римского-Корсакова.
Последняя опера Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1907, по сказке Пушкина) — острая сатира на царизм. Компо зитор язвительно высмеивает трусливого, ту пого Додона и его слуг. В одной из сцен оперы он, обрисовывая духовное убожество «могучего властителя» Додона, обращается к мелодии «Чижика».
Лучшие симфонические произведения Римского-Корсакова воссоздают сказочные сюжеты (сюиты «Шехеразада», 1888, «Антар», 1868, симфоническая картина «Садко», 1867, и др.), изображают картины народной жизни («Испан ское каприччио», 1887). Композитор исполь зовал в этих произведениях подлинные мелодии разных народов. Искусно сочетая многообраз ные краски оркестра, Римский-Корсаков раз вертывает перед слушателями все новые и но вые картины, одна другой чудеснее.
Римский-Корсаков любил старинные народ ные песни, собирал, обрабатывал их, творчески развивая их особенности в своей музыке. «Я прислушивался к голосам народного твор чества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества»,— писал ком позитор.
Римский-Корсаков создал около 80 роман сов. Лучшие из них написаны на стихи А. С. Пушкина («Редеет облаков летучая гряда», «На холмах Грузии», «Анчар»), А. К. Толстого («Не ветер, вея с высоты», «Звонче жаворонка пенье»), А. Н. Майкова и других русских поэ тов. В этих романсах глубоко и искренне выра жены разнообразные чувства и переживания, созданы удивительно тонкие музыкальные обра зы природы.
Наш народ хранит благодарную память о великом композиторе, воспевшем красоту жизни, природы, народных песен и сказаний.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 2659;