История России в творчестве Мусоргского.
М. П. Мусоргский — один из самых загадочных композиторов XIX века. Неисчерпаемо разный, он в то же время един, всегда узнаваем. “Миры” Мусоргского существуют в согласии — в этом мощь его гения.
Будучи автором опер, романсов, хоровых сочинений, то есть преимущественно вокальным композитором, Мусоргский избирает слово в качестве главного носителя смысла. Творческая энергия гениального композитора, объединившего музыку и слово, создала искусство, воплотившее сокровенную правду жизни, высветив в каждом художественном образе наиболее сущностные и глубинные черты. Слово в его сочинениях наполнено музыкой, музыка, в свою очередь, обретает “словесные” свойства.
Сочинения Мусоргского — не “вокальные сочинения”, а повествования, написанные сердцем и душой композитора. Глубоко искренние, полные сострадания, они повествуют о жизни народа, отдельных людях и судьбах. Их сила — во взаимодействии музыки и слова, в котором Мусоргский оказался истинным реформатором, что с наибольшей силой проявилось в его оперном творчестве.
Русская композиторская школа начала формироваться в 60-х годах XVIII века — до того времени отечественная музыкальная культура жила преимущественно европейскими ценностями.
Русская музыкальная культура обладает такими характерными свойствами, как неторопливость становления, долгое впитывание “чужого” для осознания “своего”, высокая взыскательность к создаваемым произведениям. Свой художественный статус и высокое положение в мировой культуре она завоевала позже
Модест Петрович Мусоргский происходил из старинного дворянского рода. Он родился 16 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии.
Главным для композиторов “Могучей кучки” была опора на национальную специфику, близость к своим корням, к народным основам. В музыкальном отношении это, прежде всего, народно-песенное искусство, эпос, сказки, древние языческие обряды, эпизоды, взятые из народной жизни и исторического прошлого народа. Всё это осмысливалось ими не просто как красивые “картинки”, красочно изображающие национальную экзотику, но как самовыражение духа народа, иногда превращаясь в духовно-мистическое действо (“Хованщина” Мусоргского, “Снегурочка” и “Сказание о невидимом граде Китеже” Римского-Корсакова и другие сочинения композиторов-членов Балакиревского кружка).
В начале 60-х годов Мусоргский предпринял ряд поездок по России, обогативших его яркими впечатлениями. Он впервые посетил Москву, поразившую его своей необычной исторической красотой. В Москве развернётся сценическое действие его опер “Борис Годунов” и “Хованщина”.
Драгоценным материалом для творчества послужили и многочисленные типы людей, которых наблюдал композитор. Он писал: “Подмечаю баб характерных и мужиков типичных — могут пригодиться и те и другие. Сколько свежих, не тронутых искусством сторон кишит в русской натуре, ох, сколько! И каких сочных, славных”. Свои впечатления Мусоргский выразил в ряде романсов: “Калистратушка”, “Колыбельная Ерёмушки”, “Гопак”, “Светик Са- вишна”, “Семинарист” (последние два — на слова М. Мусоргского) и других.
Народные истоки творчества Мусоргского в ХХ веке получили продолжение в сочинениях композиторов “новой фольклорной волны” — Г. Свиридова, В. Гаврилина, Ю. Буцко; психологически-философская тема — в музыке Г. Малера, тема поющей и пляшущей смерти — у Д. Шостаковича, тема любви — у К. Дебюсси, тема детства — в творчестве С. Прокофьева и М. Равеля.
В ХХI веке “голос” Мусоргского можно расслышать в творчестве практически всех композиторов, пишущих духовные сочинения. Секрет его — в исповедальном характере творчества Мусоргского, в искреннем стремлении композитора донести до слушателя жизненную правду.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 3249;