Русская музыкальная критика о Мусоргском
Русская музыкальная критика 70-х гг. XIX века представляет достаточно драматичную картину брожения и борьбы мнений. В то время как русская творческая школа – М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский – достигает новых художественных высот, критическая мысль не только не проявляет единства в оценках, но мнения ее резко расходятся. Именно в 1870-е гг., как никогда еще в русской музыке, проявили себя одновременно яркие, сильные и разные творческие индивидуальности. И далеко не все современники смогли понять их. Тот, кто подходил к пониманию Мусоргского, не мог принять искусство Чайковского. Тот, кто начинал ценить реализм Чайковского, отвергал «правду» Мусоргского.
Убежденный сторонник "новой русской музыкальной школы" Стасов, взгляды которого уже вполне определились в предшествующем десятилетии, продолжал с прежней энергией и темпераментом выступать в защиту ее идей. Он горячо поддерживал творчество Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и обличал косность и консерватизм реакционных кругов, не способных понять его великое новаторское значение. В статье «Урезки в "Борисе Годунове" Мусоргского» Стасов с возмущением писал о грубом произволе руководства императорских театров по отношению к высочайшим образцам отечественного оперного искусства. Такой же гневный отклик вызвал у него отказ дирекции от постановки "Хованщины". "По счастью, – писал он в этой связи, – есть суд истории. Его уже ничем не выскоблишь и не затушуешь" (251, 120). Стасов был убежден, что подлинно великое найдет путь к людям и настанет время, когда передовое русское искусство будет признано во всем мире.
Однако в 80-е и 90-е годы произведения Мусоргского в России были малоизвестны, оперы ставились иногда лишь на частных сценах; русская музыкальная критика о Мусоргском после его смерти молчала. Гораздо больше интереса к нему проявляли во Франции. Дело в том, что в 1874 году только что изданный клавир «Бориса Годунова» (в авторской редакции) привез из Петербурга в Париж К. Сен-Санс. В 90-е годы во Франции появились первые музыковедческие статьи о Мусоргском. Супругами д'Альгейм — Пьером д'Альгейм и М. А. Олениной-д'Альгейм — были организованы лекции-концерты из произведений Мусоргского. Оленина-д'Альгейм, прекрасная камерная певица, исполняла его вокальные произведения; Пьер д'Альгейм написал книгу о нем. Французские композиторы того времени — А. Брюно, Э. Шоссон, Л. Бурго-Дюкудре, а также писатели, поэты и музыкальные критики Парижа были первыми ценителями музыки Мусоргского за рубежом; исполнения его произведений стали с нетерпением ждать в каждом концертном сезоне.
Если развитие критической мысли о творчестве Мусоргского было столь своеобразным, то не менее интересна проблема связи, преемственности и влияния музыки Мусоргского на творчество современников и последующих поколений.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1720;