Фортепианное творчество С.В.Рахманинова.
Лучшие и наиболее самобытные черты творческого облика Рахманинова проявились полнее всего в его фортепианных произведениях. В сочинениях для фортепиано отражается искусство Рахманинова - пианиста. Рахманинов был гениальным “певцом на фортепиано”, исполнение его отличалось широтой и напевностью. Произведения его отличаются мелодическим богатством, песенностью. В его музыке слышатся народно-песенные интонации. Рахманиновские мелодии льются так же свободно, плавно и непринужденно, как и русские песни.
Большое значение в его произведениях имеет ритмика. “Суровая и благородная” ритмика отражает мужественный, волевой тонус рахманиновского исполнения. Игра Рахманинова отличалась мужественным драматизмом, лирикой и виртуозностью. Для фортепианного изложения его произведений характерна плотная, полнозвучная фактура, сочность фортепианного звучания.
Для фортепиано Рахманиновым в жанре крупной формы написаны:
-две сонаты,
-два вариационных цикла,
-пять фортепианных концертов(в том числе, рапсодия на тему Паганини).
В своем творчестве Рахманинов развивал традиции русской музыкальной культуры. Традиции Чайковского были особенно дороги Рахманинову. Чайковский всегда оказывал ему внимание и поддержку. Подобно си бемольному концерту Чайковского концерты Рахманинова можно считать симфониями для фортепиано с оркестром. В них партия солиста на первом плане, но оркестр также принимает активное участие в раскрытии содержания.
Среди рахманиновских произведений второй до минорный концерт выделяется богатством художественных образов. Концерт отличает редкая художественная цельность, этому способствует тематическое родство между отдельными частям концерта - родство эмоциональное, интонационное, ритмическое.
Та же эмоциональная насыщенность, сочетание мелодического богатства с совершенством фортепианного стиля свойственны третьему, ре минорному фортепианному концерту Рахманинова. Написан он был в 1809 году. В третьем концерте усиливается роль пианистической виртуозности.
В фортепианном творчестве Рахманинова большое место занимают произведения малой формы:
-прелюдии,
-музыкальные моменты,
-этюды - картины.
В число первых изданных сольных фортепианных произведений входит знаменитая прелюдия до-диез минор. Впервые прелюдия до-диез минор ор. №2 прозвучала 26 сентября 1802 года. Судьба ее оказалась совершенно необычной. Она быстро стала завоевывать широкую популярность: ее играли студенты консерватории. В 1898 году в концертах А.И. Зилоти в городах Европы и Америки прелюдия имела исключительный успех. В Англии и Америке прелюдия была выпущена несколькими изданиями. Позже, когда Рахманинов, уже будучи известным пианистом, дирижером гастролировал в различных городах Европы и Америки, прелюдия до-диез минор сделалась обязательным номером в его концертах.
К числу ранних пьес Рахманинова, в которых проявились оригинальные черты раннего рахманиновского стиля, относятся “Пьесы-фантазии”. Написанные в 1892 году, в 19 летнем возрасте, они быстро завоевали популярность и вошли в репертуар пианистов. Под заголовком “Пьесы-фантазии” объединены пять пьес, в том числе знаменитая прелюдия до-диез минор, Элегия, Мелодия, Полишинель.
К числу пьес малой формы следует отнести его 10 фортепианных прелюдий соч.23, созданных после второго фортепианного концерта. Задуманы прелюдии как единый цикл, в котором пьесы расположены по принципу “от мрака к свету”. Пять драматических минорных прелюдий чередуются с пятью мажорными прелюдиями светлого настроения.
Выдающейся популярностью пользуется соль минорная прелюдия.
Лучшее и наиболее популярное из произведений Рахманинова, созданных за рубежом в 1934 году является “Рапсодия на тему Паганини” - крупное произведение для фортепиано с оркестром.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 4171;