Фортепианное творчество А.Н.Скрябина.
Фортепианное произведения составляют наибольшую по объему часть наследия Скрябина. Фортепиано с юности стало для него основным, самым близким средством воплощения творческих замыслов.
Фортепианное наследие Скрябина включает ряд произведений крупной формы – Концерт, 10 сонат и др. пьесы ( си-минорная фантазия, поэмы – «Трагическая», «Сатаническая», «К пламени», поэма-ноктюрн). Жанр поэмы появляется в фортепианном творчестве Скрябинав 900-хх гг.
Но наиболее многочисленную группу составляют миниатюры – главным образом, прелюдии, этюды. Некоторые пьесы носят причудливые, таинственные названия, отражающие философские и эстетические взгляды автора («Загадка», «Ирония», «Маска», «Странность»). В тяготении Скрябина к фортепианной миниатюре сказалась характерная для него глубокая интимность выражения, которая своеобразно сочеталась у него с тяготением к грандиозным «общечеловеческим», даже «космическим» концепциям. 24 прелюдии ор.11 (1888 – 1896). Этот цикл прелюдий пользуется особенно большой известностью. Первоначально композитор хотел написать два цикла из 48 прелюдий (по 2 в каждой тональности). Замысел этот не был осуществлен. Скрябин ограничился лишь одним циклом из 24 прелюдий во всех тональностях (ряд прелюдий, предназначенных для второго цикла, вошел в ор.13, 15-17). Он представляет собой своего рода сжатую «энциклопедию» наиболее типичных для первого периода творчества Скрябина образов и настроений. Созданные частью в России, частью во время первой заграничной поездки, прелюдии отразили различные жизненные впечатления композитора. «Годы странствий» - так мог бы назвать автор свои миниатюры. Это афористически краткие и разнообразные по содержанию фортепианные пьесы. Некоторые из них навеяны картинами природы. Однако, главное в эти пьесах – тонкое психологическое содержание, выраженное в чрезвычайно лаконичных формах. Прелюдии разнообразны по эмоциональному характеру. Многие из них представляют собой прекрасные образцы лирики Скрябина, либо безмятежно светлой (прелюдии D-dur, Ges-dur, Des-dur), либо меланхолической, проникновенно-скорбной (g-moll, e-moll) Открывающая цикл прелюдия C-dur пронизана выражением радостно возбужденной устремленности. Драматическая порывистость, волевая напряженность присущи прелюдиям es-moll, f-moll, d-moll. Сгущено сумрачный характер носят прелюдии gis и b-moll. Цикл построен по принципу смены ярко контрастных образов. В основе цикла шопеновский принцип – мажор – параллельный минор по кварто-квинтовому кругу. Прелюдия №10 cis-moll – принадлежит к числу драматических. Ее сурово-сосредоточенный образ раскрывается в развитии. Прелюдия изложена в лаконичной, классически четкой репризной 2хч форме. Основную роль в первом предложении играют краткие мелодические мотивы, которые начинаются каждый раз на слабой доле такта. Их экспрессивный характер связан с альтерированными звуками. Второй период начинается контрастирующим материалом более взволнованно-устремленного характера (E-dur). В репризе начальная тема динамизирована: вместо рр здесь дано ff, бас звучит с октавным удвоением, фактура становится массивнее. Музыкальный образ приобретает трагедийно-патетический характер. Прелюдия №14 es-moll является ярким примером характерных для Скрябина возбужденно-мятежных переживаний. Вся пьеса основана на чередовании энергично вздымающегося и вновь ниспадающего движения. Решительные квартовые ходы предвосхищают волевые темы многих последующих произведений Скрябина. Размер 15/8. Среди этюдов Скрябина особой известностью пользуется этюд dis-moll ор.8№12 (1893). Исходя из авторского обозначения «patetico» и общего характера музыки этюд этот называют «Патетическим». Этюд dis-moll – одна из высших точек скрябинского драматизма, мятежной патетики. Этюд написан в 3хч форме. Основная тема, порывистая, декламационная, заключает в себе характерные взлеты с пунктирным ритмом. Еще более напряженное динамическое изложение темы достигается в репризе. Две поэмы ор.32 воплощают типичные остроконтрастные эмоциональные сферы: утонченный лиризм и стихийно-героический порыв. Музыкальный язык поэмы Fis dur более изысканный и сложный по сравнению с прелюдиями ор.11 и другими ранними сочинениями. Образ заключенный в ней родственен некоторым образам 3-й симфонии и «Поэмы экстаза» («томления», «мечты»). Поэма D-dur – яркое выражение волевого начала скрябинской музыки. Мелосу свойственна декламационность, активные повелительные интонации.
Сочинения для фортепиано отразили творческие поиски Скрябина, представляя собой нередко как бы предварительные наброски музыкальных образов, воплощенных затем в крупных симфонических композициях.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 4590;