Симфоническое творчество А.Н.Скрябина.
Скрябин-симфонист выдвинул тему жизненной борьбы, преодоления препятствий, стоящих на пути человека. Центральное место в этих произведениях занимают активные образы героического подвига. Симфонии Скрябина отразили его интерес к эстетическим и философским проблемам. Его влекло к исключительно широким по масштабу замыслам, он мечтал об искусстве, обращенном ко всему человечеству. Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились волевой порыв, напряженная динамическая экспрессия, особая «полетность» и утонченная лирика. Произведения Скрябина, воплотившие идею экстаза, устремленного к неведомым космическим сферам порыва, идею преобразующей силы искусства (венцом таких творений должна была стать «Мистерия», в которой объединились бы все виды искусства, а также свет) отличаются большой степенью художественного обобщения, силой эмоционального воздействия. Скрябин – яркий новатор в области средств музыкальной выразительности и жанров, в поздних сочинениях основой гармонической организации является гармония альтерированной D (прометеевский аккорд). Он впервые ввел в симфоническую партитуру специальную партию света ( в "Прометее" ), что связано с цветным слухом.
Первая симфония необычна по форме. В ней 6 частей. Финал написан для оркестра, хора и 2-х певцов-солистов (литературный текст принадлежит композитору). Симфония задумана как гимн во славу искусства.
Вторая симфония во многом близка к первой, но обнаруживает большую творческую зрелость. Она более драматична, монументальна. В ней чувствуется широкий симфонический размах. Скрябин закончил ее в 1902 г.
В 1903 г. Скрябин пишет одну из лучших своих сонат – 4-ю и начинает работу над 3-й симфонией, явившейся одним из наиболее значительных вдохновенных его произведений. В нем обобщены многолетние творческие искания композитора. В 3-й симфонии и 4-й сонате Скрябин сделал попытку выразить некоторые философские идеи. Об этом говорит название симфонии – «Божественная поэмы» - название частей – «Борьба», «Наслаждение», «Божественная игра», а также подробная программа 4-й сонаты. 3-я симф. – произведение больших масштабов. В ней 3 части, исполняемые без перерыва. Это огромная симфония-поэма, основные разделы которой объединены общностью тем, интонаций.
Скрябин еще раз обращается к психологической «теме преодоления», связанной в его творчестве с утверждением героических образов. «Зерно» симфонии – могучая волевая тема вступления (Lento). Она подобно лейтмотиву проходит через все произведение, открывает и завершает его. Героическая тема вступления является зерном, из которого вырастает ряд следующих тем. Главная партия в 3-хч форме. Связующая партия приводит к побочной. В ней 2 темы. 1-я – просветленная. Более важная 2-я тема побочной партии, причудливая, фантастическая. Здесь возникает манящий образ пока еще далекого счастья. Героическое волевое начало воплощено и в заключительной партии. Экспозицию замыкает мощная тема вступления. Разработка включает в себя весь тематический материал экспозиции. Образ гл.п. окрашивается в мрачные трагические тона. После кульминации и следующего за ней тихого эпизода начинается реприза. За репризой идет еще 1 большой раздел – вторая разработка. Стремительно—драматическую коду венчает вступительная тема, утверждая господство героического образа.
2-я часть E-dur («Наслаждение»). Действие сменяется покоем, созерцанием. Тема Lento зародилась в разработке 1-й части. Здесь эта тема расцветает. Скрябин ввел в медленную часть голоса природы.
Стремительный финал («Божественная игра») насыщен светом и силой. Все мрачное преодолено. Основная тема финала (его форма сонатная) представляет собой развитие трубного возгласа из вступления к 1-й части. В момент наибольшего подъема (генеральная кульминация) звучит тема Lento, окрашенная в солнечно-героические тона. (медные духовые). Кода финала является заключением всей симфонии.
Поэма экстаза – одночастная симфония (симфония-поэма). Она написана в сонатной форме, усложненной обилием тем (11). По содержанию родственная 3-й симфонии. В «Поэме экстаза» четко обозначены 2 плана – высшая утонченность и высшая грандиозность. Центральное место занимают образы, воплощающие активность, волю, героический подвиг. В «поэме экстаза» и «Прометее» Скрябин использует огромные оркестровые составы. Особое значение приобретает духовая группа.
«Прометей» («Поэма огня») представляет собой одночастную симфонию с большим количеством тем. В Прометее использовано солирующее фортепиано. (ф-но символизирует героическую личность, оркестр – космос). В основной кульминации (перед кодой) и в самом конце произведения использован хор без слов. Скрябин впервые ввел в симфоническую партитуру специальную партию света. Для Скрябина «Прометей» - символ «вечной активности», творящее «я» художника.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 8319;