23 страница

- разделение властей. Разграничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предотвраща ет возможность злоупотреблений со стороны любой из них. Каж дая из властей занимает определенное место в общей системе го сударственной власти и выполняет свойственные только ей функ ции. При этом признак разделения властей станет жизнеспо собным, если он будет обеспечиваться системой сдержек и про тивовесов. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые гарантируют их не зависимость и взаимоограничение. В федеративном государстве рассматриваемый признак дополняется вертикальным разделе нием властей между федеральным центром и субъектами феде рации;

- идеологический и политический плюрализм. В правовом государ стве существует реальная возможность излагать и пропагандиро вать свои политические взгляды. В обществе на равных функцио нируют различные политические организации, ведущие борьбу за власть цивилизованными демократическими способами. Каж дый гражданин самостоятельно решает, каких взглядов ему при держиваться, какой партии принадлежать.

Первая статья Конституции РФ гласит, что «Россия есть де­мократическое федеративное правовое государство с республи - канской формой правления». Таким образом, в основном законе намечена цель построения правового государства в нашей стране. Однако путь достижения этой цели не является простым и ско­рым. Гражданское общество в России только формируется. Госу­дарство пока не может обеспечить достойный уровень жизни всех граждан. Экономика далека от совершенства, средний класс соб­ственников немногочислен. Важной проблемой остается создание единого и непротиворечивого законодательства. Налицо коллизии (противоречия) между нормативно-правовыми актами, причем законы часто фактически растворяются в многочисленных подза­конных актах. Наконец, для создания правового государства в Рос­сии необходимо достижение высокого уровня политического и правового сознания граждан. Все эти проблемы являются заботой государства, которое должно разработать и реализовать комплекс мер по их решению.

Вопросы и задания

1. Объясните понятие «гражданское общество». Какие элементы вхо дят в состав гражданского общества?

2. Что такое правовое государство? Какие этапы прошло развитие идеи правового государства?

3. Какие предпосылки необходимы для создания правового государ ства?

4. Назовите признаки правового государства.

5. Какие проблемы формирования правового государства существуют в современной России?

6. Прочитайте высказывания философов и правоведов прошлого и объясните, как их взгляды повлияли на развитие идеи правового госу дарства.

Аристотель: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой- либо форме государственного строя».

Локк: свобода людей состоит «в незыблемом для всех правиле, уста­новленном законодательной властью, суть которого выражается в свобо­де следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запре­щает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, не­известной самовластной воли другого человека».

Монтескье: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане».

Дидро: «Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодате­лем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти».

Кант: государство — это «объединение множества людей, подчинен­ных правовым законам».

Маркс: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из орга­на, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчи­ненный».

Г. Ф. Шершеневич: гарантии правовой государственности — «...а) неотъемлемые права личности; б) принцип разделения властей; в) пра­вовое самоограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдер­живающая сила общественного мнения».

Гессен: «Правовым называется государство, которое признает обяза­тельным для себя как правительства создаваемые им же как законодате­лем юридические нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним».

7. Прочитайте документ. Объясните, как в нем отразились теория ес­тественных прав человека и идея правового государства ? Почему у наро­да появляется право «учредить новое правительство»?

ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ

Конгресс, 4 июля 1776 г.

Принята единогласно тринадцатью Соединенными Штатами Америки

Когда ход событий приводит к тому, что один из народов вынужден рас­торгнуть политические узы, связывающие его с другим народом, и занять самостоятельное и равное место среди держав мира, на которое он имеет право по законам природы и ее Творца, уважительное отношение к мне­нию человечества требует от него разъяснения причин, побудивших его к такому отделению.

Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы рав­ными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если ка­кая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации вла­сти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат лю­дям безопасность и счастье. Разумеется, благоразумие требует, чтобы правительства, установленные с давних пор, не менялись под влиянием несущественных и быстротечных обстоятельств; соответственно, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны скорее сносить пороки до тех пор, пока их можно терпеть, нежели использовать свое право упразднять правительственные формы, ставшие для них привычными. Но когда длин­ный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствуют о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и со­здание новых гарантий безопасности на будущее становятся правом и обязанностью народа. Эти колонии длительное время проявляли терпе­ние, и только необходимость вынуждает их изменить прежнюю систему своего правительства. История правления ныне царствующего короля Ве­ликобритании — это набор бесчисленных несправедливостей и насилий, непосредственной целью которых является установление неограниченного деспотизма.

7.6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Идеология — это система философских, политических, нравствен­ных, правовых, эстетических и религиозных взглядов и идей. Основа­ми идеологии служат материальное производство, условия жизни людей, национальная принадлежность, условия воспитания, ре­лигия и др. Люди входят в разные социальные группы и потому различаются разными мыслями, взглядами, отражающими ту или иную идеологию.

Идеология формируется как общественное мнение с помощью средств массовой информации, литературы и искусства и непо­средственного общения людей друг с другом. Идеология разъяс­няет индивиду, группе, народу необходимость предпринять тот или иной шаг в политике, в жизни вообще, осуществить то или иное мероприятие, совершить то или иное дело с определенной целью и в чьих-либо интересах.

Понятие «идеология» родственно понятию «общественное со­знание», которое понимается как совокупность идей, выражаю­щих социальные интересы людей. Они действительно близки, но не являются тождественными. Это обнаруживается при сопостав­лении определений этих понятий. Сегодня в научной литературе, в средствах массовой информации нередко встречаются выраже­ния «политическая идеология», «экономическая идеология», «гу­манитарная идеология», «идеология культуры», «религиозная идеология», «правовая идеология», «идеология рынка» и т.д. Это означает, что идеология пронизывает все сферы жизни общества, влияя на сознание индивида. В связи с этим у него формируется политическое сознание — совокупность осознанных представлений о мире политики.

В результате изменения политического строя в России в начале 1990-х гг. и отказа от официальной марксистско-ленинской идео­логии был провозглашен принцип свободы идеологий. Статья 13 Конституции РФ гласит о том, что ни одна идеология не может стать государственной. Причем многообразие идеологий отожде­ствляется с политическим плюрализмом и многопартийностью. При этом упускается из виду то обстоятельство, что в странах запад­ной демократии при всем многообразии партийных идеологий до­минирует все же одна, которая более других выражает интересы и волю народа данной страны. Основные принципы доминирующей идеологии входят в Конституцию государства, определяют содер­жание статей об экономических основах общества и политичес­ком строе и еще более обнаруживают себя в многочисленных за­конах, принимаемых высшими законодательными органами и направляющих в ту или иную сторону внешнюю и внутреннюю политику правительства. Доминирующая идеология органично связана с идеологическими принципами или платформами доми­нирующих в обществе партий и религий.

Следует отметить, что деидеологизация общества исключена. Можно запретить ту или иную идеологию, пропагандировать и внедрять новую, но оставить общество без идеологии нельзя, так как это означало бы лишить общество права на свободу мысли, слова, права высказывать свое мнение по различным аспектам общественной и государственной жизни с опорой на определен­ную мировоззренческую позицию.

Существенную особенность идеологии составляет ее способ­ность обособляться со временем от теории, которая лежит в ее основе. Положения теории устаревают, а идеология продолжает жить, развиваться, корректироваться в соответствии с меняю­щимися обстоятельствами. Главное, чтобы эта идеология под­креплялась убежденностью людей в правильности ее основных положений.

Идеологическое обеспечение политики предполагает обосно­вание деятельности государственной власти, формирование соот­ветствующего общественного мнения. Идеология в зависимости от ее положений и способов воздействия на общество может спо­собствовать его сплочению для достижения прогрессивных целей, а может стать вредной, опасной, ведущей общество к гибели. Жизнь убеждает, что политика, не обеспеченная правильной идеологи­ческой работой, обречена на провал.

Носителями идеологии выступают партии. Они должны сле­дить за развитием политической ситуации, изменениями обще­ственного сознания, для того чтобы вовремя скорректировать по­ложения своей программы. Если этого не происходит и идеология перестает отражать насущные проблемы общества, партия теряет авторитет и влияние в массах. В связи с этим можно сделать вывод о том, что идеология не только управляет обществом, но и сама должна быть управляемой.

Кризис господствовавшей в нашей стране в XX в. марксистско- ленинской идеологии наступил потому, что она перестала отра­жать реальную политическую обстановку в стране и в мире, а правящая коммунистическая партия не смогла скорректировать ее в соответствии с происходящими политическими и социально- экономическими явлениями.

В настоящее время в России формально отсутствует домини - рующая идеология. В стране существуют фактически все идеоло­гии, которые известны в индустриально-развитых странах, — это неолиберализм, неоконсерватизм, социал-демократическая идеология, марксизм, религиозные идеологии, неофашизм, си­онизм и др.

Конституция РФ открыла наибольший простор для неолибера­лизма. Однако доминирующей идеологией он не стал. Сейчас в России идет острая борьба различных идеологий. Исторический опыт идеологической борьбы в западных странах показывает, что побеждает та идеология, которая наиболее органично связана с традиционной и наиболее распространенной религией. В России в настоящее время можно отметить определенное соперничество между различными конфессиями за влияние на народ. Усиление позиций одной из конфессий и утверждение в общественном сознании идей демократии может стать основой для установления доминирующей идеологии.

Для современной политической ситуации в России характерно становление различных идеологий, апробирование их на уровне общественных движений, партийных объединений. Усиление партийной и, соответственно, идеологической борьбы происхо­дит в период избирательных кампаний. В остальное же время партийно-идеологическая работа остается незаметной для широ­ких слоев населения.

Провозглашенный Конституцией принцип целостности госу­дарства объективно требует идеологического обоснования. Без этого не может быть гарантировано проведение эффективной государ­ственной политики.

Сегодня в мире доминирующими направлениями в полити­ческой жизни выступают современный либерализм, или неоли­берализм, современный консерватизм и его разновидности, со­циал-демократическая идеология и религиозные идеологии ка­толицизма, ислама, синтоизма, протестантизма, сионизма, пра­вославия и др. Продолжает существование и идеология марксиз­ма-ленинизма.

Либерализм — это идейно-политическое течение, где на пер­вом месте находится идея свободы, понимаемая прежде всего как свобода частного предпринимательства, свобода личности, защи­та прав и свободы человека, недопущение вмешательства госу­дарства в экономику, право угнетенных на восстание против сво­их угнетателей. У истоков этого течения стояли Дж.Локк, Б.Спи­ноза, А.Смит, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, И.Кант и др. Среди русских государственных и общественных деятелей наиболее из­вестны М.М.Сперанский, А.И.Кошелев, П.И.Милюков и др.

До сих пор не потеряли своей актуальности их идеи о есте­ственном праве, об общественном договоре, о праве угнетенных на восстание против своих угнетателей, о конституции, о разде­лении властей и др. Например, Адам Смит считал, что главным условием процветания государства выступают господство частной собственности, отсутствие препятствий для развития личной ини­циативы, невмешательство государства в экономику.

Неолиберализм возник на основе либерализма в конце XIX — начале XX в. и утвердился в начале 1930-х гг. В эти годы значи­тельный вклад в его развитие внес Д. Кейнс. Превращение либе­рализма в неолиберализм связано с обоснованием идеи государ­ственного регулирования экономики. В неолиберализме противо­борствуют радикальное и умеренное направления. Радикальное — провозглашает необходимость революционной ломки социальных, национальных отношений, религиозных и национальных тради­ций, а главное — не признает за государством права вмешиваться в экономику. Радикальное направление господствовало в совре­менной России в 1990-х гг. Опыт развитых западных стран по фор­мированию рыночной экономики был перенесен представителя­ми этого течения в Россию без учета исторической и националь­ной специфики.

Консерватизм — это идейно-политическое течение, ориенти­рующееся на защиту национальных и религиозных традиций, про­веренных опытом поколений устоев жизни и отрицающее рево­люционные изменения в обществе. Он возник как реакция на Ве­ликую французскую революция 1789 г. В России наиболее крупными представителями консерватизма были А.С.Хомяков, И.В.Кире­евский, И.А.Ильин, К.П.Победоносцев и др.

Современный консерватизм имеет три разновидности: тради­ционализм, либертаризм и неоконсерватизм. Традиционализм про­возглашает приверженность идеалам сильного государства, ре­лигиозным и национальным традициям, крепким семейным ус­тоям, индивидуализму, частной собственности. Либертаризм — это течение, которое основывается на ценностях крайнего ин­дивидуализма и отрицании политического вмешательства госу­дарства в предпринимательскую деятельность. Неоконсерватизм выступает за ограниченное вмешательство государства в эконо­мику, сильную государственную политику в отношении других государств, поддержание национальных и религиозных тради­ций, неприятие революций, но в то же время признает ограни­ченные реформы.

И либералы, и консерваторы считают себя приверженцами многих демократических ценностей. В настоящее время эти идей­ные течения тесно переплетаются, имеют родственные призна­ки, хотя сохраняют и традиционные различия.

Современная социал-демократическая идеология, хотя и при­знает частную собственность в экономической сфере, но все же более важную роль отводит общественной собственности — наци­онализированным, муниципальным, кооперативным предприя­тиям. В социальной сфере провозглашается принцип «социального партнерства» и «классового сотрудничества». Главная цель демо­кратического социализма — освобождение людей от всех форм угнетения, создание условий для всестороннего развития лично­сти, осуществление сильной социальной политики.

В политической сфере социал-демократы выступают за много­партийность, государственное регулирование экономики и соци­альной сферы. Благодаря этим положениям своей программы они не раз побеждали на парламентских выборах во многих странах. В международной политике партии демократического социализ­ма сотрудничают с различными политическими силами и дви­жениями в борьбе за мир, за решение экологических и соци­альных проблем. Однако события в Югославии и Ираке на рубе­же XX —XXI вв. показали, что под лозунгом защиты прав человека, национальных меньшинств и международного права социал-де­мократы Западной Европы поддержали агрессивную политику блока НАТО по отношению к этим странам.

Исключительно важную роль в политической жизни многих стран мира играют религиозные идеологии: католицизма, ислама (в первую очередь исламского фундаментализма, как, например, в Афганистане в период прихода к власти талибов, и вахабизма, под флагом которого ведется борьба в Чечне), протестантизма, иудаизма (в последние десятилетия в политике это наиболее ярко выразилось в сионизме), синтаизма, буддизма, местных верова­ний. В России в настоящее время возрождается идеология право­славия.

Вопросы и задания

1. Объясните содержание понятия «идеология».

2. Какую роль идеология играет в обществе?

3. Каково содержание статьи 13 Конституции РФ? Как она отражает ся на политической жизни России?

4. Кто относится к носителям идеологии? Какую роль они играют в политической жизни страны?

5. Охарактеризуйте основные черты либерализма.

6.Чем неолиберализм отличается от либерализма?

7. Что такое консерватизм? Каковы его разновидности?

8. Каковы основные положения современной социал-демократичес кой идеологии?

9. Прочитайте высказывание профессора политологии Университета штата Огайо Лоуренса Херсона (из статьи «Идеология в Соединенных Штатах»): «Идеология, в том смысле, который вкладывается в это по нятие в США, включает в себя три компонента. Первый — более или менее последовательная система взглядов относительно существующе го (о том, что правильно, а что — нет); второй — подкрепляющая эти взгляды более или менее последовательная система ценностей (т.е. того, что высоко ценится, чему придают особое значение, к чему стремят ся) и третий — поведенческий компонент (цели, которых хотят до биться, и тактика их достижения)».

Какое значение он придает идеологии?

7.7. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА

Политика как сфера деятельности, связанная с отношениями между различными социальными группами по поводу власти, так или иначе затрагивает интересы каждого человека. По мере соци­ализации индивид познает свою включенность в общественные отношения, совершенствует свои качества, в том числе и поли­тические.

Человек вырабатывает свой собственный взгляд на сущность политических отношений в обществе, определяет свое место в них, свои симпатии и антипатии к различным политическим си­лам, наиболее эффективные пути и средства решения политиче­ских проблем. Процесс формирования и становления политиче­ского сознания и политического поведения личности называется политической социализацией. Включение личности в политику на­чинается с того, что политическая система вовлекает индивида в свою орбиту, рекрутирует своих сторонников, обучает их выпол­нению простейших политических функций, дает определенные сведения о том, что должен знать и уметь гражданин. Любая поли­тическая система вырабатывает свои специфические методы во­влечения личности в политику — механизмы политической соци­ализации.

Процесс гражданского созревания начинается на раннем этапе жизнедеятельности человека, когда он приобретает определенные знания о политике. Политическое сознание и политическое пове­дение формируются под влиянием социальной среды, ее как по­литических, так и неполитических факторов (школа, вуз, работа, церковь, литература, искусство, средства массовой информации и др.). На становление политического мира личности оказывает влияние ее общественное положение, возможность участия в по­литической деятельности и результативность этого участия. Важна также система обеспечения прав и свобод личности, их гарантия и правовая регламентация.

В результате политической практики знания о политике прохо­дят проверку на жизнеспособность и трансформируются в поли­тические убеждения, которые оказывают сильное влияние на фор­мирование социально-политических идеалов и в своем обобщен­ном виде входят в мировоззрение личности. Убеждения могут формироваться на основе как научно обоснованных знаний, так и обыденных представлений о сущности политических процессов.

На основе политических убеждений и анализа собственного опыта складывается политическая ориентация личности. Она в зна­чительной степени определяет политическое поведение человека. На развитие политического сознания и поведения личности ока­зывает влияние не только ее собственный социальный опыт, но и опыт той социальной общности, к которой она принадлежит. Этот опыт воспринимается личностью опосредованно через систему уже усвоенных идеологических представлений, норм и ценностей, даже если они не отражают личностных интересов и потребностей.

По степени участия в политической жизни выделяют следую­щие типы личности:

1) аполитичный тип личности, к которому принадлежат люди, полностью безразличные к политике, уклоняющиеся от участия в ней. Безразличие может быть подлинным (например, в силу соци­альной неразвитости и др.), может быть и мнимым, когда отход от активной деятельности служит выражением протеста против ее полной, на их взгляд, бесперспективности;

2) тип личности с низкой политической активностью. В этом случае имеет место не протест, а, скорее всего, полное отсут ствие интереса к политике;

3) наиболее распространенный — тип личности опосредован ной включенности в политику. Как правило, это граждане, интере сующиеся политикой, имеющие определенную точку зрения на политические события, которая может существенно колебаться в зависимости от внешних условий. Политическую активность они проявляют участием в выборах, референдумах, массовых акциях, собраниях и т.д.;

4) более цельный политический тип личности — член той или иной политической партии. В этом случае человек делает созна тельный выбор, берет на себя определенные обязательства;

5) общественный деятель, посвящающий политической работе довольно много времени и сил;

6) профессиональный политик, который в отличие от обществен ного деятеля посвящает всю свою жизнь политической карьере и входит в состав политической элиты;

7) высший политический тип личности — политический лидер.

Включение личности в политику обеспечивается существую­щей в обществе и государстве системой прав и свобод личности и возможностью их реализации. В ходе политической социализации происходит формирование политической культуры личности, ос­нованной на ценностных представлениях человека о политичес­кой власти, воплощающихся в разных способах его взаимодей­ствия с государством. Политическая культура выражает реализуе­мые на практике политические убеждения личности, например членство в партиях, участие в выборах и т.д.

Политическая культура личности представляет часть политиче­ской культуры общества в целом. Она, закрепляя нормы полити­ческого поведения в языке (соответствующих терминах, символах и т.д.), придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну) и тем самым стремится сплотить общество.

Политическая культура выполняет ряд функций:

- функцию идентификации (понимание личностью своей при надлежности к определенной социально-политической группе и участие в выражении ее интересов);

- функцию ориентации, отражающую стремление человека по нять свои возможности при реализации прав и свобод в конкрет ной политической системе;

- функцию адаптации, выражающую потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав;

- функцию социализации, обеспечивающую обретение чело веком определенных навыков, позволяющих ему реализовывать свои политические права и интересы;

- функцию интеграции, обеспечивающую различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политиче ской системы при сохранении целостности государства и общества;

- функцию коммуникации, позволяющую субъектам полити ческой жизни взаимодействовать между собой на основе исполь зования общепринятых средств политического общения (терми нологии, языка, стиля и т.д.).

Важной предпосылкой полноценного участия личности в поли­тической жизни страны выступает гражданство. Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, обусловли­вающая их взаимные права и обязанности. Граждане обладают всем объемом прав, свобод и обязанностей в отличие от иностранцев и лиц без гражданства.

Отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ и «Законом о гражданстве Российской Федера­ции», принятым в 2002 г.

Человек является гражданином государства не в силу прожива­ния на его территории, а вследствие юридического оформления гражданства. Государство в специальных законах устанавливает основания, по которым лицо признается гражданином государ­ства, основания приобретения и прекращения гражданства. Граж­данство подтверждается паспортом, свидетельством о рождении, военным билетом (для военнослужащих).

Конституция РФ в статье 6 определяет ряд важных принципов гражданства. Оно является единым и равным независимо от ос­нований приобретения. Все граждане имеют равные права и несут равные обязанности. Важный принцип составляет то, что гражда­нин не может быть лишен гражданства. При этом под лишением гражданства понимается расторжение гражданских связей по ини­циативе государства, в одностороннем порядке, не предусматри­вающее в качестве условия согласие гражданина.

Статья 62 Конституции РФ предоставляет гражданину возмож­ность иметь гражданство иностранного государства (двойное граж­данство) в соответствии с федеральным законом или междуна­родным договором Российской Федерации. Признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: требуется ходатайство лица, разрешение государства, наличие соответству­ющего договора России с тем государством, гражданство которо­го хочет принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент РФ. Граждане Рос­сийской Федерации, имеющие двойное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах и не могут уклоняться от выполнения конституционных обязанностей.

Статья 61 Конституции гласит, что гражданин РФ не может быть выслан за пределы России или выдан другому государству. Кроме того, Российская Федерация гарантирует своим гражда­нам защиту и покровительство за ее пределами.

«Закон о гражданстве РФ» устанавливает следующие способы приобретения гражданства: по рождению, в порядке его регист­рации, в результате его признания, в результате приема в граж­данство (натурализация), в результате восстановления в граждан­стве, путем выбора (оптации) и др.

Приобретение гражданства по рождению (филиация) — основ­ной способ пополнения числа граждан. Ребенок, родители кото­рого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения. В случае разного гражданства родителей гражданство ребенка определяется их пись - менным соглашением. Если один из родителей — гражданин РФ, а другой — лицо без гражданства, то ребенок является граждани­ном РФ.

Находящийся на территории России ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Российской Феде­рации. Этот же принцип действует и в отношении родившихся на территории России детей, чьи родители являются лицами без граж­данства или состоят в гражданстве других государств, но не пре­доставляют ребенку своего гражданства. В любом случае закон ис­ходит из того, что ребенок не может остаться без гражданства.

Регистрация гражданства — это упрощенный порядок приоб­ретения гражданства, установленный для лиц, исторически или кровно связанных с Россией, и осуществляемый соответствую­щими органами внутренних дел. В число лиц, для которых уста­новлен упрощенный порядок приобретения гражданства в виде регистрации, входят те, у кого супруг либо родственник по пря­мой восходящей линии является гражданином РФ. К ним отно­сятся также те, у кого на момент рождения хотя бы один из роди­телей был гражданином РФ, но кто приобрел иное гражданство по рождению. Последние могут воспользоваться правом регистра­ции российского гражданства в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста. Это право на тот же срок распространяется и на детей бывших граждан РФ, родившихся после прекращения у родителей гражданства РФ.

Признание гражданства — это способ приобретения граждан­ства, представляющий собой волевой акт государства, которым юридически закрепляется фактически существующее положение. По «Закону о гражданстве» 1991 г. (с изменениями 1993 г.) граж­данами РФ признавались все граждане бывшего СССР, постоян­но проживающие на территории России на день вступления зако­на в силу, если в течение года они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ. В соответствии с этим положением никому из проживающих в России граждан СССР не пришлось принимать какие-либо меры для подтверждения гражданства.








Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 2744;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.026 сек.