17 страница
Среди всех статусов индивида определяющим выступает главный {основной) статус. Это может быть членство в какой-либо организации, гражданство, профессия и т.д. Однако не всегда тот статус, который выделяет для себя человек в качестве основного, совпадает со статусом, который считается главным в обществе.
Статус может определяться территорией (горожанин, сельский житель, бомж), полом (мужчина, женщина), возрастом (ребенок, взрослый, пожилой), национальностью, расой, состоянием здоровья (здоровый, инвалид), образованием, профессией, должностью, религиозной принадлежностью, политическими взглядами и др. В зависимости от того, является ли статус наследуемым или приобретенным, различают предписанный и достигаемый статусы. Предписанный статус — это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от его спо- собностей или усилий. Разновидностью такого статуса выступает социально-классовый статус, определяющий классовое положение человека. Достигаемый статус — это социальная позиция, которая закрепляется за индивидом посредством его индивидуального выбора. Разновидностью такого статуса может быть профессионально-должностной статус, связанный с профессиональной деятельностью человека и занимаемой им должностью. Таким образом, социальный статус определяет место человека в системе общественных отношений, оценку его деятельности со стороны общества, а также личную самооценку.
Поведение личности, связанное с ее статусом, называется социальной ролью. Социальная роль — это образец поведения, закрепившийся как целесообразный для людей определенного статуса. Человек учится ролевому поведению через восприятие себя каким - либо значимым для него лицом. Люди часто видят себя глазами других и либо начинают подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжают отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций выделяются три стадии: имитация (повторение), проигрывание (переход от одной роли к другой), групповое членство (освоение определенной роли в рамках значимой для данного человека социальной группы).
Социальная роль проявляется в виде ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание — это ожидаемая модель поведения в соответствии с данным статусом (типичное поведение для представителей данного статуса). Ролевое исполнение — это фактическое поведение человека, имеющего определенный социальный статус. Ролевое ожидание и ролевое исполнение стремятся к совпадению, но этого никогда не происходит, так как люди отличаются не только положением в обществе, но и личными качествами (темпераментом, характером, силой воли и др.).
Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Каждый человек выполняет множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта, под которым понимается столкновение ролевых требований, предъявляемых к человеку, при одновременном выполнении им нескольких ролей.
Можно выделить некоторые виды подобных конфликтов в зависимости от причин их происхождения: во-первых, конфликт, вызванный различиями в понимании своей роли личностью и окружающими; во-вторых, конфликт между различными проявлениями поведения одной и той же роли; в-третьих, конфликт между личными качествами и тем, чего ожидают от человека окружающие; в-четвертых, конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей; в-пятых, конфликт между личными качествами индивида и ролевыми требованиями.
Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных неурядицах на работе и дома. Поэтому важно определить для себя, какая роль является более важной.
Один из важных механизмов социальной стратификации — социальная мобильность, т.е. изменение индивидом, семьей, социальной группой своего места в социальной структуре общества. Существуют два основных вида социальной мобильности — межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа — вертикальная и горизонтальная, а также в зависимости от числа субъектов — индивидуальная и групповая.
Межпоколенная мобильность представляет собой перемещение детей на более высокую или более низкую ступеньку социальной лестницы по сравнению с родителями. Внутрипоколенная мобильность — это изменение социальной позиции конкретным человеком в течение его жизни. Примером этого может служить карьерный рост работника.
Вертикальная мобильность — это перемещение индивидов, социальных групп из одной страты (сословия, класса) в другую, при котором существенно меняется их социальное положение. Переход индивида из более высокой статусной группы в более низкую (из-за потери работы, инвалидности и др.) называется нисходящей мобильностью. Если же его статус меняется на более высокий (например, в связи с повышением по службе), то это — проявление восходящей мобильности.
Горизонтальная мобильность — это переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне. Например, смена профессии, не влекущая за собой существенного изменения социального положения. Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность — перемещение индивида из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Однако если перемена места жительства происходит одновременно с переменой статуса, то географическая мобильность становится миграцией. Пример миграции — переезд человека в другой регион при устройстве там на работу.
Индивидуальная мобильность — это перемещение в социальном пространстве отдельного человека. Групповая мобильность происходит в связи с повышением или понижением общественной значимости целого класса, сословия, группы. Индивидуальная мобильность может быть обусловлена как объективными, так и субъективными причинами, но все они касаются только одного человека. Причинами же групповой мобильности выступают более значимые факторы, такие как революции, войны, смена политического режима и др.
Таким образом, социальная стратификация — это сложное явление. Положение отдельных людей, так же как и отдельных групп, не остается неизменным. При этом в наше время положение индивида не определяется сословными или кастовыми границами, а зависит от личных качеств и его стремления к достижению более высокого положения.
Вопросы и задания
1. Дайте определение социальной структуры общества. Какую роль в обществе играет социальная стабильность?
2. Что такое социальная группа? Какие виды групп выделяют в обществе?
3. Чем различаются понятия «социальная структура» и «социальная стратификация»?
4. Охарактеризуйте основания стратификации.
5. Какие исторические типы стратификации существуют?
6. Какова модель стратификации современного общества?
7. Что такое социальное неравенство? Какую роль в этом явлении играет социальный статус?
8. Какие виды статусов существуют? Какими факторами они опреде ляются?
9. Как социальная роль связана с социальным статусом? В чем про является социальная роль? Почему может возникнуть ролевой конф ликт?
10. Охарактеризуйте понятие «социальная мобильность». Приведите примеры ее проявления.
6.2. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Поведение — процесс взаимодействия индивидуумов с окружающей средой, проявляющийся в их внешней {двигательной) и внутренней {психической) активности. К поведению относятся поступки в рамках любой деятельности человека и любой формы его общения с другими людьми.
Несколько иным по сущности выступает социальное поведение. Этим термином обозначается образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами социального поведения выступают массы, публика, толпа и, в некоторых случаях, отдельные индивиды и их межличностные объединения (семья, круг друзей и др.).
Массой называют большое количество людей, которых нельзя объединить по какому-либо общему признаку. В соответствии с политической и экономической ситуацией число людей, составляющих массу, может быть больше или меньше, но никогда не может отсутствовать. Такие люди политически нейтральны, довольствуются своим положением, не присоединяются ни к одной партии и почти никогда не ходят на выборы.
Несколько иным смыслом наделено понятие «народные массы». Им обозначают наличие в обществе трудящегося большинства, которое в ряде случаев, например в периоды политической неста - бильности, становится движущей силой социального прогресса.
Толпа — это внешне неорганизованная общность людей, которые находятся в непосредственном контакте друг с другом, связаны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания. Толпа отличается активностью и высокой степенью конформизма, т.е. легко поддается внушению.
Выделяют случайную, экспрессивную, конвенциональную и действующую виды толпы. Случайную толпу составляют люди, собравшиеся, например, около места происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для определенных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения, например неистовствующие фанаты на концерте. Действующая толпа — это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Агрессивную, например, представляет толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в состоянии паники. Стяжательская — это мародеры, а экстатическая — доведенная до исступления в результате каких-либо ритуалов.
Публика — это большая группа людей, складывающаяся на основе их общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания. Им может быть событие, личность, научное открытие, предмет искусства и т.д. В отличие от толпы для публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений.
К разновидностям социального поведения относятся социальные движения, коллективное поведение и социальное поведение личности.
Социальные движения — это массовые действия представителей какой-либо социальной группы, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, способствующие или препятствующие социальным переменам. В зависимости от целей и характера социальных перемен, к которым они стремятся, социальные движения могут быть нескольких видов.
Политические движения выражают требования по отношению к государству. Они могут переходить от мирного выражения своих требований к решительным действиям в виде пропаганды своих взглядов, призывов к сопротивлению власти и даже восстаний. Утопические движения ставят целью создание идеальных общественных систем. Движения реформ выступают за проведение преобразований мирным путем. Революционные движения стремятся к установлению нового социального порядка путем разрушения прежнего социального строя. Консервативные движения противодействуют всяческим преобразованиям.
Социальные движения часто возникают в связи с недовольством существующими порядками. В среде движения формируется идеология, выражающая систему взглядов, ценностей, целей и способов их достижения. Кроме того, любому движению необходим лидер, имеющий сторонников, которые, объединившись, образуют организацию. В стабильных обществах социальные движения возникают редко, в нестабильных — часто.
Коллективное поведение — это массовые, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно. Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе. Человек, попадая в толпу, заражается ее страстями. Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса. Такая толпа легко поддается влиянию, ею просто манипулировать, создавая эмоционально накаленную атмосферу.
Социальное поведение личности — это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов в определенной последовательности, так или иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, когда они включено в общение с другими людьми. Социальное поведение личности всегда разумно и обдуманно. На него оказывают влияние отношение человека к себе, к окружающим, к обществу, предрасположенность и готовность к активной деятельности. Все это называется социальной установкой. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка.
Поведение людей, не соответствующее общепринятым ценностям и нормам, называется девиантным {отклоняющимся) поведением. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Первый проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы, а второй — в стремлении ее совершенствовать. Чтобы определить сущность девиантно- го поведения, нужно четко выделить все его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы (правила), которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение.
Выделяется пять типов поведения: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Из них только конформизм не является девиацией. Все другие относятся к разновидностям девиант- ного поведения.
Конформизм (подчинение) означает приятие ценностей данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Инновация (нововведение) выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения. Ритуализм (от слова «ритуал») выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей. Ретритизм (уход) проявляется в полном отрицании ценностей, целей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя». Мятеж выражается в полном отрицании провозглашаемых обществом ценностей, целей и средств и попытке заменить их на новые, установить новый социальный порядок.
Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Биологический подход указывает на врожденную предрасположенность человека к совершению девиантных поступков, психологический — объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии, социологический — учитывает влияние социальных и культурных факторов.
Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка, который представляет систему, включающую взаимоотношения индивидов, правила поведения, способствующие выполнению различных видов деятельности. Нормальному функционированию общества и установлению в нем социального порядка способствует социальный контроль, который обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного регулирования, включающего социальные нормы (правила) и санкции (поощрения и наказания).
Социальный контроль бывает формальным и неформальным. формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления и реабилитации. Изоляция имеет целью устранение контактов индивида с обществом и применяется к лицам, совершившим преступление. Обособление — это также прекращение контактов индивида с другими людь - ми, но на ограниченный срок, с перспективой его возвращения в общество, например арест. Реабилитация — это подготовка девианта к возвращению в общество и выполнению необходимых социальных ролей.
Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. К типам неформального контроля относятся социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм. Социальные вознаграждения выражаются в одобрении поведения человека. Наказание отражает недовольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии. Убеждение — это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное.
Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Часто человек даже не задумывается о сущности своего поведения, так как реализует его на уровне привычки. Он сам отбирает для себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Кроме этого, человек, включенный в ту или иную группу, испытывает на себе ее воздействие и в связи с этим не позволяет себе совершать девиантные поступки.
Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт. Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами. Социальный конфликт — это сложное "явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее в протекании любого конфликта можно выделить три стадии — предконфликт- ную, непосредственно конфликт и его разрешение.
Предконфликтная стадия может быть довольно продолжитель - ной. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта, т.е. то явление, предмет, отношение и т.д., которое одинаково высоко Ценится обеими конфликтующими сторонами. На этой стадии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздействия на соперника. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения, они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действий.
На второй стадии стороны переходят к активным враждебным действиям. Они могут носить характер открытого столкновения, а могут содержать скрытые от противника акции, имеющие целью навязать ему определенный образ поведения.
Стадия разрешения конфликта связана с прекращением враждебных действий сторон в связи с устранением причин конфликта. Если причины не устранены, а участники конфликта прекратили активные действия по отношению друг к другу, то в этом случае можно говорить только о приостановлении конфликта.
Способы разрешения конфликта могут быть различны. Конфликтующие стороны могут сесть за стол переговоров и прийти к соглашению, предусматривающему приемлемые для обеих сторон условия. Если соглашение достигается путем взаимных уступок, то говорят о компромиссе. В тех случаях, когда стороны не хотят идти на уступки и даже начинать переговорный процесс, не желая показать свою слабость, можно прибегнуть к посредничеству, т. е. участию в разрешении конфликта третьей, не заинтересованной в результатах и объекте конфликта, стороны. Такой способ часто применяется при разрешении политических конфликтов. Наконец, более сильная сторона может применить силу к более слабой стороне и принудить ее к признанию своей правоты.
Существует множество видов конфликтов. Так, в зависимости от числа субъектов выделяют внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Внутриличностные конфликты происходят в сознании человека, когда ему необходимо принять то или иное решение. Выбор в некоторых случаях может быть очень сложным. Часто человеку приходится выбирать между тем, что сделать необходимо, и тем, что хочется. В принятии решения большую роль играет сила воли человека. Межличностные конфликты — это столкновение двух и более людей. Объекты такого конфликта отличаются большим многообразием. Особенностью же является то, что люди, участвующие в конфликте, непосредственно взаимодействуют друг с другом. Социальные конфликты происходят между группами людей. При этом не обязателен непосредственный личный контакт между членами противоборствующих групп. Примеры социальных конфликтов — восстания и революции.
В зависимости от сферы, в которой протекает конфликт, различают политические, экономические, социальные, культурные, этнические и религиозные конфликты. Политические конфликты возникают между властными субъектами. Это могут быть государства, имеющие определенные интересы на международной арене. Внутри страны — это различные политические силы, например партии, профсоюзы, государственные органы и др. Экономические конфликты возникают между субъектами экономической деятельности по поводу распределения ресурсов и рынков сбыта. Социальные конфликты, как отмечалось выше, возникают между различными социальными группами по поводу распределения материальных и духовных благ и участия в осуществлении власти. Культурные конфликты возникают между приверженцами разных культурных ценностей (например, по поводу направления в музыке, литературе, искусстве, которое неодинаково оценивается участниками конфликта). Этнические конфликты проявляются в противоборстве разных этнических групп. Они могут носить политическую, экономическую, социальную окраску, но в любом случае в основе конфликта лежит неприязнь к представителям другой нации. В некоторых случаях этнические конфликты пересекаются с религиозными, представляющими собой столкновение разных конфессий по поводу вопросов религии. Эти конфликты могут носить характер богословского спора, но история знает примеры силовых мер по насаждению среди «неверных» «истинной» веры.
Указанные виды конфликтов не исчерпывают всех подходов к их классификации. Можно выделить такие конфликты, как война, конфронтация, дискуссия, драка и т.д. Но опыт убеждает нас в том, что каким бы ни был конфликт, всегда найдутся цивилизованные способы разрешить его мирным путем.
Вопросы и задания
1. Чем различаются понятия «поведение» и «социальное поведение»?
2. Кто является субъектом социального поведения?
3. Какие разновидности социального поведения существуют?
4. Какое поведение получило название девиантное?
5. Какие типы поведения существуют? Какие из них относятся к раз новидностям девиантного поведения? Охарактеризуйте их.
6. В чем состоят причины девиантного поведения?
7. Какие условия способствуют становлению социального порядка в обществе? Какую роль в этом играет социальный контроль?
8. Что такое социальный конфликт? Каковы его стадии?
9. Приведите классификацию конфликтов.
10. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Объясните точку зрения авторов на массу и толпу.
Н.А.Бердяев: «Масса, толпа есть "оно", а не "мы". "Мы" предполагает существование "я" и "ты". В массе, в толпе "я" надевает маску, навязанную ему этой массой и ее бессознательными инстинктами и эмоциями. Массы живут по преимуществу интересами экономики, и это сказывается роковым образом на всей культуре, которая делается ненужной роскошью».
Немецкий философ Карл Ясперс: «Люди в массе легко могут потерять голову, предаться опьяняющей возможности стать просто другими, последовать за крысоловом, который ввергнет их в адские бездны. Могут сложиться такие условия, в которых безрассудные массы будут взаимодействовать с манипулирующими ими тиранами».
6.3. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ
Социальная общность — это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса. Она представляет собой устойчивую совокупность людей, имеющих одинаковый образ жизни, общность социальных норм и ценностей.
Социальные общности складываются в ходе объективного общественного развития, совместной человеческой жизнедеятельности. Общности образуются на разной объективной основе: производственной, классовой, профессиональной. Особым критерием выделения социальной общности выступает этническая (национальная) принадлежность.
Этнос {этническая общность) — это исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией. Признаками этноса выступают общность территории, на которой происходило взаимодействие людей и формирование общности, единый язык общения, культурное единство, проявляющееся в общих традициях, ценностях, религии, искусстве и т.д., единство хозяйственной деятельности и этническое самосознание, выражающееся в понимании единства своей общности и противопоставлении себя другим, «чужим» этносам.
Термин «этническая общность» близок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов, например славянская этническая общность. Тем не менее понятие «народ» не имеет пока четкого научного определения. Им обозначают и население (российский народ), и нацию (русский, украинский и т.д. народ), и людей низших социальных групп (простой народ). На сегодняшний день в науке утвердилось мнение о существовании четырех исторических типах этноса — это род, племя, народность, нация.
Род — это основанное на кровном родстве объединение людей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы. Род (родовая община) — наиболее древняя этническая общность. Он возник в рамках первобытно-общинного строя и объединял более или менее близких родственников в их совместной хозяйственной деятельности и противостоянии силам природы.
По мере увеличения численности населения, перемещения и взаимодействия родов они стали объединяться в племена. Племя характеризуется общностью территории, доминирующим языком, более четко определенной организацией власти (вождь, совет старейшин и т.д.). Именно в рамках племенной организации активизируются процессы формирования властных структур и классооб- разования.
Усиление взаимодействия племен, их объединение в союзы, формирование властной управленческой верхушки приводит, в конечном счете, к образованию государства, которое, объединяя территории родственных племен, объективно способствует ста - новлению народности.
Народность занимает большую, в отличие от племени, территорию. Государство, образуемое представителями той или иной этнической группы, может включать в себя и другие этнические образования. Так, восточнославянские племена объединились в древнерусскую народность со своей государственностью. В то же время в состав древнерусского государства входили представители и других этнических групп: финно-угорские племена, некоторые кочевые племена, осевшие на южных рубежах Руси, и др. В рамках древнерусского государства происходил процесс становления национального самосознания, особенно усилившийся с принятием христианства.
Становление народности — важный этап развития этноса. В то же время это неустойчивое образование. На определенном этапе развития феодальных отношений наступает период раздробленности, т.е. обособления окраин раннефеодального государства от центра. На территории ранее единого государства образуется масса мелких государств (княжеств, графств, герцогств и т.д.), население которых создает свои особые образцы культуры, диалекты языка, способы хозяйственного взаимодействия. По мере преодоления раздробленности, объединения ранее самостоятельных земель вокруг единого центра формируются единые централизованные государства, в рамках которых создается новый тип этноса — нация.
Нация исторически складывается на определенной территории на основе общности культуры, языка, экономических связей, государственности, развитого национального самосознания. Процесс становления наций проходил в разные исторические периоды. Формирование родственных русской, украинской, белорусской наций осуществлялось постепенно в XIV—XVII вв. в рамках разных государств. Затем они объединяются в единое российское государство. А германская и итальянская нации оформились только во второй половине XIX в. — после создания Германской империи и единого итальянского государства.
Принадлежность человека к той или иной нации обозначается термином «национальность». В многонациональном государстве она имеет большее значение даже в том случае, когда законом провозглашается принцип равенства наций. Титульная, т.е. более многочисленная нация, часто занимает — именно благодаря своей многочисленности — ведущее место в экономической и политической сферах. Однако современные демократические принци - пы, провозглашающие равенство наций, дают возможность самореализации и представителям национальных меньшинств.
В настоящее время межнациональные отношения разделяют на отношения между национальными государствами и отношения между нациями в рамках одного многонационального государства. В первом случае межнациональные отношения приобретают политическую окраску и неотделимы от внешнеполитической деятельности. Во втором случае межнациональные отношения могут сочетаться с религиозными, экономическими, социальными вопросами.
История знает немало примеров угнетения одной нации другой: украинцев и белорусов — поляками в период существования Речи Посполитой, ирландцев — англичанами, представителей балканских народов — турками и т.д. Россия всегда отличалась от других государств терпимым отношением к национальным меньшинствам. В нашей стране никогда не проводилось насильственной ассимиляции (поглощения одного народа другим) или насаждения доминирующей религии. Ограничения на национальной основе существовали до революции только по отношению к евреям, и то они носили, скорее, не национальный, а религиозный характер. Результатом взаимодействия народов России между собой стала аккультурация — усвоение элементов культуры другого народа при сохранении своего этнического своеобразия.
В мире и по сей день возникают конфликты на почве национальной неприязни. Причины их многообразны. Они могут быть связаны с несправедливым отношением одной нации к другой, с неравномерным распределением материальных и духовных благ, с дискриминацией (угнетением) или даже геноцидом (политикой уничтожения) национальных меньшинств. Не последнюю роль в развязывании национального конфликта играют предрассудки и стереотипы обыденного сознания людей.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 3060;