Роль и место веры в развитии человека, цивилизации
Основной идеей ноофизики - науки о Сокровенной божественной всемогущей Психической Энергии является признание Всеначальной Энергии бытия основой эволюции Космоса и совершенствования человека. В данном положении указана не только основа, исходный пункт самосовершенствования, но и высшая конечная цель. Несмотря на очевидность, зафиксированную в исторической памяти человечества ни Психическая Энергия, ни ее высшее богоподобное проявление в Высшем Разуме не вкладывается в систему рациональных категорий современной науки.
Конечно, авангардные отрасли естествознания -физика высоких энергий, астрофизика, биология и особенно кибернетика, синергетика и информатика, вплотную подошли к пониманию места и роли энергоинформационного обмена в эволюционном процессе Вселенной. Понятие информация - становится ключевым в описании и объяснении механизмов развития минерального, растительного и животного царств. Этим самым знание приближается к вере.
К сожалению, данное понятие настолько было неприемлемым для советской научной парадигмы, что оно было исключено из наших советских словарей и энциклопедий. Но, вычеркнув его из книг, идеологи "светлого будущего" не смогли его удалить из жизни. Более того, сама идея коммунизма настолько же научна, убедительна и доказуема, как и Царствие Божие, т.е. она целиком и полностью принималась целыми поколениями граждан СССР и других социалистических стран на веру. Сам этот факт является ярким свидетельством фундаментальности веры, ее необходимости в жизни людей. Человек, так или иначе, во что-то должен верить.
Видный представитель русского космизма Н.А. Бердяев хорошо сказал: "Возьмите самых крупных глашатаев наступления позитивной эры, тех, которые во имя будущего человечества страстно отрицали религиозную веру Конта, Фейербаха, Спенсера, Маркса. О. Конт не только был верующим по своей психологической природе, но и настоящий мистик: он верил в человечество, которое сближалось для него с вечной женственностью христианской мистики, и кончил построением позитивной религии человечества и культом, напоминающим католичество. Л. Фейербах по природе своей был религиозным атеистом и страстным глашатаем религии человечества. Спенсер верил в свое непознаваемое и в мировое развитие. Маркс верил в социализм, в будущее общество, в разумную диалектику материального экономического процесса; психология веры лежит в основе рационалистического, "научного" марксизма. Все эти люди отрицали веру своим сознанием, но они верили в разные вещи, часто столь же невидимые, как и объекты подлинно религиозной веры" (Бердяев Н.А. Философия свободы. М., Изд-во "Правда", 1989. С.39).
Действительно, вдумчивому исследователю трудно найти в духовной сфере людей элемент, который на протяжении тысячелетий играл бы большую роль, чем вера. От примитивной первобытной орды до современного человечества вносит она в земную жизнь высший смысл, связуя человека с создавшим его Творцом. Элементы веры находим мы в политических доктринах, правовых установлениях, нравственных нормах, художественных произведениях, научных теориях, философских системах. Высшее оформление вера получает в Священных Писаниях различных народов. Не было ни оного племени, ни одного рода, который бы не имел веры в своей душе. И сегодня нет ни одного народа, лишенного религиозного чувства. Следовательно, истоки веры коренятся не в психологических социальных и гносеологических мотивах, а значительно глубже. Чтобы понять их необходимо разобраться в том, что же представляет собой вера.
В энциклопедическом словаре "Христианство" вера определяется как "признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств". Здесь, по сути, речь идет о том, что вера представляет собой интуитивную информацию, которая выходит за пределы знаний чувственного опыта и выводов рационального мышления. Корни веры ходят вглубь не только исторической памяти человечества, но и вглубь духовного опыта отдельного человека. Вера есть первоначальная информация о досознательной связи человека с миром, когда он еще не противостоял бытию как субъект объекту, а находился в органической связи с ним. Поэтому требование научного обоснования интуитивной информации о глубинных основаниях бытия, доказательства истинности веры в их существование некорректны и обнаруживают непонимание самой сущности веры.
Это не означает, что представления веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что феномен веры представляет собой независимый от эмпирических и логических оснований духовный акт особое состояние психики, восприятие не столько непознанных, сколько принципиально непознаваемых реалий. Несмотря на это они непосредственно даны человеку, но не в знании, а в чувстве, в специфическом переживании своего родства с разумной энергетикой мира.
Речь здесь идет не только о религиозной вере, но и вере как элементе научного познания.
С помощью обычной логики невозможно доказать многие представления не только математики, но и физики, астрономии, космологии и т.д. Развитие передовых областей знаний раскрывает нам тайны все более "странного мира", в котором существуют диковинные кварки, немыслимые черные дыры, невообразимые сверхсветовые частицы тахионы, поражающий воображение физический вакуум и т.д.
Познание этих экзотических объектов предполагает определенную уверенность в их объективное существование, доверие нашей интуиции. Но это необходимо не только по отношению к функциональным связям между ними. Отец кибернетики Норберт Винер подчеркивал необходимость интуитивной веры в объективность мировых связей, закономерностей. "Без веры, - отмечал он, что природа подчиняется законам, не может быть никакой науки. Невозможно доказательство того, что природа подчинена законам, ибо все мы знаем, что мир со следующего момента может уподобиться игре в крокет из книги "Алиса в стране чудес" (Винер Н. Кибернетика и общество. С. 195).
Особенно велика роль веры при изучении эмпирических фактов, связанных с необычными способностями людей и парадоксальными свойствами психобиофизических структур. Принципиальным их своеобразием является то, что они не могут быть раскрыты и объяснены с помощью уже известных научных концепций и теорий. Видимо, связь сознания с физическим миром носит вероятностный характер. То, что повторяется с вероятностью, достаточной, чтобы ей можно было доверять - феномен. Передача мыслей на расстояние, мысленное воздействие на окружающие предметы, способность видеть через преграду ("конверт" "стенку") и т.д. - феномены. Изучение подобных явлений – область биоинформатики.
С точки зрения этой науки дошедшие до нас проявления духовной мощи многих выдающихся людей связаны с умением распоряжаться могучей космической тонкой энергией. Причем речь идет не о физической закономерности, которая с необходимостью проявляется каждый раз при наличии определенных условий, которые кажутся невозможными. Здесь роль веры колоссальна. Выдающийся христианский теолог и писатель Тертуллиан, подчеркивая пропасть между Библейским откровением и греческой философией, утверждал веру именно в силу ее несоизмеримости с разумом. Он говорил, верю, потому что невозможно. В самом глубоком смысле вера действительно относится не к тому, что еще не познано, а к тому, что непознаваемо. Например, в бесконечность мира, в безграничность пространства, в наличие первопричины и т.д. можно только верить. Научное доказательство здесь бессильно. Однако по мере развития науки вера также трансформируется. Происходит ее сближение с позитивным знанием. Наметилась тенденция взаимодополнения этих казалось бы совершенно исключающих друг друга противоположностей.
Особенно это хорошо просматривается в ноокосмологии, где проявление необычных феноменов психики непосредственно связано с верой в них. Сейчас начинаем по новому осмысливать высказывания Иисуса Христа по этому поводу. Он считал веру необходимой предпосылкой, важнейшим условием оказания чудесной помощи людям. Причем Евангелие свидетельствует о важности веры не только оказывающего помощь, но и веры, того, кому она предлагается. Иисус Христос учил своих апостолов, что если они хотят совершать чудеса, то должны верить во всемогущество Божие, и если вера имеется, то для них невозможно то, что другим кажется невероятным.
Эти положения о вере великого Учителя человечества важны не только для овладения могучей силой космической энергии, но и в плане изучения феноменов, связанных с ее проявлением.
У каждого человека есть не только рациональное, логическое отношение к миру, но и нерациональное и иррациональное понимание бытия. Оно то как раз и предполагает наличие в мире некоей Первоосновы, Реальности, создающей, по мнению английского философа Джорджа Беркли, "обманчивый мир явлений". Поэтому, говоря о вере, мы должны включить в понятие о ней внечеловеческое разумное начало, в ходе контактов с которым она возникает. Известное преимущество ноокосмологического подхода к вере заключается в том, что она признает такую реальность в виде Психической Энергии. Мироздание так устроено, что человек преуспевает в своей Эволюции, лишь действуя в согласии с Космическими Законами, ибо, идя против них, он этими же законами приводится к уничтожению. Человек сам творит как свою судьбу, так и судьбу планеты, на которой обитает. Все Силы и Энергия Космоса - на службе у человека. Эволюция каждого человека определяется его устремлением к добру или злу, и эволюция всего Мироздания направлена в сторону человеческих устремлений. Все решают человеческая воля и человеческая мысль, выраженная в том или ином устремлении.
Энергия мысли, как самый чуткий аппарат, находит применение во всех явлениях и случаях жизни и реагирует решительно на все. В руках доброго человека она орудие добра, в руках злого – страшное орудие уничтожения и разрушения.
Анализ литературы показывает, что вера в силу духа присуща человеку изначально. Люди постоянно искали способы достижения такого состояния, при котором сила духа проявляется. До сих пор существуют способы искусственного вызывания экстаза при помощи ритмической музыки, плясок массовых радений, с помощью которых наши далекие предки пытались приобрести сверхчеловеческие возможности. Древние мистики, прорицатели, ясновидцы совершенствовали и из поколения в поколение передавали архаическую технику экстаза. В первобытном обществе утвердилась вера в то, что высшими тайнами бытия обладают люди, исключительно одаренные по своей организации, являющиеся посредниками между своими соплеменниками и этими загадочными силами.
Об удивительных психических силах людей написано много. Изучение различных источников убеждает, что идеи и верования имеют гораздо большее влияние на жизнь общества и судьбы отдельных людей, чем принято об этом думать. Они не только придают человеку дополнительные силы, включают потенциальные резервы, но и вселяют оптимизм и надежду. Великий гуманист Альберт Швейцер очень хорошо сказал: "Мое знание пессимистично, моя вера оптимистична". Оптимизм веры выражен в ощущении высшей гармонии, высшего замысла мира, в целенаправленном поиске истины, стремлении духовного сияния с Мировым Разумом.
Вдохновляющую роль веры в жизни великих мыслителей, художников, поэтов, реформаторов и ученых переоценить невозможно Видный исследователь психических процессов человека У. Джеймс пишет по этому поводу: "Питая в доступной мне небольшой степени веру в это религиозное представление я черпаю в этой вере такое чувство, будто становлюсь сильным и ближе подхожу к истине. Я могу, конечно, заставить себя вжиться в настроение ученого сектанта и живо представить себе, что не существует ничего, кроме чувственного мира и познаваемых научных законов и явлений природы; но всякий раз, когда я пытаюсь сделать это, я слышу, как тот внутренний руководитель о котором писал однажды Клиффорд, шепчет мне: "Прочь отсюда!". Заблуждение остается заблуждением, даже если оно называется наукой, и вся совокупность человеческого опыта, поскольку я могу объективно понять его, непреодолимо влечет меня выйти за "научные" пределы. Да, реальный мир гораздо более сложен, чем это предполагает и допускает естествознание" (Джеймс У. Зависимость веры от воли. СПб., 1904. С.509).
Надо сказать, что подобное чувство разделяли такие выдающиеся ученые как Кеплер, Ньютон, Пастер, Эйнштейн, Бор, Планк, Шредингер, Эддингтон, Гейзенберг, Эккло, Тейяр де Шарден, Тойнби, Юнг и многие другие.
Есть все основания утверждать, что проблема веры была центральной и в русском космизме. Федоров, Умов, Бердяев, Соловьев, Флоренский, Циолковский, Вернадский, Чижевский, Холодный и др. верили в космическое предназначение человека, в активную эволюцию, которая осуществляется в ходе одухотворения мира и человека Психической Энергией. Космисты удивительно тонко чувствовали наличие Всеначальной Силы, особого духовного мира, лежащего за пределами физического существования. Для нас особо важно то, что они ясно понимали роль Высших Духовных Сил, собственных усилий ума и воли в рождении интуиции вер. "Царство Божие Силою берется, говорит Иисус Христос - прилагающий усилие восхищает его".
Пример духовных усилий, глубокой любви к Творцу явил космист Павел Флоренский. В своей книге он так описывает внутреннее усилие, направленное на прорыв к духовной реальности. "Человек мыслящий уже понял, что на этом берегу у него нет ничего. Но ведь вступить на мост и пойти по нему нужно усилие, нужна затрата сил. А вдруг эта затрата ни к чему? Не лучше ли быть в предсмертных корчах тут же, у моста? Или идти по мосту - может быть идти всю жизнь, вечно ожидая другого края? Что лучше: вечно умирать, в виду, быть может, обетованной страны замерзать в ледяном холоде абсолютного ничто, или истощая усилия, последние быть может, ради химеры, ради миража, который будет удаляться по мере того, как путник делает усилия приблизиться? - Я остаюсь, остаюсь здесь. Но мучительная тоска и внезапная надежда не дает даже издыхать спокойно. Тогда я вскакиваю и бегу стремительно. Но холод стол же внезапного отчаяния подкашивает ноги, бесконечный страх овладевает душой. Я бегу, стремительно бегу назад. Идти и не идти искать и не искать, надеяться и отчаиваться, бояться истратить последние силы, из-за этой боязни тратить их вдесятеро, бегая взад и вперед. Где выход? Где прибежище? К тому, к чему кинуться за помощью? "Господи, Господи если Ты существуешь, помоги бедной душе. Сам приди, Сам приведи меня к Себе! Хочу ли я или не хочу, спаси меня. Как можешь и как знаешь, дай мне увидеть Тебя. Силою и страданиями привлеки меня" (Флоренский П. Столп и утверждение Истины. М., 1914. С.67).
В этом страстном монологе для ищущего пути в мир Духовных Иерархий сказано много. Прежде всего, здесь четко определен основной - ориентир Высшее Разумное Начало Мироздания. Вера в него позволяет овладевать великим даром общения с Высокими Сущностями, употреблять его во благо развития жизни эволюции Космоса. В ноокосмологии особо подчеркивается "Законы развития жизни требуют совершенствования всего сущего, и потенциал Души и Основной Энергии дан каждому именно для этой цели". Здесь же говорится о том, что одной веры в существование Благих Сил недостаточно, необходима Воля, стремление к совершенствованию, страстное желание овладеть космической энергией в интересах эволюции.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 594;