Мораль, нравственность и этика - основные категории в воспитании человека, оценке его деятельности
Основным магистральным направлением развития отдельного человека и всей человеческой цивилизации в целом является их духовно-нравственное совершенствование. Открытие российскими учеными путей ввода людей в энергоинформационные каналы Космоса предоставляет практически безграничные возможности раскрытия интеллектуальных способностей людей, укрепления их духовно-нравственного потенциала. В ходе общения с Космическими сущностями перед человеком открываются сокровенные тайны невещественных форм бытия, появляются фантастические способности по применению Психической Энергии. В связи с этим особое значение приобретает проблема повышения уровня нравственности, развития духовности на новой основе, путем непосредственного включения в живой развивающийся организм человечества всеначальной мысли.
Преимущественно вещественно-энергетическое развитие цивилизации привело к тому, что в конце ХХ века духовно-нравственное состояние человечества мало чем отличается от того, что было в начале нынешнего века. По-видимому, прав выдающийся французский гуманист Альберт Швейцер в том, что "по мере исторического развития общества и прогресса его экономической жизни возможности процветания культуры не расширяются, а сужаются ..." ( Швейцер А. Культура и этика/Пер. с нем. М., 1973. С.51).
Яркое подтверждение этому - постоянные войны, уносящие миллионы жизней; углубляющаяся национальная и социальная ненависть и озверение огромных масс населения в критических ситуациях; патологическая погоня за наживой; растлевающая молодежь возможность легкого преступного обогащения; усиливающееся распространение психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, садизма, сексуальных извращений; стандартизация мышления, путем массового распространения примитивной информационной продукции и т.д. Страшная оборотная сторона развития нашей цивилизации сводит на нет успехи научно-технического прогресса. Более того, все ускоряющееся освоение законов вещественного мира при хроническом невежестве в области духовного бытия ставит под сомнение саму возможность будущего нашей цивилизации.
Неудивительно, что в условиях обострения проблем планетарного масштаба вопросы духовно-нравственного состояния человечества воздвигаются на передний край. Многие современные мыслители и ученые пытаются дать ответ на вопросы: в чем причина трагедии современного этапа развития человечестве, где коренятся истоки глобальной угрозы, как разрешить противоречие между быстро развивающимся интеллектом и отстающей нравственностью и т.д. Психоаналитический метод Зигмунда Фрейда и его последователей раскрыл часть панорамы человеческой души. Оказалось, что нравственное начало еле справляется с мутными волнами подсознательных демонических инстинктов. В духовном мире человека постоянно борются два прямо противоположных полюса: добро и зло.
Чисто человеческие духовно-нравственные качества присущи человеку изначально. Исследование их истоков неизбежно приводит ученых к признанию какой-то трагедии, разыгравшейся на заре человечества.
Очевидная раздвоенность человека, наличие в нем добрых и злых начал связывается вероучениями с особого рода духовной драмой, которая поставила людей в отношение дисгармонии с природой и с самим собой, отдалила их душу от Высшего Разума. Непосредственная интуитивная связь человека с Высшими Духовными Силами Мироздания была разрушена, развитие духовно-нравственных качеств замедлилось.
Анализ истории человечества показывает, что всем народам мира в той или иной мере присуще чувство вины перед Высшим Началом. В древности оно выражалось в системах табу - ритуальных запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т.п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами и прежде всего обеспечивали соблюдение брачных норм. Элементы табу имеются во всех вероучениях. В христианстве они выражены в виде греха.
С развитием разума человек приобрел возможность осуществлять выбор поведения, направления своей жизни, наполнения ее тем или иным смыслом. Как справедливо отметил видный русский философ С.Л. Франк: "Смысл есть подлинное обнаружение и удовлетворение глубин нашего "Я", а наше "Я" немыслимо без свободы, ибо свобода, спонтанность, требует возможности нашей собственной инициативы, а последняя предполагает, что не все идет гладко, "само собой", что есть нужда в творчестве, в духовной мощи, преодолении преград" (Франк С.Л. Смысл жизни. Париж: УМСА, 1934. С.124).
Пожалуй, этот взгляд ближе подходит к ноокосмическому пониманию проблемы добра и зла, духовно-нравственного совершенствования человека, поскольку не ограничивает чувство первородной вины, греховности анализом психических и социальных факторов. Он проникает вглубь человеческого духа, выходит на смысл жизни, свободу и творчество. Несомненно, эти категории дают возможность представить разрыв человека и природы в виде свободного выбора человеком использования своих сил в своекорыстных целях или в интересах всех живущих в мире существ. Однако и здесь вопросы духовности ограничены лишь рамками человеческого существования. Между тем анализ коллизий человеческой души требует более широкого подхода. Такой подход оформился в русском космизме. Один из его представителей Н.А. Бердяев пишет: "Грехопадение есть религиозно-метафизический, а не моральный факт, оно лежит неизмеримо глубже моральности и частного явления человеческой психики мира, это таинственный факт метафизической свободы, разрыв бытия и порабощение его частей, а не нарушение моральной законности" (Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. С.XXYI).
Несмотря на то, что в ноокосмологии мы говорим не о мистической стихии мира, а о Психической Энергии, все же можно отметить, что Н.А. Бердяев сумел увидеть истоки той катастрофы, которая оторвала человека от непосредственной связи с духовной реальностью мироздания. Этим самым русский космизм заложил основание анализа духовности как объективной субстанции.
Понимание психической энергии в ноокосмологии включает в свое содержание в качестве центрального элемента понятие "духовность". В самом широком смысле слова духовность означает невещественное начало, высшая тончайшая форма материи. Духовность есть первоначало мира, субстанция, определяющая характер и направленность эволюции.
Высшее проявление духовность находит в Высших Духовных Сущностях Вселенной. Истоки духовности, ее суть и природа заключена в Высшем Разуме Мироздания, который сотворил человека и все разумные существа по образу и подобию своему, вложив в них свое духовное начало. Поэтому ноокосмология считает основой человека нравственное существо, энергетическую субстанцию - душу, которая, развиваясь, меняет свои физические воплощения (тела). В ходе совершенствования человека, восхождения по спиралям эволюции его духовность выражается в поступках, делах, мыслях, внемыслительных аспектах психики: воле, чувстве, воображении и интуиции. Чем выше уровень духовности личности, тем большими возможностями в использовании Психической Энергии она обладает. Именно поэтому в ноофизике проблема духовности занимает центральное место. В этом отношении ноокосмология следует в русле лучших традиций русской культуры.
Важно при этом отметить, что лучшие представители русского народа истоки духовности усматривали в отношении целостного человека к целостности мира. Л.Н. Толстой, например, считал, что из отношения к целому человек выводит "руководство в своих поступках": "неизбежно необходимое для живых людей знание было и есть всегда одно: знание своего назначения о том положении, в котором находит себя человек в этом мире, и в той деятельности, или том воздержании от деятельности, которые вытекают из понимания этого назначения" (Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М., 1950. Т.40. С.427).
Л.Н. Толстой отмечал, что "знание это всегда для всех людей представлялось главным, пользовалось величайшим уважением и называлось большей частью религией, но иногда и мудростью" (Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М., 1950. Т.40., С.427).
Действительно, на протяжении всей истории нашей цивилизации проблемы духовности наиболее полно отражались в откровениях представителей различных вероучений и нравственных заповедях великих мудрецов. И в этом есть глубокий смысл. Дело в том, что с проблемами духовности органически сопряжен вопрос: "Для чего я живу?". Ответ на него, т.е. поиск смысла жизни выходит за рамки рационального познания. Л.Н. Толстой верно подметил, что вопрос какой смысл имеет моя жизнь является неразрешимым для разума. "Ответ должен быть не только разумен, ясен, - подчеркивает он, - но и верен, т.е. такой, чтобы я поверил в него всею душой, неизбежно верил бы в него, как я неизбежно верю в существование бесконечности" (Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М., 1957. Т.24. С.14).
Вера в бесконечное разумное начало Мироздания является центральным стержнем человеческой духовности, источником, движущей силой самосовершенствования. Непосредственное познание Высшего Разума заслуживается всей совокупностью прожитых человеком жизней, а не одним этапом бытия и не усилием одного ума, а непосредственным интуитивным переживанием в своей душе. Научное знание есть обладание реальным вещественным предметом, а вера в Высший Разум есть ощущение Его присутствия в душе, которая обрела смысл существования. Ноокосмология рассматривает смысл жизни личности в контексте эволюции души, ее прохождения через различные ступени духовной Иерархии. Совершенствование души осуществляется от воплощения к воплощению, которое вменяется одним как искушение, а другим как миссия. В конечном итоге душа, очистившись от своих пороков и усовершенствуясь через труд, достигает конца своих телесных существований и причисляется к рангу Высших Иерархов, пребывающих в мире Высших Сил.
Важнейшим средством движения по пути духовно-нравственного самосовершенствования является интуиция, благодать, выраженная в органических тонких связях индивидуальной человеческой души с универсальной Душой Мироздания. Непосредственное сознание и переживание Высшего Разума дано в интеллектуальной интуиции, которая кардинально отличается от научного восприятия вещей. Интуитивному опыту Высший Разум открывается как высшее творчество и высшая свобода. Она в той или иной мере присуща человеку.
Рациональное познание, несмотря на важные открытия в различных сферах науки, не приблизило человека к пониманию смысла жизни и своего назначения в этом мире. Обеспечивая человека материальными благами, оно разрушает природу, и вместе с ней ставит пределы физического выживания человечества. Нить интуитивного познания, пройдя через всю историю человечества, воплотилась в ноокосмологическом видении мира и человека. Ноокосмическая концепция включает в свое содержание духовное самосовершенствование как главное условие, необходимую предпосылку взаимосвязи человека и Высших Сил Мироздания. Ноокосмология главную цель видит в преображении самого человека, в приближении его к Иерархии Высших Духовных Сил. Следовательно, духовно-нравственное совершенствование, с одной стороны, выступает как цель развития человека, а, с другой, как средство вхождения в информационные каналы Космоса. Проводимые российскими учеными эксперименты убедительно подтверждают практику мистического опыта - открытость, непосредственную связь духовного развития человека с Высшими Разумными Сущностями Вселенной.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 662;