Постановка проблемы человека в истории философии
Философская нооантропология составляет фундамент целостного объемного мировоззрения, отражающего многомерный полифундаментальный мир. Объектом такого миропонимания являются предельно общие законы невидимого духовного мира, цель и смысл человеческого бытия.
Опираясь на информацию, полученную по информационным каналам Космоса, философская нооантропология стремится объяснить место и роль человека во Вселенной, способы и формы его самосовершенствования.
Она представляет собой единое интуитивное знание, отражающее в своем содержании духовный мир человека в его органическом единстве с духовной реальностью Космоса. Будучи правильным отражением духовного мира, философская нооантропология позволяет формировать то особое состояние человеческой души, которое созвучно тонким духовным ритмам Вселенной. Именно это всегда особенно интересовало философов.
По сути нет ни одного крупного мыслителя, который бы в той или иной степени не обращался к загадке органической взаимосвязи человека с Разумом Вселенной. Так уже в размышлениях Гераклита человек рассматривается как органическая часть разумного Космоса, как существо, производное от невидимого мира вечных идей и сущностей, как нечто самоценное и самодостаточное. Гераклит так же как и представители милетской и пифагорейской школ считал, что человек может жить в соответствии с Космическим Разумом и быть в единстве с противоречивым миром, полным борьбы и гармонии.
Значительно глубже природа человека раскрывается в трудах Платона. Он различает в человеке смертное, тленное тело и бессмертную душу, которая определяется миром идей. Душа едина и неделима. Она есть нечто нематериальное и самостоятельное. Низшая часть души зависит от прихотей бренного тела, высшая - разумная ее часть - созерцает мир вечных идей и стремится к благу. Платон придерживался теории переселения душ. Он считал, что душа после смерти отделяется от тела и вселяется в какое-то другое существо. Только самые совершенные души прерывают цепь перерождений, оставляют несовершенный земной мир и переходят в царство идей. Тело, таким образом, представлено как темница души, из которой она стремится освободится. Основным путем достижения этой цели является нравственное очищение и духовное самосовершенствование.
Представление о внутренних путях самосовершенствования личности углубляется в учении Аристотеля о душе. Считая душу началом жизни, он выделяет в ней различные уровни: растительный, животный и разумный.
Растительный уровень - низшая душа, ведает функциями питания, роста и размножения. Животный уровень связан с ощущениями, желаниями, способностью отличать приятное от неприятного. Разумный уровень присущ лишь человеку и сопряжен со способностью мышления и рассуждения.
Не зависящий от тела разум, будучи вечной и неизменной сущностью, совершенно свободной от материи формой, способен к постижению бесконечного бытия. Чистое мышление есть вечный двигатель всего в этом мире. В человеке только разум является бессмертным. После гибели тела он сливается со Вселенским Разумом. В трактате "О душе" Аристотель доказывает, что душа не может существовать без тела, она есть «первая энтелехия» естественного тела, обладающего жизнью. Душе присуще мышление. В отличие от растительной и животной частей души, высший ее элемент - ум не является органической функцией тела, а привносится извне и поэтому не подлежит разрушению вместе с организмом.
Ум - это не только элемент человеческой души, но и Бог, высшая форма, к которой, как к цели, стремится все сущее. Человек, как продукт природы и общества, есть вершина земной иерархии, поскольку обладает душой, которая через ум связана с высшей формой - Богом.
Чтобы достичь единства с Высшим Разумом, человек должен научиться умерять свои плотские влечения и страсти.
Различные аспекты человеческой души являлись предметом изучения и мыслителей поздней античности. Самым влиятельным и развитым философским направлением в этот период был неоплатонизм, систематизировавший учение Платона об отдельно существующих умопостигаемых идеях как единственно подлинном бытии.
Для неоплатоников мир предстает как иерархическая система, в которой каждая низшая ступень обязана своим существованием высшей.
На самом верху этой лестницы находится непричастное к бытию, непостижимое для ума Единое (оно же благо, оно же Бог). Несмотря на то, что единое помещается по ту сторону всего сущего, оно определяет всякое бытие, является его причиной. Вторую ступень занимает ум, как таковой, и находящиеся в нем умопостигаемые сущности - идеи. Порожденные единым чистое бытие влияет наследующую ступень. Эта третья ступень - душа - уже не едина, как ум, а разделена между живыми телами: космосом, демонами, людьми, животными, растениями. На четвертой ступени помещается тело. Свою форму оно получает от души так же, как она свои свойства - разумность, гармонию - от ума.
Самую низшую ступень иерархической лестницы занимает материя. Материя является субстратом чувственных вещей. Она безжизненна, косна, бескачественна. Как таковая материя не существует. Постигнуть разумом ее нельзя. О ее наличии люди узнают умозрительно отрицательным путем. Отнимая от тел их сколько-нибудь определенные характеристики: качество, количество, положение и т.д., мыслители приходили к пониманию материи.
В системе неоплатонической философии человек мыслился как соединение божественного, самотождественного ума с косным и безжизненным телом посредством души. Отсюда смысл и цель жизни заключалась в освобождении ума от оков тела, или материи, чтобы в конечном счете слиться с единым Умом Космоса. Основным средством освобождения от порождающегося телом зла является развитая способность мыслить, с одной стороны, и подчинить свое тело уму путем аскезы и специальных упражнений - с другой.
В трудах древнегреческих мыслителей глубоко обосновывается очень важное для развития ноокосмологии представление о более фундаментальных, чем физические, невещественных взаимодействиях. Их интенсивное изучение в современных условиях базируется на оригинальном философском мировоззрении, в котором место и роль человека в Космосе определяется не только его обменом с видимым миром, но и двусторонним взаимодействием с невидимой духовной реальностью. Такое миропонимание вызывает ассоциацию с космоцентризмом древних греков и их мировоззренческой ориентацией на органическую целостность мира.
Ноокосмология имеет некоторую общность с трактовкой единства мира и человека в философии Древней Греции. Древнегреческие мудрецы мыслили синтетически, целостно. И дело не только в "процессном" видении мира, где нет ни стационарных состояний, ни изолированных систем. Более актуальным для исследователей контакта человека с разумной Вселенной является их представление о космической гармонии, всеобщей духовной (информационной) связи всего сущего.
Эти взгляды согласуются с основным ноокосмологическим принципом духовного и информационного единства мира.
Формирующаяся отрасль знаний о целенаправленном взаимодействии человека с разумной энергетикой природы, разумеется, не удовлетворяется констатацией факта всеобщей связи и гармонии окружающей нас природы. Она акцентирует внимание на глубоких мировоззренческих вопросах: что лежит в основе целостного мира; что определяет многообразие структурной организации материи; каково место и роль разума в развитии Вселенной; какова природа человека как универсального космического существа; как освободить колоссальные физические потенции человека и использовать его духовные ресурсы и т.п.
В настоящее время на передний край ноокосмологических исследований выдвинулся вопрос Разума Вселенной и его общения с человеком. Эта проблема вызывала интерес еще в средние века, где отношение к природе, по мнению А.Я. Гурвича, - рассматривалось не как отношение субъекта к субъекту, а скорее как "нахождение самого себя во внешнем мире, восприятие космоса как субъекта".
Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: для него определяющей все в мире реальностью является Бог. Отсюда человек объясняется с позиции двух основополагающих принципов христианского монотеизма: принципа творения и принципа откровения. Идея творения объясняла проблему человека с точки зрения происхождения и бытия в мире, а идея откровения раскрывала процесс постижения духовного мира путем мистического общения с Богом.
В ходе контакта с разумной Вселенной отдельным мыслителям открывалась ее сакральная природа. Так, христианский философ Блаженный Августин утверждал, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая нематериальная форма, высшее благо. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего не зависит и является источником всего сущего. В мире есть только одно абсолютное начало - Бог, все остальное - его творение. Познать Бога обычным путем невозможно. Сведения о Высшем начале можно получить только с помощью особого состояния души, при котором она входит в соприкосновение с Душой Мира.
По мнению Августина, наиболее глубокая, всесторонняя и истинная информация дана в виде откровения в священных Писаниях (Библии). Само чтение этих текстов, настраивает верующего человека на взаимодействие с Творцом.
Характерным элементом миропонимания средних веков было представление о том, что Бог не только творит природу, но и творит чудеса, т.е. действует вопреки привычному нам ходу вещей. Причем в это время складывается понимание того, что чудо противоречит не законам природы, а нашим представлениям об этих законах.
Этот тезис имеет чрезвычайно важное значение для описания и объяснения необычных феноменов современности. О них пишет академик И.Б. Петров: "В жизни нашей цивилизации наступил момент, характеризующийся небывалым интересом ко всем проявлениям событий, необъяснимых с позиций ортодоксальной логической науки. Причем, чем больше возникает попыток объяснить то или иное явление, тем чаще эти аналогичные или близкие к нему события повторяются, но в несколько измененном состоянии. Это изменение невозможно предсказать самыми тончайшими современными приборами, ибо оно само состоит из изменений тончайшего порядка. Приборы на них не настроены. Лишь связь человека со Вселенной по информационным каналам позволяет что-то предугадать" (Савин А.Ю. Основания ноокосмологии. Учеб. пособие/Акад. естест. наук РФ. Ин-т проблем естествознания. М., 1994. - С.254).
Здесь прямо говорится о том, что корни необычных феноменов кроются в духовной реальности. С этих позиций особый интерес представляет тот аспект средневекового миропонимания, который основное внимание мыслителей сосредоточивает на познании тонких миров, духовных явлений, внутреннего состояния человека. Природная реальность рассматривалась теологами как символ, указывающий на наличие высшей божественной субстанции. Изучить ее с помощью научных методов невозможно. Единственный путь постижения Высшего Разума - это вера в него, нравственное очищение и духовное самосовершенствование.
В средние века идея единства мира и человека приобретает новые очертания. Человек воспринимается не как слепое порождение Вселенной, а как сознательное творение Бога, как выходец из другого мира, который в Священных Писаниях называется Небесным царством.
Хотя человек создан из земли и воды, хотя он растет и питается, как растение, двигается и чувствует, как животное – но Земле он принадлежит только телом, а душой он сродни Богу и поэтому должен вернуться в Высший Мир. Своей сущностью, то есть способностью суждения, различения добра и зла человек есть образ и подобие Бога. Но в отличие от совершенного Бога, в природе человека заложена трагическая расколотость. С одной стороны, наделенный величественным разумом и высочайшим божественным даром – свободной волей он устремлен в тонкий мир, а с другой - низменные страсти и влечения приковывают заключенную в материальное тело душу человека к Земле.
Осмысление дуализма души и тела шло не только в абстрактном русле, но и в практическом. Мыслители пытались понять: как достичь спасения человека, который соединяет в себе божественное и низменное. Эта проблема решалась впервые. До христианства господствовало представление о принципиальной несовместимости человеческого и божественного. Согласно христианскому вероучению, сын божий Иисус Христос, или Логос, воплотился в человека. Вселение Бога в человеческое тело - явление непостижимое для ума. Поэтому в религии откровения, какой является христианство, вера становится выше знания: непостижимые для ума парадоксы, чудо принимаются на веру.
Христианский философ Ориген, например, считал, что человек состоит из тела, души и духа. Дух даруется человеку Богом и не принадлежит ему. Он всегда устремлен к истине и добру. Началом индивидуальности является душа. Она составляет как бы наше собственное Я. Как важнейшее слагаемое человеческой сущности, душа производит выбор между злом и добром. Зло исходит не от Бога и не от природы, а от неумения человека пользоваться божественным даром - свободой. Условием духовно-нравственного совершенствования человека является гармония всех составных элементов человека - тела, души и духа. Тело должно повиноваться душе, а душа - духу.
Как и в философских школах античности, в средневековой культуре высоко ценились аскетизм, умеренность и воздержанность во всем, воспитание плоти с целью подчинения ее высшему духовному началу.
Соответственно данному подходу на первый план в человеке выходит воля. Она же есть принадлежность Бога. Обращаясь к Богу, святой Августин говорит: "И никакая необходимость не может принудить Тебя против воли твоей к чему бы то ни было, потому что божественная воля и божественное всемогущество равны в существе божества..." (Августин. О граде божием. 4.IY. -С.165).
Аналогичным образом Августин понимает и человека. Люди для него ни что иное, как воли. Но если воля Бога однозначно направлена на благо, то человек, зная добро, далеко не всегда делает его. Зачастую он делает то, чего не хотел бы делать. Воля человека не всегда подчиняется ему. «Я одобрял одно, - замечает Августин, - а следовал другому" (Августин. Исповедь. Киев. 1980. -С.210).
Раздвоение человека есть болезнь души. Неподчинение души высшему началу в самой себе невозможно преодолеть без благодати, без божественной помощи.
Обращение к внутреннему миру человека, интерес к его психологии - важнейшая черта средневековой антропологии. Если античный мыслитель душу человека соотносит либо с космической жизнью, либо с жизнью общества, то средневековый философ сопоставляет ее с потусторонним миром, с Богом.
Внимание к внутренней духовной жизни приводит философов к осмыслению самосознания как особой субъективной реальности не менее открытой и достоверной, чем реальность объективная - внешний мир.
Апостол Павел, а вслед за ним святой Августин открывают "внутреннего человека", целиком обращенного к надкосмическому творцу. При этом они выясняют, что глубины человека сокрыты даже от него самого и доступны только Богу. Постижение этих глубин необходимо для спасения, потому что только таким путем можно очиститься от тайных греховных замыслов. Исповедью освобождает человек душу от ядов мысли, а постом очищает тело от ядов материи.
Философско-теологические взгляды средневековых мыслителей особую ценность представляют для ноофизики - раздела ноокосмологии, связанного с изложением и осмыслением полученной по космическим каналам информации. Как отмечает академик И.Б. Петров, "Общение с иерархическими сущностями, данное каждому человеку с рождения и изменяемое в процессе его жизнедеятельности, дает возможность глубже заглянуть как в суть событий, сопровождающих человека, так и на причинность всего Бытия" (Савин А.Ю. Основания ноокосмологии. Учеб. пособие/Акад. естест. наук РФ. Ин-т проблем естествознания. М., 1994. - С.221).
С этих позиций средневековое мировоззрение открывает необъятную глубину духовного Мироздания, в котором все творит, все организует и всем управляет Бог. Самое поразительное заключается в том, что теологическая модель мира и человека подтверждается уже не религиозными мистиками, а российскими учеными, которые впервые в истории нашей цивилизации нашли эффективные способы ввода людей в энергоинформационные каналы Космоса. В получаемых через них сведениях утверждается, что высший Разум создал Вселенную, включающую в себя все одушевленные и неодушевленные, видимые человеческому глазу и невидимые существа. Развитие Вселенной происходит по сформированным Высшим Разумом законам. Контроль и управление процессами во Вселенной осуществляются сознательными сущностями - Высшими Силами, приближенными к Высшему Разуму. Структура ответственности и взаимодействия Высших Сил строится по иерархическому принципу. Чем выше уровень духовности Иерарха, тем большими полномочиями, возможностями и правами он обладает (Савин А.Ю. Основания ноокосмологии. Учеб. пособие/Акад. естест. наук РФ. Ин-т проблем естествознания. М., 1994. - С.124).
Современное ноофизическое восприятие Вселенной в виде духовной среды, наполненной Иерархией живых разумных существ, находящихся в различном отношении к Высшему Началу, созвучно ориентированному на искусство специфическому умонастроению Эпохи Возрождения ("Ренессанса"). Человек здесь рассматривается как самого себя творящее существо, в котором воедино сливается божественное и космическое.
Такой взгляд на человека вытекал из понимания природы, которая трактуется пантеистически. Бог как бы сливается с природой, а природа обожествляется. Натурфилософы Возрождения, например, знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс видели в природе пронизанное магическими силами некое живое целое. Оно проявляется в строении и функциях планет, звезд, демонов, ангелов, растений, животных и человека. Заимствованная у неоплатоников идея мировой души представлялась как имманентная самой природе жизненная сила. Из адекватности человеческой души мировой душе выводилась возможность управлять природой с помощью тайных оккультных сил.
Пантеистическая традиция проявлялась во взглядах многих мыслителей. Исходным пунктом пантеизма можно считать взгляд на единое Николая Кузанского. Считая, что единому ничто не противоположно, т.е. в едином, в Боге противоположности совпадают, он делает вывод: «Единое есть все", - формула, предваряющая отождествление Бога с природой. Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей была результатом пантеистически окрашенного сближения творца с творением, Бога с миром.
Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно, создав последовательно пантеистическое учение. Природа, согласно Бруно, есть "Бог в вещах". Снимая границу между творцом и творением, он передает природе то, что в средние века относилось к Богу, а именно активный, творческий импульс. При этом Бруно видит в материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось прерогативой формы.
В пантеистическом мировоззрении эпохи Возрождения сложилось весьма глубокое понимание материи как активной жизненной силы, не противостоящей Высшему Разуму, а совпадающей с ним.
В современном ноокосмологическом миропонимании данный тезис можно сформулировать следующим образом. Материя одухотворена, а душа материальна. Нигде и никогда не было материи, лишенной души, так же как не может быть души без материи. Речь лишь может идти о тонких и грубых формах материи. По-видимому, вещественные формы относятся к грубым видам материи, а полевые - к тонким. Причем невещественные формы материи в большей степени предрасположены к упорядочению и самоорганизации, чем грубые вещественные. Чем более тонка (легка и подвижна) структура материи, тем сложнее и гармоничнее она может быть организована. Сложность самоорганизации и подвижность невещественных форм материи может быть неограничена, что указывает на возможность ее духовного (в пределе) Богоподобного бытия.
Этот вывод находит подтверждение не только в истории философии, но и в истории науки. С возникновением экспериментально-математического естествознания началась новая ориентация философии. Если в античную эпоху философия опиралась на мифологию и языческую культуру, в средние века она выступала в союзе с богословами, а в эпоху Возрождения - с гуманитарным знанием и искусством, то в эпоху нового времени она базировалась, главным образом, на науке. Основным же объектом науки выступала окружающая человека материальная природа. В философии Нового времени таким образом возникает новая параллель в познании Вселенной. Если до сих пор постижение глубинных основ бытия осуществлялось путем интерпретации космической информации о тонких духовных структурах Вселенной, то с эпохи Нового времени начинается встречное движение познания от грубых ко все более тонким.
Разумеется, это не умаляло значения первичного источника информации - Космического Разума. Напротив. Человеческий разум выходит на новую спираль в своем движении навстречу первоисточнику жизни и смысла. очень ярко эта линия выражена выдающимся английским философом основателем экспериментирующей науки нового времени Фрэнсисом Бэконом.
Его духовник доктор У. Роули говорит о Ф. Бэконе: "Если бы я помыслил, что Бог излил на кого-нибудь из нынешних людей луч познания, то это относилось бы к нему. Он прочитал много книг, но знание его происходит не от книг, но из самих основ и понятий внутри него самого". Действительно Ф. Бэкон является поистине энциклопедически образованным человеком - философом, ученым, композитором, лингвистом, юристом, писателем. Существует даже мнение, что Ф. Бэкон и У. Шекспир - это одно и то же лицо.
Родоначальник современной науки, основатель законоведения, редактор Библии, покровитель демократии Ф. Бэкон был связующим звеном между античностью и нашим временем. Он очень хорошо понимал природу материи, ее одухотворенность и связь с человеком. Ф. Бэкон подчеркивал, что источником различных состояний индивидуума является Пан, т.е. природа вещей. Она же является и источником новых знаний - открытий. Их, по мнению Ф. Бэкона, не следует ждать только от Пана, т.е. тонкого эксперимента и всеобъемлющего познания природы, и такие открытия происходят почти всегда случайно, как будто во время охоты. Ведь всеми самыми полезными открытиями мы обязаны опытному знанию, и эти открытия подобны некоему дару, доставшемуся людям по счастливой случайности" (Бэкон Ф.О достоинстве и приумножении наук//Сочинения в2-х т. М. 1971. Т.I. C.197).
Высказанная Ф. Бэконом догадка находит подтверждение в современной науке. Анализ экспериментального материала в области энергоинформационных процессов позволил сделать обобщение: "Существуют особые условия, при которых человеческое сознание помимо своего личного контроля и индивидуального (собственного) информационного поля способно взаимодействовать с информационными структурами других различных субстанций. Уровень таких взаимодействий зависит в первую очередь от развития человека в духовном плане" (Савин А.Ю. Основания ноокосмологии. Учеб. пособие/Акад. естест. наук РФ. Ин-т проблем естествознания. М., 1994. С.119).
Очень близко к этим ноокосмологическим представлениям о материи, ее атрибутах и взаимодействиях примыкают взгляды выдающегося французского философа, математика, физика и физиолога Рене Декарта. В его учении о мыслящей субстанции центральное место отведено Богу, который создал разумную душу и соединил ее с телом. Согласно взглядам Декарта субстанцией является не только Бог, но и сотворенный им мир. Сотворенная субстанция делится на два рода: духовную и материальную. Основным атрибутом неделимой духовной субстанции является мышление, а главным качеством делимой материальной субстанции выступает протяжение. По мнению Р. Декарта нематериальная субстанция имеет в себе изначально присущие ей идеи, которые являются врожденными и поэтому не приобретаются в опыте.
К врожденным идеям относятся: "Бог", "число", "фигура", "из ничего ничего не происходит" и др.
Декартовское учение о субстанции было развито знаменитым голландским философом Барухом Спинозой. Он рассматривал субстанцию как Бога абсолютно самодостаточного и не нуждающегося ни в чем за исключением самого себя. Природа Бога постижима через его атрибуты: мышление и протяжение, которые комбинируются в бесконечном разнообразии аспектов или модусов. Ум человека есть один из модусов бесконечной мысли; тело человека есть один из модусов бесконечного протяжения. Важным моментом в учении Б. Спинозы является вывод о том, что через размышление человек может подняться над иллюзорным миром чувств и войти в контакт с Божественной сущностью.
Несколько по-другому идея взаимосвязи человека с духовным миром Вселенной и Высшим Космическим Разумом представлена в трудах немецкого философа и ученого Готфрида Лейбница. Он утверждал, что все в мире является живым и одушевленным. Материя состоит из нематериальных идей - монад. Критерием развитости монад является степень сознательности и разумности. С этой точки зрения монады составляют как бы единую иерархию живых существ: минералы, растения, животные, человек и Бог. Каждая монада обособлена и подобна самостоятельной вселенной. Однако, несмотря на это, любая монада воспринимает, в себе самой переживает все многообразие и богатство Космоса. Степень восприятия у монад не одинакова. Обладающая светом разума человеческая душа более, менее отчетливо осознает мир. Для божественной души тайн в мире не существует.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1101;