РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТА ВО ВСЕЛЕННОЙ - ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЗАДАЧА НООКОСМОЛОГИИ, СВЯЗАННАЯ С РАСКРЫТИЕМ СУЩНОСТНЫХ СИЛ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ВОЗМОЖНОСТЕЙ И РЕЗЕРВОВ
Одно из центральных положений ноокосмологии сформулировано следующим образом: “На вершине структуры всего мироздания находится Высший Разум, который есть высочайшая премудрость, первая причина всего существующего. Он един, невещественен, материален, всемогущ, правосуден, непреложен и благ” (Савин А.Ю. Основания ноокосмологии.- М., 1994.- С.123). С позиций вненаучных форм постижения бытия это положение не вызывает никаких сомнений. В развитии человеческого сознания на протяжении тысячелетий осуществлялось при постоянном обращении людей к высшим силам
На ранних этапах развития человеческой цивилизации интуитивно-мистическое видение мира было определяющим. Оно обеспечивало формирование такой модели, в которой мир был представлен в виде целевой целостности. В частности, синтетический целостный взгляд на мир был характерен для античности, особенно для философии Платона с его идеей блага, обеспечивающей общую направленность всех прочих идей. С утратой целевой целостности различие между достоверными конкретными знаниями и сведениями, поставляемыми вненаучными формами постижения бытия, возрастало до тех пор, пока не обозначилась их полная противоположность. В научном миропонимании осталась одна бездушная, неживая природа, а то, что делает ее живой и разумной, было вытеснено в область философии, эзотерики и религии.
Может быть, на каком-то этапе развития науки такой сдвиг в системе постижения бытия человеком был необходим так же, как до этого необходимо было преобладание ненаучных форм. В духовно-интеллектуальном измерении человека эти ветви постижения бытия играют определенную роль. Религия, искусство, философия, в известной мере магия и оккультизм дают возможность ценностного самоопределения личности. Понимание бытия через соотнесенность с Богом (религия), через сочувствие природе посредством восприятия ее красоты (искусство), через построение смыслового поля (философия), через одухотворение природы (мифология) также необходимо человеку, как и научные знания о мире.
Господствующее на протяжении нескольких десятилетий в нашей стране мнение о несовместимости науки и вненаучных форм познания, в особенности религии, не имеет под собой оснований. Выдающийся немецкий физик М. Планк совершенно прав в том, что “религия и естествознание не исключают друг друга, как кое-кто думает или опасается, а дополняют и обуславливают друг друга... Глубокой религиозностью были проникнуты как раз самые великие естествоиспытатели всех времен - Кеплер, Ньютон, Лейбниц. К началу нашей культурной эпохи занятие естественными науками и религией находились в одних и тех же руках” (Планк М. Религия и естествознание//Вопросы философии.- 1990.- № 8.- С.35). К этому следует добавить, что и сам М. Планк не был чужд веры в Бога.
Все это дает основание рассматривать основное положение ноокосмологии о Высшем Разуме не только с точки зрения вненаучных форм постижения бытия, но и с научных позиций. Научный подход к этой проблеме довольно выражен в так называемом антропном космологическом принципе. В сильном варианте данный подход допускает наличие в мире Сверхразума, позволяет представить Вселенную в качестве лаборатории, где космологические процессы осуществляются с участием внеприродного фактора - экспериментирующего Сверхинтеллекта.
Непосредственным поводом подобного предположения послужило то обстоятельство, что многие физические свойства и соотношения, обнаруживаемые в Метагалактике, теоретически необходимыми не являются, то есть современная теория Вселенной допускает наличие совершенно иных фундаментальных параметров. Они могли бы иметь место в нашем мире даже при небольших изменениях, хотя бы одного из множества существующих параметров. Но тогда стало бы невозможным образование известных нам форм жизни.
Ученые обращают внимание на десятки обстоятельств, которые с позиций современного естествознания представляют собой невероятную цепь совпадений, абсолютно необходимых для существования биотических структур.
Может быть со временем процесс осмысления математических экстраполяций теории относительности, доорганической эволюции Вселенной, механизмов возникновения жизни приведет к более четкому пониманию, чем сегодня, места и роли информационных взаимодействий. Но уже и ныне, рожденный релятивистской физикой образ Большого взрыва с мгновенным возникновением Вселенной из исходной пространственно-временной точки (космологическая сингулярность), заставляет признать наличие области, где “неверны все наши физические представления”. И, соответственно, начать поиск в том направлении, где объективным началом и основанием всего просматривается не вещество или энергия, а информация.
Наука подошла к рубежу, где речь идет не о “масс-энергетической” реальности, изучаемой физикой, а о некоторой “до физической” форме материи, применительно к которой законы сохранения массы и энергии теряют силу. По мнению некоторых ученых за этим рубежом реальность уже не является материальной. Так, американский физик Ф. Вилчек пишет: “Можно попытаться представить себе, что Вселенная началась из наиболее симметричного из всех возможных состояний и что в таком состоянии не существует материи” (Вилчек Ф. Космическая асимметрия между материей и антиматерией//Успехи физических наук.-1982.- Т.136.- Вып.1.- С.165). Если не существует материя, то есть антиматерия, а к ней можно отнести и дух, и информацию. Следует отметить, что сегодня довольно распространенными являются интерпретации информации как “платоновской идеи”, гегелевского “объективного духа”, аристотелевской “деятельной формы” и т.п.
Решение проблемы интеллекта во Вселенной как центральная задача ноокосмологии, связанная с раскрытием сущностных сил человека, его возможностей и резервов предполагает обращение не только к сильному варианту антропного принципа, но и к слабому, более совместимому с парадигмами естественно-научного мышления. Его суть хорошо выразил А.Л. Зельманов: “Мы является свидетелями процессов определенного типа потому, что другие процессы протекают без свидетелей” (Зельманов А.Л. Некоторые философские аспекты современной космологии и смешанных областей физики//Диалектика и современное естествознание.- М.: Наука, 1970.- С.375). Речь идет о том, что наша Вселенная представляется одной из множества флуктуаций физического вакуума, с таким сочетанием фундаментальных физических параметров, которое допускает существования жизни и разумного наблюдателя.
Антропный принцип в слабом варианте, в отличие от сильного варианта, не предполагает включения в описание физических свойств Вселенной факта существования Сверхинтеллекта. Он просто показывает, что совокупность наблюдаемых параметров Метагалактики достаточна и необходима для возникновения белково-углеводных форм жизни. Вопрос о происхождении уникальных параметров Вселенной при этом просто не рассматривается. Позитивным моментом данного принципа является включение человеческого существования в описание физических свойств мира, преодоление упрощенных представлений о случайном возникновении жизни. Негативным моментом выступает непоследовательное проведение мысли о закономерности жизни и разума, об их вечности.
Для ноокосмологии сегодня весьма большой интерес представляет высказанная еще в XVII веке Ф. Реди мысль о том, что “...все живое из живого”. Наше внимание к этой мысли обусловлено не только тем, что ее решительно поддерживали в своих работах Л. Гельмгольц, Л. Пастер, В.И. Вернадский и другие выдающиеся ученые, но, прежде всего, логично вытекаемым из нее выводом: сознанию должно предшествовать Сверхсознание.
По крайней мере, никакое углубление в прошлую историю Вселенной не говорит о том периоде, где на существование сознания был бы наложен запрет. Подобно тому, как В.И. Вернадский видел в способности живого вещества концентрировать энергию вечный и универсальный фактор, противостоящий тепловому рассеянию энергии в космическом пространстве, способность информации организовывать, упорядочивать энергию и вещество тоже является универсальным и вечным фактором, противостоящим хаосу.
Великий английский ученый Дж. К. Максвелл, излагая второе начало термодинамики, предложил мысленный эксперимент для уяснения противоречивого отношения между энергией и информацией и в результате размышлений пришел к выводу, что заслонкой, регулирующей прохождение молекул через отверстие мизерной величины распоряжается некоторое разумное целенаправленное “существо” (названная впоследствии демоном Максвелла).
Оно обладает неправдоподобно высокими, но все-таки конечными информационными возможностями, как бы осознанно открывает заслонку перед быстро летящими молекулами и закрывает перед медленно летящими. Этот невероятный для физикалистского мышления теоретический образ в последующем лег в основу исследования способности носителя информационной модели обуздывать разрушительные, уравновешивающие силы природы путем их направленной организации, достигать тем самым результата, значительно превышающего в энергетическом отношении приложенное усилие.
В наибольшей мере эта способность проявляется в таком носителе информации, как человек. Но зачем он появился в этом мире? И главное как? Ответ на эти вопросы для многих после фундаментального труда Ч. Дарвина представлялся весьма простым, так как подробности превращения обезьяны в человека не оставляли места мифам и даже гипотезам. Однако проблема происхождения человека не является столь простой, чтобы ее можно было считать решенной. Неслучайно сподвижник Дарвина А. Уоллес справедливо настаивал на том, что биологический отбор способен привести лишь к небольшому превосходству человеческого мозга над мозгом высших обезьян и обращался к единственному объяснению причин разительного отличия человека от его ближайших предшественников к “высшей разумной воле” (Уоллес А.Р. Естественный отбор.- СПб. Типография Ф.Сущинского, 1878).
Отрицая наличие этой силы в прошлом, ученые вынуждены допускать теоретическую возможность для цивилизации в сверхдальней перспективе ее развития стать агентом, изменяющим характер эволюционных метагалактических процессов. Фактически признается, таким образом, возможность перехода человечества в грядущем в разряд высших разумных сил космоса.
Простая экстраполяция нынешних парадигм интеллектуального развития показывает обоснованность подобного рода допущений. По подсчетам Н.С. Кардашева, при наблюдаемых темпах роста через 1500 лет потребляемая человечеством энергия должна превзойти мощность излучения Галактики, а через 2000 лет масса потребляемого вещества в 10 млн. Раз превзойдет массу Галактики и т.д.
В свете этих расчетов поистине пророчески звучат слова К.Э. Циолковского: “Нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества. Прогресс его вечен” (Циолковский К.Э Исследование мировых пространств реактивными приборами (1911-1912)//Избр.труды.- М.: Изд-во АН СССР, 1962.- С.208). Но может быть нет и начала жизни, начала разуму, а есть лишь определенный цикл развития, совершенствования Вселенной, в которой помимо земной формы жизни и разума есть и иные их проявления.
Возможность одновременного существования иных, отличных от земных, форм разума допускают многие ученые. При этом вполне закономерным представляется существование цивилизаций, ушедших в своем развитии на многие миллионы лет вперед. Могущество таких форм жизни и разума мы даже не в состоянии вообразить. И.С. Шкловский полагает, что внеземная цивилизация должна обнаружить себя противоестественными космическими явлениями. Представляется, однако, более приемлемым взгляд А.Ф. Зотова: “Высокоразвитые цивилизации “естественны”,- считает он,- их производственная активность не продуцирует “противоестественных” факторов, которыми отличается наша “техническая” цивилизация, и по которым мы ищем “братьев по разуму”. Скорее, поиски эти суть поиски “братьев по неразумению”. На мой взгляд, мировая технология уже сейчас идет к тому, чтобы мало отличаться от “природных” процессов... и скоро спрячется от глаз космических “варваров” (Зотов А.Ф. Проблема трансформации социальных структур в условиях компьютерной революции.//Вопросы философии.- 1986.- № 10.- С.62).
Если природная “технология” столь совершенна, что к ней технология высокоразвитых цивилизаций лишь приближается, то логично предположить, что ее творцом выступает нечто совершенное, то есть Высший Разум. Демон Максвелла есть лишь локальное проявление той тотальной чувствительности, разумности природы, которая проявляет себя на всех этажах мироздания в соответствии с лишь ей известной логикой. Человеческая цивилизация, как и бесчисленное множество иных разумных ареалов жизни, является лишь оружием божественного промысла. Высший Разум мог существовать и в тех условиях, когда ни о каких цивилизациях не могло быть и речи, то есть в период до Большого взрыва. Наш разум, по-видимому, тоже сможет в будущем существовать в таких формах, которые сегодня невозможны. Во всяком случае, есть надежда на то, что “и не вещественная плазма так же хорошо, как и плоть и кровь, сможет служить носителем структур нашей памяти” (Дайсон Дж. Будущее воли и будущее судьбы//Природа.- 1982.- № 8.- С.70).
Если уже сегодня человек всерьез задумывается о будущей форме своего существования, о раскрытии своих сущностных сил, реализации возможностей и резервов, то в перспективе также не может не проявиться тенденция самоконструирования субъекта, сбрасывания интеллектом ограничивающей его биологической оболочки. Данным утверждением здесь лишь обращается внимание на тысячелетнее беспокойство человеческого духа по поводу своей скованности, обремененности ограниченно по времени функционирующей плотью. Вероучения многих народов не ограничивают человеческий дух плотской формой существования.
Не ограничивает его и современная наука, осуществляющая поиск продуктивных форм симбиоза естественного и искусственного разума. Делая ставку на развитие таких необычных способностей, как ясновидение, телекинез, телепатия и т.п. ноокосмология исходит из идеала человека, созданного по образу и подобию Высшего Разума. Но только на этом пути волна человеческого интеллекта способна достигнуть самых отдаленных уголков Метагалактики, осуществить свою вселенскую миссию, стать важным фактором глобального эволюционного процесса.
Логичным при этом выглядит вопрос: “Не является ли факт расширения наблюдаемой части Вселенной результатом сознательной деятельности суперцивилизации?” (Кардашев Н.С. О стратегии поиска внеземных цивилизаций//Вопросы философии.- 1977.- № 12.- С.48). Ответ на этот вопрос находится в русле сильного антропного принципа, где Высший Разум понимается как вечно, бесконечно развивающийся суперинтеллект, отличающегося от человеческого своей безначальностью и бесконечностью. Человеческий разум, как и разум любой другой цивилизации, есть лишь выражение, проявление бесконечного духа вселенной.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 733;