УЧЕНИЕ О НООСФЕРЕ, КОНЦЕПЦИЯ СВЕРХИНТЕЛЛЕКТА В НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА XX ВЕКА
Русские космисты положили начало формирования научной картины мира, в которой жизнь и разум представлены в качестве необходимого и вечного атрибута материи. Чуждый и враждебный человеку Космос механической и физической модели мира обрел совершенно новый вид. В познании Космоса открылись “...перед человеческим сознанием все новые горизонты, новые широкие перспективы” (Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки.- М., 1981. -С.57). Их смысл сегодня осознается в том, что жизнь и разум являются производными антропных свойств Вселенной; что жизнь и разум человека органически увязывают в единую целостную систему микро-, макро- и мегамиры; что переход от биосферы в ноосферу выражает общую тенденцию движения материи в сторону усложнения, повышения организации; что разум человека, так же как и его тело, являются элементами более обширных общностей - Космоса и Высшего Разума.
Мысль о тотальности и вечности жизни и разума получила распространение не только в философии России, но и в западной философии начала XX века. В книге “Творческая эволюция” (1903 г.) французский философ А. Бергсон выдвинул экстравагантную идею: жизнь такая же вечная составляющая бытия, как и материя, и энергия, ее закономерное развертывание - процесс космический, движимый внутренним творческим порывом. Он указал на новую идею о фундаментальном антиэнтропийном качестве живого, благодаря которому эволюционный вал жизни неуловимо нарастает. Связанная с потоком жизни и сознания тенденция к увеличению порядка и организации противостоит энтропийным силам упрощения, дезорганизации и распада (См.: Бергсон А. Творческая эволюция.- СПб.- 1909).
Взгляды А. Бергсона тесно перекликаются с мыслями В.И. Вернадского во многих пунктах. Не составляет исключения и вышеприведенное положение. Русский космист противостояние энтропийным силам рассматривает не как стихийный природный процесс, а как проявление сил, идентичных разуму человека. В одном из своих писем В.И. Вернадский замечает: “В одной из мыслей я касался, в переживаниях, мне думалось, очень глубоко, выяснения жизни и связанного с ней творчества, как слияния с Вечным Духом, в котором слагаются или который слагается из таких стремлений к исканию истины человеческих сознаний, в том числе и моего” (Вернадский В.И. “Я не могу уйти в одну науку”. Из писем к Н.Е. Вернадской//Прометей.- М., 1988.- № 15.- С. 117).
Развиваемые русским космизмом мысли о взаимосвязи человека и мира, оказали существенное влияние на сдвиг научной модели мироздания в сторону фундаментальных философских взглядов. Появление таких новейших областей науки как квантовая электродинамика прямо или косвенно указывает на правомерность аналогов между поведением элементарных частиц и процессами жизни и сознания (См.: Фейнман Р., Сэнди М.- Фейнмановские лекции по физике.- С.109). Усилиями таких ученых, как Вернадский, новый взгляд на жизнь и разум приобрел концептуально оформленную систему знаний. Их смысл заключается в следующих обобщениях.
На нашей планете живое вещество и биосфера создаются и поддерживаются космической энергией Солнца, которая проникает и в глубокие части планеты, ее коры. Входя в геохимические циклы химических элементов в земной коре живое вещество, в то же время, находится в непрерывном химическом обмене с космической средой его окружающей, но никогда в ней самопроизвольно не зарождается и резко от нее отличается.
Количество живого вещества в биосфере есть величина постоянная или мало меняющаяся. Представляя собой единое, генетически связанное целое живое вещество образует многообразие видов растений и животных. Геохимическая биогенная энергия стремится в биосфере к максимальному проявлению (первый биогеохимический принцип). При эволюции видов выживают те организмы, которые своей жизнью увеличивают биогенную геохимическую энергию (второй биогеохимический принцип). При эволюции видов химический состав живого вещества остается постоянным, но увеличивается вносимая живым веществом в космическую среду биогенная химическая энергия.
Из обобщенной характеристики живого вещества можно сделать следующий вывод: жизнь является неотъемлемым атрибутом материи, мощным катализатором глобального эволюционного процесса, смысл которого в творческом преобразовании космической материи, усложнении ее, движении в сторону информационно емких систем, одной из которых выступает человек. С возникновением в биосфере психики человека влияние жизни на окружающий мир резко усиливается. Наступает особая психозойская эпоха. Биосфера переходит в ноосферу.
Для понимания места и роли этого процесса важное значение имеет характеристика внепланетного проявления жизни. Исходным ее пунктом выступает принцип Реди: никогда не наблюдается зарождение живого организма из косной материи. В течение геологического времени жизнь в биосфере, в смене поколений необратима. Конца и начала жизни мы нигде не обнаруживаем, может его и нет вовсе. В космической среде жизнь действует обратно пропорционально энтропии.
Термодинамическое поле живого организма обладает резко выраженной дисимметрией (принцип Пастера-Кюри) и этим отличается от космической Среды. Деятельность организмов в высших их формах не является механическим процессом. Она индивидуальная и различна в разных особях. Степень свободы каждого из них может быть всегда установлена.
Делая из обобщения внепланетных проявлений жизни мировоззренческие выводы, прежде всего, следует отметить: если жизнь имеет космический характер, то и наделенный жизнью человек предстает существом космического порядка. Установление внепланетных проявлений жизни позволяет лучше понять Вселенские истоки человека, является важным шагом в понимании места и роли разума во Вселенной, раскрытия пространственно-временных характеристик Космоса и т.д.
Весьма плодотворным при формировании современной модели мира является замечание Вернадского о том, что: “Процессы, создающие живое естественное тело, необратимы во времени. Возможно, это окажется следствием особого состояния пространства - времени, имеющего субстрат, отвечающий неевклидовой геометрии” (Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки.- М., 1981.- С.176). Не исключено, что исследование биосферы позволит проникнуть в фундаментальные структуры материи, отвечающие за возникновение все более сложных систем.
Несмотря на то, что в вопросе о вечности жизни Вернадский находился в научном одиночестве, его мысли имеют кардинальное значение для формирования современного миропонимания.
Логика развития науки в конечном итоге подтвердит вывод Вернадского о том, что бесконечность во времени характерна не только для материи и энергии, но и для жизни.
Вслед за этим выводом с логической необходимостью вытекает и вывод, связанный с вечностью разума во времени. Его рассмотрение чрезвычайно актуализирует учение русского космизма о ноосфере.
Обозначая контуры научной картины мира XX века следует иметь в виду, что русский космизм и его плодотворное развитие в ноокосмологии акцентируют внимание на учении о единстве мира и человека не только со стороны их телесной взаимосвязи, но и с точки зрения тотальной укорененности людей в основания бытия внутренней психической жизнью. Для раскрытия этой стороны единства человека и Вселенной особенно важное значение имеет обоснование положения об универсальности и вечности жизни во Вселенной.
Многие видные ученые внесли в решение этого вопроса заметный вклад. Так, в 1865 году гипотезу всеобщности жизни во Вселенной выдвинул Г. Рихтер. Такие крупные ученые, как Г. Гельмгольц и В. Томсон разделяли этот взгляд. Сторонником занесения спор жизни на Землю был и В.И. Вернадский. Он положительно воспринимал гипотезу шведского ученого С. Аррениуса, который рассеянные на Северном полюсе живые споры термофильных бактерий считал (по их жизненным и оптимальным характеристикам) жителями Венеры.
Проблему множественности миров Вернадский считал возможным в будущем решить посредством эмпирических доказательств. Он вполне допускал биологическую жизнь на таких планетах солнечной системы как Венера и Марс. Причем наличие растительности на Марсе не вызывало у него сомнения. С позиций достигнутых современной наукой результатов можно считать оптимизм Вернадского оправданным.
Жизнь есть результат развития мира. Она, несомненно, имеет космические истоки, а, может быть, жизнь является и вечным феноменом, то есть она никогда не возникала и никогда навсегда не исчезнет из лона мира. В любом случае практическое освоение космического пространства человеком позволяет продвигаться по пути универсализации Земли как космического тела.
Выяснение вопроса распространения жизни во Вселенной непосредственно связано с проблемой ее происхождения. Господствующая ныне теория происхождения живого из неживого имеет немало внутренних противоречий. Профессор Берлинского университета Роланд Глазер указывает на противоречие, связанное с предположением случайности жизни во Вселенной. “Даже если представить себе целое море органических молекул,- замечает он,- например, аминокислот, остается непонятным как появился первый белок, первая молекула, способная к размножению. На карте наших знаний здесь до сих пор простирается огромное белое пятно. По-видимому, нам еще не известны какие-то важные закономерности, ибо создание “разумной” последовательности аминокислот вряд ли могло быть случайностью. Жизнь тогда была бы в высшей степени невероятным явлением” (Глазер Р. Биология в новом свете. Пер.с нем.- 1978.- С.154).
Появление упорядоченной генной структуры имеет ничтожную вероятность. На это обращает внимание видный ученый М.В. Волькенштейн: “случайную самоорганизацию хаоса и возникновение необратимой эволюции трудно себе представить” (Волькенштейн М.В. Биофизика.- М., 1988.- С.541).
Логика развития биологического знания, так же как и логика физики с неизбежностью выводит мышление человека на необходимость признания не только закономерностей самоорганизации, но и наличия разумности в общей схеме мирового целого.
Из логики развития науки вытекают следующие мировоззренческие выводы:
а) жизнь и разум - неотъемлемые вечные атрибуты космического бытия;
б) развитие материи осуществляется в направлении дискретных форм жизни и разума, одним из проявлений которых является жизнь и разум на Земле;
в) жизнь и разум на Земле есть основа для поиска их проявления в более высокой форме.
Эти мировоззренческие выводы имеют определенное значение для развития ноокосмологии, для формирования научной картины мира XXI века. Причем следует иметь в виду их не только теоретическое, но и практическое значение, так как человечество все активнее перехватывает инициативу стихийного бессознательного творчества природы, придает эволюции целенаправленный, осмысленный характер. “Взрыв” научной мысли в ХХ столетии подготовлен всем прошлым биосферы и будет иметь все возрастающее значение в преобразовании окружающего мира. Биосфера неизбежно перейдет в сферу разума (См.: Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление.- М., 1991.- С.40).
Формируя учение о биосфере, В.И. Вернадский показал, как область активной жизни, охватывая нижнюю часть атмосферы - гидросферу и верхнюю часть литосферы, образует целостную динамическую систему, проявляющуюся как геохимический фактор планетарного значения и масштаба. Развивая мысль об активно преобразующей роли жизни, Вернадский пришел к пониманию места разума в биосфере. Наделенный разумом человек - результат исторически длительного развития биосферы, высшее выражение ее потенции, наиболее плодотворное направление ее изменения. С появлением разума начинается творчески осознанное преобразование биосферой самое себя, подготовка предпосылок для перехода в следующую более высокую фазу развития - ноосферу.
Разрабатывая учение о ноосфере, Вернадский представил ее в виде новой, высшей стадии развития биосферы, связанной с возникновением и функционированием человечества, которое, познавая законы природы, совершенствуя технику, оказывает все возрастающее воздействие на ход эволюции. Человечество стало мощной геологической силой не столько за счет биологического единства, сколько благодаря проявлению свойств сознания, единству в средствах сообщения и общения. Развитие сознания, совершенствование науки и техники выведет человечество за пределы Земли в Космос (См.: Вернадский В.И. Труды биогеохимической лаборатории. Вып.16.- М., 1980.- С.212-22).
Исследование реального процесса формирования ноосферы в наши дни дает возможность выделить следующие признаки сознательно определяемых волей и разумом человека перспектив развития: обострение глобальных противоречий, необходимость концентрации усилий человечества в планетарном масштабе; все ускоряющийся процесс развития науки и техники, необходимость приведения в соответствие интеллектуального потенциала человечества с духовно-нравственными основами жизни человека; кардинальные изменения во всех сферах человеческой жизни, все настойчивая потребность в сближении с природой, необходимость перехода от глубокого воздействия на нее к тонкому соприкосновению с ней.
Предвидя новый этап в развитии нашей цивилизации, Вернадский писал: “человек своим трудом и своим сознательным отношением к жизни перерабатывает земную оболочку - геологическую область жизни, биосферу... переводит ее в новое геологическое состояние; так трудом и сознанием человека биосфера переходит в ноосферу” (См.: Проблемы биогеохимии. В.И. Вернадский.- М., 1980.- С.56).
Вывод Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, несомненно, есть выдающееся достижение научной мысли, заметный вклад в формирование мировоззрения XX века, в создание основ моделей мира XXI века.
Присоединяясь к этой оценке, следует подчеркнуть, что истинность учения о ноосфере подтверждается не только глобализацией человеческой жизни, новой революцией в области науки и техники, ускорением ритма истории, кардинальными изменениями в жизнедеятельности людей на всей планете, но и непосредственным поворотом к человеку, к его разуму и духовному миру в целом.
Как никогда ранее очевидным становится, что человечество сегодня есть основная геологообразующая сила планеты и ему необходимо брать на себя ответственность за судьбу биосферы. С позиций этого императива ученые сегодня разрабатывают теорию универсального эволюционизма. Выводы и обобщения Вернадского согласуются и со многими положениями ноокосмологии, исследующей информационные взаимодействия и трансперсональный опыт людей.
Исследования, проводимые В.П. Казначеевым, А.И. Вейником, Л.Г. Прищепа, В.В. Щенниковым, И.М. Коганом, А.П. Дубровым, В.Н. Пушкиным и другими, позволяют рассматривать человека в системе информационных связей биосферы и созданной им культурной Среды. Такой подход позволяет ряду ученых, например В.П. Казначееву и Е.А. Спирину, включать в содержание ноосферы не только овеществленную мысль человека, но и систему био- и психополей, влияние которых простирается и на материальные объекты. Становление ноосферы, таким образом, предстает как космическое проявление универсума, где информационная взаимосвязь человека с природой выступает в качестве ведущей закономерности.
С ноокосмологических позиций, акцентирующих внимание на роли психической энергии в процессах творческой эволюции, интерес представляет взгляд на ноосферу французских мыслителей Э. Леруа и П. Тейяр де Шардена, рассматривающих ее как объективный автономный процесс. Тейяр де Шарден, в частности, считал ноосферу как “...действительно новый покров “мыслящий пласт”, который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных - вне биосферы и над ней” (См.: Тейяр де Шарден. Феномен человека.- М., 1987.-С.149).
В отличие от Вернадского Леруа также считает, что ноосфера “будет стремиться от биосферы, как бабочка от куколки”.
Представляется, что позиция Вернадского является более убедительной, так как не абсолютизирует сферу разума человека, не отрывает ее от материальных основ, не выносит информационные процессы за пределы души человека и бытия общества. Вместе с тем для решения задач данного исследования определенную методологическую роль имеет положение Тейяр де Шардена о том, что путем объединения науки и религии возникает “гармонизованная общность сознания, эквивалентная своего рода сверхсознанию” (См.: Тейяр де Шарден. Феномен человека. С.199).
Не подлежит сомнению, что религия не является простой фантазией человека. В своей основе она имеет реальное содержание, связанное с проявлением Разума Вселенной. И наука, несомненно, будет включать его в свои построения, в свою картину бытия. Как бы предвидя это, Тейяр де Шарден упор делал на вызревание Сверхсознания, на переходе от ноосферы к теосфере (к сфере Бога, к сфере Чистого Духа). И, может быть, он прав, что “нашей ноосфере предназначено обособленно замкнуться в себе и что не в пространственном, а в психическом направлении она найдет, не покидая Земли и не выходя за ее пределы, линию своего бегства” (Там же. С.225). Созревшее, достигшее в лоне ноосферы сознание станет покоиться в Боге - Омеге.
Подобный мотив легко обнаруживается в трудах В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и других русских космистов. Так П.А. Флоренский в письме к В.И. Вернадскому в 1929 году указывает на существование “в биосфере или, может быть, на биосфере, того, что можно было бы назвать пневматосферой, то есть особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры, или точнее круговорот духа. Несводимость этого круговорота к общему круговороту жизни едва ли подлежит сомнению”.
В этой особой части вещества, преобразованного человеческой мыслью, заключена психическая энергия человека. Но надо иметь в виду, что ноосфера есть не только то, что создано человеком в материальной сфере и в сфере культуры, но и самое мысль. “Со смертью человека в нем гибнет животное, а дух ускользает и высвобождается. Пережив распад своего тела, человек приобщается к сверхприродным мирам» (Мень А. История религии. Т.1.- М., 1991.- С. 127).
Вера в это является мощным стимулом развития всех сфер жизни. С движением сознания к вечной Душе сопряжен творческий процесс многих выдающихся ученых, например Вернадского (См.: Вернадский В.И. Я не могу уйти в одну науку. Из писем к Н.Е.Вернадской.- С. 117).
Реальный процесс перехода от биосферы к ноосфере протекает не где-то за пределами нашей жизни, а в ней самой. Он сопряжен с драматическим напряжением всех сил и энергий, с ожесточенной борьбой за выживание.
Смысл этой тенденции заключается во все возрастающей роли человека в жизни нашей планеты.
Появление кибернетики, синергетики, информатики и т.п. указывает на возможность перехода к модели жизнестойкого (регулируемого, устойчивого) развития: коэволюции, согласованном усилии человечества в решении экологических проблем, промышленном освоении космоса, осознании экологически допустимого предела потребления продукции биосферы и т.п.
Творчески развивая учение о ноосфере, ноокосмология указывает на то, что во Вселенной везде за универсальным эволюционным процессом просматриваются признаки, характерные для творческой деятельности самого человека. Следовательно, ноокосмология вводит в картину мира разум так же, как биосферно-ноосферная концепция - жизнь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философско-ноокосмологический анализ духовного потенциала человечества позволяет рассматривать его в качестве одного из компонентов единой системы универсального космического творчества, осуществляемого Разумом Вселенной. Поток творческой энергии, производя сборку систем неорганической и органической природы, усложняя их, выдвигает на передний план глобальной эволюции сознательную деятельность разумных существ, ядром которой выступает духовный потенциал, являющийся мерой принадлежности к разумным силам космоса, воплощающий в себе идеалы гармонии природы и человека, цели добра, красоты и истины в отношениях разумных существ между собой и веры в наличие высших по отношению к ним Разумных Сил Мироздания.
Исходной точкой духовного возрастания людей являются мифология, искусство, религия, философия, наука, в лоне которых происходит процесс формирования духовного потенциала человечества, складываются сначала смутные представления о гармонии мира с человеком, его органической, телесной и духовной взаимосвязи с природой, раскрываются способности непосредственной реализации психической энергии, возможности с ее помощью осуществлять тончайшие преобразования в вещах, процессах, организмах растений и животных, в образе жизни и поведении людей.
Последующее развитие духовного потенциала человечества сопровождается усилением ощущения одушевленности природы, подсознательного чувства телесного и духовного родства людей с ней. В яркой форме это проявляется в природных религиях, в политеистических верованиях, в восприятии процессов природы в виде выражения разнонаправленных разумных сил (духов, богов), не связанных единой волей. Духовный потенциал человечества при этом существует в виде отдельных очагов пламени, рассредоточенных по враждующим между собой родам и племенам. Преодоление родоплеменных антагонизмов, слияние очагов духовности в более обширные национальные образования наступает с появлением монотеизма, с развитием чувства наличия в мире единого Высшего Разума и Воли.
Бессознательная интуиция, природное чувство, монотеистические верования, фиксируя мысль на идее единого Бога, придают духовному процессу резкое ускорение. Сегодня общепризнанным является факт определяющего воздействия на всю западную цивилизацию христианства, ставшего катализатором общественного прогресса. В то же время начинает осознаваться то, что отход от идеи Высшей Разумной силы Вселенной, как в прошлом, так и сегодня, снижает духовно-нравственный потенциал, а в ряде случаев ведет к разрушению социальной системы. Богатый материал в этом отношении представлен в Библии и других Священных Писаниях.
С помощью озарений, интуиции и других способов Высший Разум сообщает через своих посредников (пророков, апостолов и т.п.), а в отдельных случаях и путем непосредственного боговоплощения (Иисус Христос) знания о себе и требования к людям, соблюдение которых обеспечивает гармонию с природой, творческий характер деятельности по ее преобразованию, гуманистические отношения людей между собой, любовь к Богу. Идея Высшего Разума, таким образом, выступает центром, вокруг которого формируется культура, складывается любая цивилизация.
Знания о Высшем Разуме выступают фундаментом сложной системы вертикальных и горизонтальных жестко упорядоченных ритуально-социальных отношений между людьми. Для поддержания этих отношений на требуемом Высшим Разумом гуманистическом уровне люди с помощью огромных интеллектуальных и физических усилий строят священные объекты, заряженные божественной энергией, часть которой в ходе духовной практики перетекает в социальные структуры, придавая им соответствующий природе человека характер.
Каждый новый человек с момента своего рождения, попадает в своеобразное информационное поле, выполняющее по отношению к его душе те же функции, которые природа выполняет в отношении его тела, т.е. питает ее, дает возможности к развитию. В свою очередь, развивающаяся душа отдельного человека увеличивает потенциальную энергию общества, расширяет разумное пространство человечества, усиливает его духовные возможности.
Понятие «разумное пространство» характеризует внешнюю сторону духовного потенциала человечества, включающую в свое содержание основные и неосновные, главные и второстепенные сведения о мире. Внутренняя сторона духовного потенциала человечества является своеобразным коконом, в котором формируются ориентированные на Высший Разум люди.
Одной из форм внутренней стороны духовного потенциала является миф, представляющий собой мироощущение людей на заре их истории. Видный исследователь мифа русский философ А.Ф. Лосев совершенно верно считает, что “Мифическая действительность есть подлинная, реальная действительность, не метафорическая, не иносказательная, но совершенно самостоятельная, доподлинная, которую нужно понимать так, как она есть, совершенно наивно и буквально. Никакой аллегоризм тут не поможет” (Лосев А.Ф. Диалектика мифа//Из ранних произведений.- М., 1990.- С.426). Материал данного исследования полностью подтверждает утверждение А.Ф. Лосева.
Если исходить из того, что миф является внутренней стороной духовного потенциала, ядром разумного пространства человечества в детский период его развития, когда оно подобно ребенку буквально впитывало в себя все жизненно важные сведения об окружающем мире, то не удивительно, что основная часть этих сведений отражает самое главное, а именно, процесс создания мира и его природных и культурных элементов разумными силами Космоса, которые запечатлены в преданиях, или сказаниях о духах, богах, первопредках, героях.
Накопленная в мифах духовная энергия была реализована и развита в последующем в искусстве, вероучениях, устно - поэтическом творчестве, философии, словесности, письменности, существенно расширивших внутренний и внешний аспекты духовного потенциала человечества. В отличии от мифов, формирующих модель мира по законам видения, в них вступают в силу уже и законы логики. Подвижное образное состояние разумного пространства уплотняется, наполняется новым смыслом. Вместе с тем первичное представление о начальном бесформенном состоянии Вселенной, о векторе эволюции в сторону большей упорядоченности, усложнении и более гармоничном устройстве мира, о периодической гибели и новом рождении космоса, о мире физическом и духовном и т.п. в видоизмененной форме сохраняют свое значение и сегодня.
Они удивительным образом согласуются с теми “безумными” идеями современного естествознания, которые начинают составлять основное содержание информационного пространства человечества конца XX начала XXI века. У многих выдающихся ученых познание мира ныне не ограничивается желанием провести расчет, измерить и осмыслить физическую реальность, а есть и глубинная, внутренняя потребность постижения ее сущности, в создании объемной многомерной модели, раскрывающей мир в информационно-духовной стороны, то есть со стороны его смысла, его души (Логоса).
Развитие современной науки приближается к рубежу, с которого, по-видимому, начнется осознание и заряда духовности, заложенного Высшим Разумом в монотеистические вероучения. Сегодня, по крайней мере, очевидным становится невозможность рационального объяснения истории человечества без учета материала, содержащегося в иудаизме, буддизме, христианстве и исламе.
Наиболее значительные события человеческой истории связаны с непосредственным воплощением Разума Вселенной в человека. Речь идет о появлении Бога на Земле в образе Будды и о боговоплощении в облике Иисуса Христа. Человеческий разум не в состоянии воспринять это как факт, как знание об исторических персонажах, оставивших о своей деятельности в памяти человечества массу неизгладимых свидетельств и впечатлений. Поэтому их деяния, физический облик, знания, мудрость и т.п. стали эталоном жизнедеятельности миллионов верующих людей, идеалом, которого человечество не достигло до сих пор.
Выдающийся немецкий философ К. Ясперс обратил внимание на так называемую “ось мирового времени”, эпоху, с которой начинается осознание человеком своей органической взаимосвязи с Духом мира, активно проявившим себя в VII-VI веках до н.э. На огромном пространстве от Индии и Китая до Египта и Италии произошли духовные процессы, выразившиеся в рассеянии евреев, в бурном развитии искусства, философии, образовании активных зон цивилизации.
“Спящий разум” человека разбудил в конце VII века до н.э. Будда, говоривший о своих знаниях так: “...Многое Я знаю, но не многое открываю вам потому, что мои знания пока бесполезны для вас, ибо не ведут к просветлению, нирване, мудрости. А что же тогда объясняется Мною? Существует дуккха - это Я объясняю. Существует причина дуккхи - это Я объясняю. Существует прекращение дуккхи - это Я объясняю. Существует путь к прекращению дуккхи - это Я объясняю”.
Иными словами, то немногое, что открыл людям Будда - Бог, впервые принявший облик смертного человека, заключается в наполнении духовного потенциала человечества новым смыслом. Краеугольными его элементами Будда объявил четыре благородные истины: 1) разумная жизнь человека всегда сопряжена со страданием (дуккха); 2) причина страданий и неудовлетворенности бытием - плотские желания, страх перед временем; 3) избавление от желаний и страха смерти ведет к состоянию нирваны (упокоенного бытия); 4) есть путь, ведущий к нирване, просветлению, Высшему Разуму. Он включает в свое содержание такие праведные элементы, как воззрение, стремление, речь, действие, жизнь, усилие, созерцание и самопогружение.
На протяжении веков учение Будды оказывало и сегодня оказывает мощное воздействие на духовный потенциал сотен миллионов людей, формирует их представление о духовном мире Вселенной. Согласно буддийской теории Вселенная состоит из трех сфер (верхней, средней и нижней). Верхняя сфера - это мир Божественный, область Абсолютной духовности, обитель чистого идеального начала, где нет никаких форм. Верхняя сфера является космическим телом Высшего Разума, его чистым бытием. Средняя сфера - мир божеств различных рангов и различной степени могущества и духовности. Здесь же располагается и особая категория разумных существ (полубогов, полулюдей), как добрых, так и злых. Нижняя сфера охватывает круг земного бытия, где все проходит через сансару (перерождение личности или души), где все живое родственно между собой, где существует органическая взаимосвязь и переходы между формами.
В работе обращается внимание на принципиальное сходство космологии буддизма с космологией других развитых вероучений. Главное, что их объединяет, заключается в признании наличия духовного мира Вселенной, элементом которого выступает выпестованный Разумом мира духовный потенциал человечества. В нем содержится самое главное, а именно, принципы самосовершенствования, с помощью которых человек продвигается навстречу Богу.
Важным рубежом на этом пути стало второе явление Бога в образе человека Иисуса Христа. В Евангелии говорится, что Он пришел, чтобы “...Упразднив вражду Плотию Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир” (Еф., 2.15.). Здесь, как видим, сформулирована цель христианского вероучения: создание нового человека и гармоничное устройство с его помощью окружающего мира.
Христианство, как и другие религии, создало материальное орудие достижения цели, которым является церковь. Мистическое тело Христово есть Церковь, в разумном пространстве которой учение Христа преобразует человека, формирует новую личность. “...Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое” (2 Кор. 5.17). Высший Разум ориентирует человека на развитие самого главного в нем, того, что является орудием преобразования мира и собственного совершенствования, то есть ума. “...И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего” (Рим.12.2). Ум, разум человека прокладывает путь в лабиринте мира сего для того, чтобы пробиться к свету Разума Вселенной.
В работе обосновывается положение о том, что в христианстве, как и в других вероучениях, содержится информационная матрица, в лоне которой совершается развитие человечество. На определенных этапах истории Высший Разум богодухновенным актом оплодотворяет культуру тех или иных народов, формируя, таким образом, информационное пространство для дальнейшего развития людей. По определению папы Льва XIII “Богодухновенность есть сверхприродное действие, посредством которого Дух Святой побуждал и подвязал священных писателей и содействовал им во время писания таким образом, что они осознавали, стремились точно передавать и выражали с безошибочной верностью все то, и только то, что Бог повелевал им писать” (Библия, Брюссель, “Жизнь с Богом”.- 1983.- С.5).
С ноокосмологических позиций богодухновнность интерпретируется как способность отдельных высокодуховных людей воспринимать фокусированную мысль Высшего Разума. Являясь сутью, смыслом мира Он созидает его, творит разумные существа с помощью энергии, которая имеет две стороны - физическую, являющуюся силой преобразования, и психическую, выступающую смыслом совершенствования всего сущего.
Физическая энергия проявляется во всех вещественно-полевых процессах в виде меры движения, способности производить работу, свойства материи. Если бы во Вселенной не было психической энергии, то физическая энергия функционировала бы в виде слепой силы, не способной к созиданию. Мир был бы погружен в хаос. Однако мы этого не наблюдаем.
Благодаря психической энергии в неорганическом мире имеет место порядок и гармония, а в органическом - вектор динамичного усовершенствования. По мере усложнения материи наблюдается концентрация психической энергии. С возникновением центральной нервной системы человека, его головного мозга разумная энергия фокусируется на объектах, преобразование которых в своей совокупности составляет искусственную природу, или культуру человечества.
Человек в своем творчестве стремится искусственное приблизить к естественному, создаваемому Высшим Разумом по законам, которые человеку пока не доступны, но о которых он уже догадывается. В частности, предположение о существовании разумной материи не только не противоречит ни физическим, ни эволюционным законам, но напротив является достаточно прочным основанием для объяснения возникновения жизни и разума на нашей планете.
В данной книге показано, что жизнь и разум не являются производными от косного вещества, что они выступают теми элементами мироздания, благодаря которым оно гармонично развивается, меняя свои формы. Делая акцент на исследовании свойств разумной энергии, мысли и разума человека, его духовного потенциала материал работы тем самым создает ноокосмологические предпосылки корректировки представления об эволюции человечества, наполняет его историю смыслом, связанным с жизнью и разумом Вселенной.
Таким образом, итогом исследования духовного человеческого потенциала Разума Вселенной является его модель, процедуры, связанные с ее формированием, а также различной степени общности следующие утверждения.
Качественные сдвиги во всех сферах человеческой жизнедеятельности находят отражение в различных областях культуры, обуславливают появление новых направлений исследования человека. Одним из них является ноокосмология, обращенная к изучению наиболее глубоких оснований человеческого бытия. Как в жизни отдельного человека, так и в истории человеческой цивилизации имеют место события, не находящие ответа в науке, но оказывающие огромное воздействие на судьбы отдельных людей и на ход человеческой истории в целом.
Примером может быть событие, связанное с жизнью и деятельностью Иисуса Христа. Несмотря на его “неопределенность” в науке оно сыграло и продолжает играть колоссальную роль в жизни нашей цивилизации. На протяжении вот уже почти двух тысяч лет христианство выступает духовно-нравственным ориентиром совершенствования человечества, его восхождения к вершинам Вселенского Разума. Становление духовного потенциала человечества, его движения навстречу с творческим началом всего сущего было определено в качестве объективно-предметной основы данного исследования.
В основу работы была положена концептуальная идея о том, что рассмотрение человечества в качестве элемента более обширной системы - Разума Вселенной потребует использования особого рода средств, методологический арсенал которых состоит в их неопределенности, одновременной обращенности к общепризнанным знаниям, и к тому духовному опыту человечества, который не входит в содержание позитивной науки.
Объектно-предметная основа и концепция исследования обусловили в качестве исходных теоретико-методологических предпосылок анализа положения философии о человеке, его месте, роли и предназначении во Вселенной; идеи русского космизма о космической сущности человека и необходимости его непосредственного участия в глобальном эволюционном процессе; выводы ноокосмологии о возможностях и резервах человеческого организма и психики. Рассмотрение духовного потенциала человечества в его соотношении с более обширной вселенской системой осуществлялось с учетом оригинальных взглядов, сформулированных в различных областях науки.
Исходя из специфики объекта и предмета исследования, авторами рассмотрены смысловые значения понятия “Разум Вселенной”.
Под Разумом Вселенной можно понимать:
а) то существо, которое в религиозном сознании запечатлено как Творец всего сущего, образом и подобием которого является человек;
б) тот, удаленный от нынешнего состояния сознания идеал, к которому человечество устремлено и частью которого в будущем несомненно станет, то есть превратится в фактор космического масштаба;
в) ту волну жизни и разума, которая на определенном этапе развития Вселенной проявилась на биопланете Земля и, несомненно, в других точках мироздания и которая со временем объединится в единую вселенскую цивилизацию, так же как соединились разрозненные племена и народы Земли в общепланетарное сообщество;
г) то метафизическое понятие, которое позволяет нам, говоря “природа творит”, подспудно подразумевать под этим идентичный духовному процессу, протекаемому в голове человека, процесс организации и самоорганизации в окружающем мире;
д) все выше сформулированные значения могут оказаться аспектами того неопределенного, неуловимого состояния мира и человека, которое и является Разумом Вселенной.
Анализ ряда работ русских и зарубежных философов по раскрытию духовного потенциала человека, позволил сделать вывод о том, что духовный человеческий потенциал объективно существует как целостное относительно самостоятельное явление. Его исследование не может ограничиваться признанием такого рода уникальности, при котором он не может рассматриваться в сопоставлении с чем-то более обширным. Если все является элементом чего-то, то почему таким элементом не может быть духовный человеческий потенциал? По крайней мере, в обширном поле человеческого сознания на этот вопрос имеется положительный и утвердительный ответ, отражающийся не только в мифологии, религии, философии, искусстве, но и в науке.
Идея высшего разумного начала мироздания проходит через всю историю человеческой цивилизации и находит отражение во всех сферах духовной культуры. С ее осмыслением связана постановка и решение проблемы развития духовного человеческого потенциала в направлении достижения космических масштабов преобразующей творческой деятельности. В процессе решения этой проблемы были выделены и обоснованы основные смысловые значения понятий “Высший Разум”, а также сформирован ноокосмологический подход, в рамках которого были определены основные направления эволюции человеческого духовного потенциала на нынешнем этапе развития нашей цивилизации.
Применение ноокосмологического подхода позволило сделать вывод, что на сегодняшний день существует многовариантная возможность совершенствования человека, реализация его скрытого потенциала. Наиболее перспективным направлениям следует отнести: создание искусственного интеллекта; формирование коллективного интеллекта земной цивилизации; раскрепощение духовного потенциала, полная реализация природных ресурсов отдельного человека; контакт и взаимодействие с внеземным разумом, результативного использования полученного от него знания.
Книга 2
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 894;