АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МИРА И ЧЕЛОВЕКА С ПОЗИЦИЙ, СФОРМИРОВАННЫХ В РУССКОМ КОСМИЗМЕ
Последние десятилетия второго тысячелетия и начало нового проходят под знаком нарастающего интереса к проблеме взаимосвязи мира и человека. В интеллектуальной, духовной революции особое место занимают вопросы влияния природно-космического окружения на организм и сознание человека и воздействия обратного характера. Множится круг людей, приобщающихся к различным тайным оккультным учениям, являющихся сторонниками народной и нетрадиционной медицины, носителями экстрасенсорных способностей. Нарастающая популярность необычных, альтернативных видов знания и духовных практик заставляет ученых и философов серьезно отнестись к вопросу о космических измерениях человеческого опыта, учесть многовековой идейный контекст, который лежит за современным космическим мировосприятием.
Исследование различных аспектов космического сознания показывает, что склонность к мистическому мировосприятию не чужда любому человеку потому, что оно имеет под собой реальную основу. В глубинных, вытесненных в подсознание способах и формах освоения мира сокрыты возможности, позволившие человеку еще в древности ощутить свое родство с миром, выпестовать в сознании идею соответствия Вселенной и человека, макро- и микрокосма. На протяжении тысячелетий во всех высокоразвитых цивилизациях древности - Египте, Вавилоне, Китае, Индии, Греции космическое мироощущение было универсальным, общечеловеческим феноменом. Сформированное на его основе знание о Космосе включало в свое содержание не только природу, но и человека.
Космизм русских естествоиспытателей и философов конца XIX - начала XX века - Н.Ф. Федорова, Н.А. Морозова, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и других стал достойным преемником мировой космической мысли. Идеи о совместной эволюции Космоса, биосферы и человеческого общества, учение о космической природе и предназначении человека на новый, более высокой основе раскрывали смысл античных представлений о Космосе как живом организме, породившем “разум и счастье всего сущего. Чтобы понять это,- отмечал К.Э. Циолковский,- надо стать на высшую точку зрения: вообразить будущее Земли и обнять разумом бесконечность Вселенной или хоть один наш Млечный Путь. Тогда мы увидим, что Космос подобен добрейшему и разумнейшему животному” (Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе.- Тула, 1986.- С.311).
Благодаря русскому космизму космическое мировосприятие не умерло в ХХ веке. В отличие от рационалистически-механического мировоззрения, не способного воспринимать реальность в виде упорядоченного, живого и гармоничного Космоса, русские космисты, подобно их древним предшественникам, формировали образные, зримые черты природы, пронизанной смыслом, целями, жизненными началами. Разрозненным и плохо подогнанным друг к другу представлениям отдельных научных дисциплин, составляющим фрагментарную картину мира, наши мыслители противопоставляли модель гармоничного Космоса древних, в котором, как учил Пифагор, музыкально-математическая гармония является следствием его прекрасной и разумной упорядоченности.
“Когда пифагорейцы создавали свою теорию о “гармонии сфер”,- отмечал А.Л. Чижевский,- основываясь на элементарных представлениях о движении планет, они даже не могли представить себе, насколько закономерны в действительности движения планет и насколько чутка и одновременно прочна связь планет во всех проявлениях их физической жизни. Подобно тому, как физиологи находят в живых организмах связь между отдельными его органами, согласие частей, заключающуюся в регулировании и координации различных частей при помощи нервной и кровеносной системы, так и астрономы, изучающие явления в Солнечной системе, открывают в ней явления, аналогичные с функциями живого организма” (Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М., 1973.- С.82-83).
Воспринимая подходы русских космистов, их оценки наследия мировой космической мысли, ноокосмология делает акцент на сходстве Космоса не только с живым организмом, но и с живым Разумом. Поэтому особое внимание уделяется изучению той трансформации античного понимания Космоса, которое оно претерпело в средние века. Восприятие Космоса Ф. Аквинским, А. Данте является более глубоким и объемным, чем модель Космоса Платона и Аристотеля. В средние века античный образ самодостаточного и замкнутого мира наполняется божественными силами и началами, креативной способностью духовных сил. Представления мира воплощением божественного промысла характерно и для таких русских космистов как Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и другие. Подобно средневековым мыслителям они стремятся найти человека во внешнем мире, воспринимают Космос в качестве субъекта.
Действительно, цели и задачи, возможности познания понимаются людьми в соответствии с их общей картиной мироустройства. Так, в отличие от античности в средние века, акцент делается не столько на изучение чувственного, материального мира, сколько на постижение скрытого за ним мира сверхчувственных первообразов, так как без невещественных идей - сил, без постоянного действия божественных духовных первоначал Космос обратился бы в хаос, в бесформенную, бесструктурную и бескачественную материю, познать которую было бы невозможно. Человек способен постигать Вселенную потому, что он соответствует ей как высшее творение Бога, чьим образом и подобием является. Русский космизм, а вслед за ним и ноокосмология воспринимают и развивают идею уподобленности разума человека - Разуму мира. Мир есть материальная оболочка того же божественного Логоса, частицей которого является душа человека.
Исследование духовного человеческого потенциала Разума Вселенной поэтому с необходимостью предполагает обращение к богатейшему теоретико-мировоззренческому материалу, накопленному в русском космизме. Феномен русского космизма, заключенный в духовном наследии Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, Н.Г. Холодного, А.Л. Чижевского и других выдающихся мыслителей, имеет непосредственное методологическое значение для изучения места и роли человека во Вселенной, для выяснения взаимосвязи разума людей с Разумом Космоса.
Могучий мировоззренческий потенциал русского космизма сегодня творчески используется ноокосмологией для приращения знаний и создания программ действия по следующим основным направлениям.
Во-первых, поставленные в начале XX века русским космизмом проблемы, в том числе и проблема соотношения разума человека с Разумом внеземных цивилизаций, приобретают большую актуальность. На рубеже второго и третьего тысячелетий вопрос развития человеческой цивилизации все в большей мере увязывается с проблемой взаимосвязи человечества с внечеловеческим, внеземным интеллектом мироздания.
Во-вторых, в русле основной идеи русского космизма, идеи взаимосвязи человека и мира находится проблема сохранения природы и выживания человечества. Решение этой проблемы в общих чертах наметилось в системе взглядов русских мыслителей на рубеже XIX-XX веков. К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и другие указывали на необходимость восстановления нарушенной человеком гармонии природы, повышения роли духовного начала в жизни людей, обеспечения ценности жизни и разума, превращения стихийной эволюции в управляемый разумом творческий процесс.
В-третьих, в лоне русского космизма сформировались общие контуры научной картины мира, которая станет доминирующей в третьем тысячелетии. Установки космизма на преодоление барьера между субъектом и объектом, попытка взглянуть на мир с позиций его изначального тождества с человеком становится общепризнанной при изучении особо сложных исторически развивающихся систем.
В-четвертых, абстрактный принцип русского космизма - принцип взаимосвязи Космоса и человека усилиями ноокосмологии превращается в конкретную по смыслу и содержанию концепцию. Важным ее аспектом выступает проблема духовного человеческого потенциала Разума Вселенной. Без решения этой проблемы невозможно осмыслить структуру Мироздания, осознать цели его развития, понять истинные роль и место земной цивилизации в поступательном движении нашей Вселенной.
Исходя из выделенных аспектов, русский космизм предполагает признание духовного не только в качестве условия выживания, но и в смысле доминирующего начала в движении цивилизации по пути развития, самосовершенствования людей. Верно определяя основной вектор развития жизни и разума на Земле, русский космизм убедительно демонстрирует способность человека, используя духовность, преодолеть нынешний разрыв человека с природой и на новой основе возвратиться к изначальному их тождеству. Конечно, в русском космизме, как и в других богатых по содержанию учениях, нет готовых ответов на все драматические вопросы текущего века, но в нем есть плодотворные подходы поиска ответов на них. Экстраординарные открытия, новые теории и факты являются убедительным подтверждения истинности взглядов русских космистов на фундаментальные процессы, связанные с жизнью и разумом, с появлением и функционированием в нашем мире. Сегодня все больше ученых убеждается в том, что человек не есть случайное событие, его возникновение запрограммировано в самих основаниях Вселенной. Развитие науки когда-нибудь приведет к признанию Высшего Разума, осознанного мыслителями России в начале XX века.
Аргументом в пользу данного предположения выступает то, что сегодня многие ученые самоорганизацию материи связывают с наличием в ней духовного качества, характерного для человека. Последовательное продвижение в понимании природы физического вакуума, сингулярного состояния материи, самоорганизации различных систем, глобального эволюционного процесса позволяет лучше познать самого человека, выявить глубинные основания его духовности, соотнести его психику с фундаментальными свойствами материи - отражением, информацией и психической энергией. Обращаясь к духовному наследию русских космистов и тех исследователей, которые внесли своими трудами значительный вклад в его развитие, следует признать наличие у них убежденности в существовании смысла вселенского целого (См.: Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм//Вопросы философии.- 1991.- № 3; Урсул А.Д. Перспективы выживания цивилизации: космоэкологический аспект//Философские науки.- 1989; Казначеев В.П. Психоэтика - путь выживания человечества//Наука и религия, 1994.- № 7; Семенова С.Г. Русский космизм//Русский космизм. - М.: Педагогика - Пресс, 1993.-С. 3-34; Гаврюшин Н.К. Космический путь к вечному блаженству//Вопросы философии.- 1992.- № 6 и другие). Глобальный эволюционный процесс и его итог - человек не есть аномалия. Наличие человека в мире не случайно, оно обусловлено смыслом Вселенной, который может иметь место только в том случае, когда в самом мировом целом есть место Разуму, предшествующему и обуславливающему интеллект человека.
Это положение является отправной точкой развития ноокосмологии - междисциплинарного комплексного направления исследования проблем законов духовного мира, перехода от биосферы к ноосфере и самосовершенствование личности. Коренные изменения в системе жизнедеятельности людей, беспрецедентное быстрое развитие науки предполагают формирование предельно широкого взгляда на мир и человека, создание специфической духовной Среды для реализации сущностных сил людей. Ноокосмология не есть побочный продукт глобальной научной революции, а есть непосредственный ее итог, стремление ученых ответить на вопрос кто мы есть и где находимся, что такое жизнь и разум.
Ответы на смысложизненные вопросы в готовом виде не содержатся в наличном знании, накопленном человечеством. Поиск истины предполагает живую, напряженную, драматическую работу не только интеллекта, но и души, итогом которой является сакральное ощущение взаимосвязи с Высшей реальностью. В своем развитии человеческий дух дошел до понимания того, что внешнее не может быть исчерпывающим образом познано без проникновения во внутреннее, то есть самое себя. Сегодня, как никогда ранее, человек сосредоточенно вглядывается в свое духовное измерение и не без изумления обнаруживает в нем то, что было описано в умозрительных философских учениях гениальных мыслителей прошлого Пифагора, Платона, Аристотеля, Гегеля и других и что в наиболее концентрированном виде отражено в русском космизме.
В различных подходах выдающихся мыслителей России начала XX века осознаются глубокие, сокровенные истоки человеческого бытия, направленность и характер его развития, создаются предпосылки решения таких проблем, как творческая эволюция, космическая этика, жизнь, смерть, бессмертие и т.п. Выдающийся русский космист В.С. Соловьев считал, что умственному взору человека в процессе творчества во всей внутренней сущности открывается сущая идея (См.: Соловьев В.С Учение о богочеловечестве. Т.III. СПб, 1913.- С. 65-68).
Видимо космизм формирует такое состояние души, при котором она становится “трансформатором” слабых и сверхслабых информационных токов незримых каналов духовного мира. Неосознанно они выходят на поверхность сознания, образуя слой представлений философско-религиозного характера. Чем мощнее духовно-интеллектуальное усилие, тем сильнее душа притягивает к себе сущие идеи бытия, тем ярче ощущает себя человек элементом Разумного Космоса, генератором и проводником информации о сокровенных свойствах жизни и мышления. Космизм выступает своего рода катализатором творческого вдохновения.
Сегодня есть все основания серьезно и с доверием относиться к центральному положению космизма, отдающему предпочтение духовному началу, утверждающему приоритет мира информации над миром энерговещественных сфер. По мнению ряда ученых, человечество стоит на пороге открытия нового мира, на пороге открытия новой научной картины мира, где объективным началом и основание становится не вещество или энергия, а информация. Признание реальности информации есть шаг к признанию того, что “планы”, “проекты”, “замыслы” структур мироздания выступает производным Разума Вселенной.
Именно личностные формы разума творят мир по законам добра, красоты, истины и гармонии, определяют характер и направленность усложнения, усовершенствования материи. Русский космизм ориентирует человека на развитие, на соответствие его души душе мира, нравственным началам, установленным Творцом. Но Разум Вселенной не снимает с человека ответственность за результаты его мыслительной и практической деятельности.
Русский космизм формирует активную жизненную установку, делает акцент на ответственности человека не только перед себе подобными существами, но и перед сформировавшим его миром и Творцом. Космизм, следовательно, выходит за рамки науки, так как представляет собой интуитивное постижение мира и Творца с помощью души. Видимо, именно в душе человека есть выход на недосягаемые для логического мышления высоты. Они становятся доступными при духовно-нравственном напряжении, отражаются в трансперсональном опыте людей.
Анализ творчества русских космистов убеждает в том, что они в той или иной мере обладали трансперсональным опытом, с помощью своих духовных усилий дали тот срез космического бытия, который сегодня позволяет исследовать духовный потенциал человечества с точки зрения его принадлежности к Высшему Разуму. Это, прежде всего, относится к четкой ориентации космизма на внутренний мир человека, в котором заключена вся тайна бытия. В сознании человека в идеальном виде отображается бесконечность космических явлений. Все многообразие процессов заключается в едином, целостном духе так, как он и есть, то есть представляет собой сущность вселенского бытия, смысл Мироздания
Естественнонаучное осознание космогонического значения разумной деятельности человека на Земле весьма четко намечено в трудах В.И. Вернадского (См.: Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки.- М.- 1981; его же: Научная мысль как планетное явление.- М.- 1991). Значительный вклад в понимание того, что природа, породившая жизнь на Земле, сделала решающий шаг в направлении к человеку, что эволюция неорганической, а вслед за тем и в органической природе обнаруживает своеобразный закон рекуррентности: мир движется в сторону усложнения, которое сопровождается появлением и все большей значимостью психического, социального, сделал выдающийся французский мыслитель Тейяр де Шарден (См.: Тейяр де Шарден П. Феномен человека.- М., 1987).
Нынешний уровень развития науки в значительной мере подтверждает справедливость этих предположений. Нерасторжимое генетическое единство человека и Вселенной уже сегодня получает достаточно сильное подтверждение в новейших достижениях физики, космологии, биологии, синергетики и информатики. Расчеты ученых говорят о том, что антропогенез состоялся потому, что в основаниях материи имеется для этого необходимое.
Русские мыслители обратили внимание на важный для исследования духовного потенциала человечества аспект - тотальную взаимосвязь планетарной человеческой мысли не только в пространственном, но и во временном отношении. На тотальную “включенность” сознания отдельных индивидов в информационное поле человечества указывал и наш замечательный современник М. Мамардашвили. Внутренняя пульсация этого поля при достаточном напряжении индивидуального мышления захватывает и включает его в смысловые связи исторического сознания человечества. Речь идет “о каком-то отношении или соотнесенности в сознании всего мира, о какой-то связности его до любого содержания, до любой предметной кристаллизации и, следовательно, до предметных утверждений об объектах. Или, скажем так, эта связность первична по отношению к любым предметам в поле мысли, ее возможным кристаллизациям. Последние оказываются предметными просто в силу, если угодно, определенного сгущения названного поля” (Мамардашвили М. Идея преемственности и философская традиция//Как я понимаю философию.- М., 1992.- С. 93). В данном положении весьма четко сказано о том, что представление, мысли о вещах не есть пассивное, простое их воспроизведение. Они имеют самостоятельное значение, отличное от причинно-следственных зависимостей предметного мира.
В своей основе сознание человека опирается на изначальное тождество с бытием мира и на этой базе выстраивает все более емкий образ Вселенной и самого себя. При этом “мысль и ее выражение не пропадает, даже если никто не узнает о происходившем духовном творении» (Вернадский В.И. Из дневников//Жизнеописание. Избранные труды.- М., 1993.- С. 202). Видимо, мысль, независимо от того, стала она достоянием других людей или нет, после своего рождения обретает свою собственную жизнь в информационном поле человечества. Рано или поздно она будет востребована и реализована в интересах мира и прогресса. В полной мере это относится и к мысли о Высшем Разуме. Возникнув с незапамятных времен, эта мысль всегда оказывала огромное воздействие на процесс самосовершенствования человека. В русском космизме она начинает обретать новое звучание.
Всецело обращенный к Логосу, к горным основам бытия русский космизм смог ощутить взаимосвязь веры, мудрости, знания и образа. В трудах П.А. Флоренского “целокупный корень твари” представлен в виде живой взаимосвязи Космоса и человека, тайная сила слова имени и образа знаменует единство человека с Творцом.
Целеустремленность, целенаправленность мира, его творческое активное начало, превращающее возможность в действительность, раскрывается и С.Н. Булгаковым в понятиях “душа мира”, его энтелехия, связывающими и организующими мировую множественность. Душа мира, по мнению С.Н. Булгакова, является его тайной. Она “закрыта многими покрывалами, причем эти покрывала сами собой истончаются по мере духовного восхождения человека» (Булгаков С. Свет невечерний.- М., 1917.- С. 235).
Очень интересные мысли С.Н. Булгаков высказал и относительно взаимосвязи человеческого организма с космической средой. В труде “Философский смысл троичности” он пишет: “Тело есть наше космическое “Я”, совокупность органов, через которые мы находимся в связи со всей вселенной; последняя есть в то же время наше периферическое и потенциальное тело” (Вопросы философии.- 1989.- № 12.- С.93). Данное положение является весьма важным для следующего шага, а именно, для признания взаимосвязи духа человека с высшей и более обширной по сравнению с ним системой.
Достоинство человека русский космизм видит в доказательстве существования высшего, чем человек, начала. Человек есть существо, преодолевающее свою ограниченность, трансцендирующее к высшему. Если нет Бога, как Истины и Смысла, нет высшей Правды. Все делается плоским, не к чему и не к кому подниматься (См.: Бердяев Н. Судьба России.- М., 1990.- С.242). Но поскольку человек постоянно устремлен к высшему, постольку оно существует реально в его душе и в душе мира.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1379;