Сокрытие преступления как форма противодействия рассле­дованию.

 

В структуре преступной деятельности различают действия по приго­товлению, совершению и сокрытию преступления. Будучи объектом кри­миналистических исследований, эти действия обычно рассматриваются с точки зрения способа их совершения и объединяются по этому признаку в систему, именуемую способом совершения преступления (или способом совершения и сокрытия преступления) либо в две системы - когда раз­дельно рассматриваются способ совершения и способ сокрытия преступ­ления.

В то же время большинство ученых допускает существование при определенных условиях способа сокрытия преступления, не входящего в структуру способа его совершения. Обязательным условием этого является отсутствие единого преступного замысла, охватывающего все стадии пре­ступной деятельности. Отсутствие единого замысла может проявиться в том, что при подготовке и совершении преступления субъект:

1) не планирует действий по сокрытию преступления, либо отно­сится к ним безразлично, либо предполагая, что их все равно не удастся осуществить, а затем, после совершения преступления, в связи с не­ожиданно возникшим намерением или неожиданно появившимися бла­гоприятными для него условиями, принимает меры к сокрытию преступления;

2) не планирует действий по сокрытию преступления, рассчитывая, что его следы сами исчезнут под воздействием природных или иных стихийных факторов, а затем, обманувшись в своих ожиданиях, импро­визирует меры по сокрытию преступления;

3) не планирует действий по сокрытию преступления по тем же причинам, что и в первом случае, но эти действия предпринимаются помимо его желания иными лицами, заинтересованными в исходе дела (соучастники субъекта по прежним преступлениям, которым неприня­тие мер к сокрытию преступления может грозить изобличением по свя­зям, или друзья или родственники субъекта преступления, обнаружившие преступление и принимающие меры к сокрытию ви­новного);

4) планирует осуществление действий по его сокрытию иными ли­цами (пособники, укрыватели), однако, в связи с их неосуществлением по тем или иным причинам вынужден с разрывом во времени сам при­нимать меры к сокрытию, ранее им не планировавшиеся и не соответ­ствующие единому преступному замыслу;

5) первоначально планирует осуществление тех или иных действий по его сокрытию, но вследствие изменившихся обстоятельств вынуж­ден принимать иные меры, не соответствующие единому замыслу и не обеспечивающие предусмотренного планом оптимального варианта сокрытия.

Таким образом, действия по сокрытию преступления могут быть связаны единым замыслом с приготовлением и совершением преступле­ния, либо такая связь отсутствует. В первом случае они могут быть даже непосредственным условием применения того или иного способа совер­шения преступления или одним из его обязательных элементов. Например, именно такую роль играют действия по сокрытию преступления в струк­туре многих способов совершения замаскированных хищений, когда дей­ствия по приготовлению и сокрытию преступления совершаются одновременно с изъятием ценностей или предшествуют ему либо когда до изъятия ценностей совершаются только действия по сокрытию хищения.

Сокрытие преступления - это преступная деятельность (элемент преступной деятельности), направленная на воспрепятствование рассле­дованию путем утаивания, уничтожения, маскировки или фальсификации следов преступления или преступника либо их носителей. Деятельность в данном случае охватывает не только активную форму человеческого пове­дения - действие, но и пассивную - бездействие. В результате этой дея­тельности соответствующая доказательственная информация не включается в сферу уголовного судопроизводства и не может быть исполь­зована в процессе расследования по делу.

Деятельность по сокрытию преступления может быть инициирована, как преступником (преступниками), так и иными лицами тем или иным образом заинтересованными в затруднении хода расследования преступле­ния. Эти лица, как правило, находятся в какой-то связи с преступлением (потерпевший, свидетели) или преступником (родственники, друзья). Со­крытие может быть как временным, так и постоянным.

В зависимости от содержания действий по сокрытию преступления возможно выделение ряда групп, включающих сокрытие преступления пу­тем:

1. утаивания информации и/или её носителей;

2. уничтожения информации и/или её носителей;

3. маскировки информации и/или её носителей;

4. фальсификации информации и/или её носителей;

5. смешанные способы.

Утаивание в буквальном смысле слова означает оставление следова­теля в неведении относительно тех или иных обстоятельств расследуемого преступления или источников требуемой для установления истины ин­формации. Оно может выразиться как в активной (сокрытие различных предметов, имеющих значение для расследования, уклонение от явки по вызовам), так и пассивной форме (умолчание, недонесение о преступлении, непредставление необходимых сведений, отказ от дачи показаний, не­выполнение требуемых действий).

Уничтожение может быть направлено на уничтожение следов пре­ступления или следов преступника. При этом имеется в виду уничтожение как самой доказательственной информации, так и её носителей. Оно может быть полным или частичным (частичное граничит с фальсификацией, иногда переплетается с ней).

Маскировка преследует цели изменения представления о действи­тельном способе совершения преступления, личности преступника, назна­чении объектов - носителей информации, их круге и т. д.

Способы маскировки:

- перемещение объектов (перенос трупа к проезжей части с целью создания видимости ДТП);

- изменения внешних признаков (субъекта преступления, потер­певших, транспорта и т. д.);

- создание видимости использования предмета не по действитель­ному назначению (маскировка множительной техники, используемой для изготовления фальшивых денежных знаков, под бытовые аппараты);

- сокрытие параллельно совершаемыми действиями (звуков ору­дий взлома - шумом проходящего поезда, звуков выстрела - звуками фейерверка).

Фальсификация - подделка, создание ложной информации или её носителей. Может осуществляться следующими путями:

Ø заведомо ложное показание;

Ø заведомо ложное сообщение, заявление, донос;

Ø создание ложных следов и иных вещественных доказательств;

Ø полной или частичной подделке документов;

Ø подмена, дублирование объектов;

Ø частичное уничтожение объекта с целью изменения его внешнего вида, фальсификации назначения.

Смешанные способы сокрытия преступления - это ложное алиби, инсценировка преступлений, оговор и самооговор. Рассмотрим их.

Вообще алиби есть одно из доказательств невиновности. В его осно­ве лежит утверждение подозреваемого (обвиняемого) о том, что в момент совершения преступления он находился в другом месте и, следовательно, не мог принимать в нем участия.

В структуре алиби можно выделить три основных блока, вокруг ко­торых оно строится - это место совершения расследуемого преступления, время его совершения и место, где в данное время находилось заподозрен­ное лицо.

Естественно, что по достоверности алиби можно подразделить на со­ответствующие действительности и ложные. Ложное алиби иногда назы­вают комбинированным способом фальсификации информации и её носителей.

Ложное алиби может быть заранее подготовленным или спонтан­ным. Заранее подготовленное ложное алиби может быть сопряжено с соз­данием комплекса фальшивых доказательств (или квалифицированное) или основано на заранее обдуманной голословной ссылке на какие-либо факты, обстоятельства (простое).

Подготовка ложного алиби может осуществляться в одиночку или совместно с сообщниками, непосредственно лицом, заявляющим алиби или его связями (родственниками, друзьями и т. д.) по его просьбе или по их собственной инициативе. В 5,5 % случаев, связанных с алиби, оно зара­нее подготовлено в одиночку, а в 2,5 % - с помощью иных лиц.

Наиболее сложный для разоблачения способ создания ложного али­би состоит в такой деятельности субъекта, после которой лица, подтвер­ждающие алиби вводятся в заблуждение относительно даты, времени или места пребывания вместе с ними виновного лица, т. е. добросовестно за­блуждаются.

При проведении исследования архивных уголовных дел и дел, нахо­дящихся в различных стадиях производства, нами было установлено, что наиболее часто встречается так называемое "субъективное" алиби. Его сущность состоит в утверждении лица, заподозренного в совершении пре­ступления типа "Я был в этом месте в данное время, но преступления не совершал". Такие заявления встречались в 23,4 % случаев.

В подтверждение алиби могут лежать сведения, проверка которых в ближайшее время невозможна - например, если лицо, на которое ссылается подозреваемый, выехало из города и допросить его не представляется воз­можным. Подобные ситуации возникают в 14,8 % уголовных дел.

Необходимо отметить, что алиби подлежит исследованию только при расследовании деяний такого рода, при котором присутствие конкрет­ного исполнителя (соучастника и т. д.) в определенное время в определен­ном месте необходимо. Во время проведения следствия по некоторым преступлениям заявленное субъектом достоверное алиби вовсе не говорит о его невиновности (особенно с учетом нынешнего уровня обеспеченности преступников техникой).

Инсценировка преступлений - (по старой терминологии - симуля­ция) это создание на месте происшествия обстановки, не соответствующей фактически происшедшему на этом месте событию.

В её основе всегда лежит искусственное создание материальных сле­дов события. Поведение и сообщения исполнителя инсценировки или свя­занных с ним лиц, преследующее цель усиления воздействия на следователя материальных следов, всегда является дополнением к ним, хотя по времени могут и предшествовать их обнаружению и восприятию следователем. Таковы, например, те случаи, когда исполнители инсцени­ровки сами сообщают органу расследования об обнаружении ими призна­ком совершенного преступления (заявление о мнимой краже) или возникших у них предположениях о возможном совершении преступления (заявление об исчезновении человека).

Оговор - это заведомо ложные показания, изобличающие кого-либо в совершении преступления. Некоторые авторы утверждают, что оговор мо­жет исходить только от подозреваемых (обвиняемых), другие признают, что субъектами оговора могут быть любые фигурирующие в деле лица. По нашему мнению круг лиц, могущих давать ложные показания в качест­ве оговора не ограничивается только подозреваемыми или обвиняемыми. Ими могут быть любые проходящие по делу лица, в том числе потерпев­шие, очевидцы, свидетели, различные представители и т. д.

Оговорены могут быть как лица, абсолютно непричастные к совер­шению преступления, так и лица, имеющие к нему отношение - в сторону увеличения или искажения их роли. Может иметь место оговор как в со­вершении реального преступления, так и в несуществующем преступле­нии.

Оговор осуществляется: соучастниками друг друга - 65,4 % (чаще вина "валится" на того, кто пока не установлен или скрылся от следствия), преступниками - лиц, не причастных к преступлению - 16 %, исполните­лями - организаторов -12,6 %, потерпевшими - подозреваемых -7,6%.

Ложные показания могут сообщаться как преднамеренно, так и вследствие заблуждения, ошибок восприятия, недопонимания каких-либо известных лицу фактов. Кроме этого, некоторые люди в значительной степени подвержены внешнему воздействию, внушению. Поэтому нельзя од­нозначно расценивать оговорщика как лицо, сделавшее это умышленно.

Как правило, лицо, оговаривающее кого-либо, преследует цель из­бежать или уменьшить свою ответственность для чего следствие пускается по ложному пути. Помимо этого имеют место и другие цели (например, возможен оговор психически неполноценного соседа с целью избавиться от него).

Самооговором называется заведомо ложные показания подозревае­мого (обвиняемого) по поводу своей мнимой причастности к совершенному либо несовершенному преступлению. Однако, по-видимому, в данной трактовке стоит говорить лишь об ответе на задаваемый в процессе рас­следования вопрос: "Признаете ли вы свою вину в совершенном преступ­лении?". Действительно, вопрос этот задается лишь подозреваемым или обвиняемым. Нам представляется, что это является только процессуаль­ным закреплением самооговора.

По нашему мнению, субъектами самооговора могут выступать не только подозреваемые и обвиняемые, но и любые другие лица. Статья 46 УПК РФ говорит, что подозреваемым является лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены главой 20 УПК РФ, либо лицо, которое задержано в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ, либо лицо, к кото­рому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ, либо лицо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223 прим 1 УПК РФ, а обвиняе­мым - лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, либо лицо, в отношении которого вынесен обвинительный акт (ч. 1 ст. 47 УПК РФ). Однако дать ложные показания по поводу своей причастности к совершению преступления может и лицо, не являющееся подозреваемым или обвиняемым. Возможно, в дальнейшем оно станет таковым, а может быть и нет. Поэтому такое сужение круга субъектов самооговора нам представляется искусственным. В этом мы согласны с мнением Р. С. Белкина, по определению которого самооговор - это "признание подследственным своей вины в совершении какого-либо уголовно наказуемого деяния, в действительности им не совершенного".

Самооговор может быть простым или сложным. Простым именуют самообвинение, а сложная форма содержит наряду с самообвинением и обвинение других лиц. Также можно выделить полный (в случае полной непричастности лица к совершению преступления) и частичный самоого­вор (если лицо все же имеет некое отношение к совершению преступле­ния). Кроме того, можно выделить такие виды самооговора, как реальный (в отношении в действительности кем-то совершенного преступления) и нереальный (в отношении вымышленного преступления).

В основе самооговора может лежать получение разного рода выгоды. Причиной его может быть давление со стороны следователя, оперативных работников. Кроме того, в литературе отмечается, что часто оговаривают себя лица с различного рода расстройствами психики

Цели самооговора также могут быть различными: для сокрытия дру­гого, более тяжкого преступления, чтобы изменить место, обстановку и режим содержания на более благоприятные, чтобы остановить ведущееся против него незаконное воздействие и иные.

Основным фактором, побуждающим преступника принимать меры к сокрытию преступления, является желание избежать ответственности за содеянное. Но само это желание может быть обусловлено различными причинами.

Чаще всего это, разумеется, страх перед наказанием, особенно при совершении таких преступлений, за которые грозят суровые наказания.

Иногда это стыд или боязнь позорящей огласки, как бывает при соверше­нии преступлений против близких людей, сексуальных преступлений, со­пряженных с половыми извращениями. В иных случаях это стремление как можно дольше продолжать преступную деятельность (характерно для профессиональных преступников). Как было упомянуто ранее, иногда со­крытие преступления является обязательным элементом способа соверше­ния преступления.

Из чувства мести, зависти, ревности и т. д. могут создаваться доказа­тельства виновности лица, никак не связанного с совершением преступле­ния. Если сокрытие преступления осуществляется не самим виновным, а по сговору с ним иными лицами, то мотивами действий могут быть ко­рысть, чувства любви, жалости, ложно понимаемого товарищеского долга, стыда перед оглаской (когда дело касается близких людей) или нежелание огласки (из опасений изобличения их самих в совершении иных преступ­лений). Возможно сокрытие преступления посторонним лицом (по просьбе виновного или по собственной инициативе) с целью последующего шан­тажа.

Сокрытие преступления со стороны потерпевшего можно ожидать в следующих случаях:

ü когда преступление носит позорящий данное лицо характер;

ü когда раскрытие преступления угрожает уголовной ответственно­стью самому потерпевшему;

ü в целях сведения потерпевшим из числа преступников-рецидивистов счетов или охраны групповых интересов лиц этой катего­рии.

Кроме вышеуказанных, на выбор способа сокрытия преступления влияют и другие факторы. Один из них - это отношение к объекту преступного посягательства. Чем непосредственнее это отношение, чем теснее связь преступника с предметом посягательства, тем сложнее и изощреннее способ сокрытия преступления.

Также влияние оказывают и те же факторы, которые влияют на вы­бор способа совершения преступления - это прежде всего объективная об­становка совершения преступления (место, время, качества и свойства материальных объектов на месте сокрытия преступления, условия и образ жизни лиц, имеющих отношение к месту сокрытия преступления), свойст­ва личности (характер, навыки, привычки, умения).

Не последнюю роль играет воображение, изобретательность, облада­ние субъектом чувством меры при фальсификации доказательств, про­шлый преступный опыт, так как в некоторых случаях (при инсценировке) преступник должен четко себе представлять те признаки, которые характе­ризуют их в глазах следователя, знать способы совершения имитируемого преступления и оставляемые им характерные следы, суметь представить и мысленно "проиграть" весь механизм этого преступления для придания ему убедительности.

Каким бы тонким и изощренным ни был замысел преступник по со­крытию преступления, им неизбежно допускаются более или менее значи­тельные просчеты. В большинстве случаев они позволяют следователю обнаружить инсценировку и выявить признаки подлинного события. Пре­одоление усилий преступника по сокрытию преступления - первый шаг на пути к раскрытию преступления.








Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1550;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.