Понятие правосознания и его психологическая характеристика
В настоящее время, в качестве методологических ориентиров при проведении исследований вопросов, относящихся к сфере правосознания, принято выделить два подхода: функциональный и феноменологический.
Так, в рамках функционального подходаво главу угла ставится жесткая иерархическая система, четко выделяющая пять критериев для описания, анализа и классификации правосознания:
- способ отражения (познавательное правосознание, включающее идеи/знания, и социально-психологическое правосознание, включающее переживания и оценки);
- глубина отражения (обыденное правосознание, нецеленаправленно формирующееся в обыденной жизни / теоретическое правосознание, присутствующее в основном у профессионалов);
- широта правосознания (массовое правосознание, распространенное у больших социальных групп/ характерное для определенных социальных групп/локальное правосознание, существующее в отдельных районах);
- субъект (индивид/группа/ общество);
- предмет отражения (уголовно-правовое правосознание, административно-правовое и т.д.).
Согласно функционального подхода именно высокий уровень развития правосознания является главным мотивирующим фактором правомерного поведения. Собственно сама модель наглядно демонстрирует, как в идеале должен формироваться высокий уровень правосознания: от знания соответствующей нормы права и через признание ее социальной значимости к ее соблюдению, а в своей совокупности знания правовых норм ведут к законопослушному поведению гражданина.
Практическая значимость функционального подхода к проблеме правосознания заключается в возможности объяснения причин правонарушений и преступного поведения людей, наличием у них определенных дефектов правосознания под воздействием тех или иных обстоятельств, а учение о деформациях правосознания является важной частью этого подхода.
Однако, как показывают результаты исследований (О.А. Гулевич, Е.О. Голынчик), функциональный подход не способен объяснить особенности формирования и противоречивость бытующих представлений и суждений людей о праве и практике его применения. В силу собственной специфичности обыденное правосознание как раз и характеризуется пробельностью и деформацией, если сравнивать его с абстрактным «правильным правосознанием».
В отличие от функционального подхода, который рассматривает обыденное правосознание лишь как один из частных, «низших» разновидностей, феноменологический подход изучает именно обыденное правосознание как основной источник правовых идей, теорий и переживаний.
Согласно феноменологическому подходу правосознание состоит из совокупности правовых социальных представлений, которые не имеют жесткой согласованности и состоят из центральных и периферических по степени осознаваемости элементов. В рамках данного подхода подчеркивается договорной характер обыденных знаний и представлений, формирующихся в ходе повседневной коммуникации – источника и способа возникновения правосознания, а в качестве главного субъекта выступают большие социальные группы, выделяемые на основе национальной или расовой принадлежности, пола, возраста, гражданства и рода деятельности. При этом главный акцент делается на процессах, преимущественно стихийных, освоения индивидом социально-правовой идентичности и обретения социальных правовых представлений и установок.
Таким образом, два вышерассмотренных подхода дополняют друг друга при исследовании такого сложного социально-психологического феномена как правосознание.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 2808;