Еретики только критиковали церковь, не больше. Реформаторы не только критиковали, но и предлагали изменить ситуацию.
В конце 14 века появляется законченное реформаторское учение в Англии, его теоретиком стал Джон Уиклифф, богослов.
Что он предлагал? В основном административные преобразования. Предлагал менять систему управления.
Нужно создать англиканскую церковь (по аналогии с Галликанской церковью во Франции), подчиненную королю. Имущество церковное (земля и постройки) тоже передать королю, дабы получать доходы от этого имущества.
Богослужение перевести на английский. И даже Библию надо перевести на английский, причём священные церкви классифицированы, отделил Библию от остальных текстов как священное писание, от других которые назывались священное предание.
Библия - текст особый, основополагающий, его авторитет непререкаем. Каждый верующий должен знать Библию.
Сам Уиклиф начал переводить некоторые книги Нового Завета – письма апостолов, письмо апостола Павла, где упоминается церковь.
Уиклиф считал, что духовенство не додано иметь привилегий. Уровнять их в правах с другими людьми, серьёзная предъява, покушение на сословные привелегии.
Священнослужители по Уиклифу должны быть грамотными, их карьера должна зависеть от их таланта, а не от семьи.
Церковь, по его мнению, должна сама подчинится королю.
Условия сложные, Англия ведёт Столетнюю войну. Страна на грани разорения. Правивший Эдуард 3, был стар, Эдуар Черный Принц правил, в 1367 при Пуатье разгромил армию французов, взяв в плен их короля.
Это адресовалось Эдуарду Черному Принцу. Это был способ вывести страну из кризиса, но была угроза оказаться в изоляции. Идеи Уиклифа ему были хорошо знакомы, многие из них Эдуард Ланкастер (Черный принц) он поддерживал, даже защитил от инквизиции.
Поселение годы жизни Уиклиф под охраной прожил в одном из замков Эдуарда Черного Принца. Там же открыта школа проповедников, действовавшая до смерти Уиклифа.
Ученики этой школы, выходцы из среды крестьянства, или низших феодалов, называли лолларды. Эти люди не могли найти место священника, путешествовали по стране, проповедовали.
Сочинения Уиклифа полностью не сохранились. Тексты лоллардов вообще не сохранились. Об учении лоллардов можно говорить по судебным протоколов. Лоллардов так и не оставили в покое.
Джон Уиклиф хотел изменить церковь, сохранив её. Таких реформаторов называют – Умеренные реформаторы. Сторонники сохранения церкви, серьёзно реформированной. Большинство реформационных учений станут умеренными.
Но есть и радикальные реформационные учения. К ним относятся лолларды, призывавшие к уничтожению церкви, как структуры. Структура такая порождение дьявола, по их мнению, чем они приближались к еретикам.
Взамен, они предлагают вариант Древней церкви. Когда в каждом населённом пункте была отдельная религиозная община, где люди сами себе выбирали проповедника. Вернуться в Ветхозаветные времена.
Они были близки к низшим сословиям, поэтому в их учениях были антигосударственные и антифеодальные лозунги. Это такое религиозно-политическое учение.
Один из проповедников лоллардов Джон Болл задавал вопрос присутствующим. «Когда были Адам и Ева, кто из них был королём, Папой, епископом и т.д.?»
Лолларды возглавили крестьянский мятеж в 1380/81 году под предводительством Уота Тайлера.
Мятежники захватили столицу, разграбив богатые кварталы города.
Уота Тайлера убили, и дальше мятеж громят. Лоллардов убивают. Их ещё долго будут вспоминать до 20-х годов 15 века, когда был издан указ о казни последнего лолларда.
Идеи реформаторы не остались в Англии, распространившись по всей Европе через университеты. В разных регионов Европы начинают появляться люди, лозунги которых мало отличаются учений Уиклифа и лоллардов.
17.03.16
Умеренные реформационные учения: сохранение церкви, но её изменение, то есть приспособление под условия того времени.
Радикальные реформационные учения: полное уничтожение церковных структур, организация религиозной жизни через отдельные, не связанные между собой идеи.
Идём Реформации распространялись через Университеты.
Вспышка реформационной активности возникла в Чехии.
Чешская Реформация
Чешское королевство – автономная территория в составе Германской Империи. Германский император был и королём Чехии с 16 века. Власть императоров закреплена за династией Люксембургов.
В течении 2-3 месяцев после провозглашения императора, он должен посетить Прагу и короноваться короной Святого Вацлава и стать королём Чехии, подтверждал привелегии чешских городов и дворянства, 2 месяца император должен быть в Праге (регалии чешского королевства).Исключение: Сигизмунд Люксембург в 1396 году попал в плен, а значит присутствовать в Чехии он не мог.
Любые попытки передать корону Чехии сыну или брату императора встречали противодействие.
Несмотря на регалии, в Чехии было преобладание немецких чиновников, все высшие должности заняты ими. Германизация чешского общества. В Пражском университете не было ни одного чеха, вся купеческая верхушка – немцы, половина магистрата Праги – немцы.
В городах Чехии было Магденбургское право. Немцы преобладали в самых разных сферах.
Католическая церковь – крупнейший землевладелец, Люксембурги способствовали ещё большему увеличению земель.
Ян Гус(1371-1415) священник, младший современник Уиклифа, по происхождению был из крестьянской семьи свободного состоятельного крестьянина. Обучался богословию в Пражском университете. Стал священником в Вифлеемской часовне в Праге. Известно, что он был крайне недоволен курсом богословия в университете. Там преподавалось священное писание, даже не саму Библию, он самостоятельно читал византийских богословов, владея греческим. Он предположил, что латинский вариант не каноничен, это перевод с греческого Святым Иеронимом, а любой перевод вряд ли может быть верен. Он считал, что нужно делать перевод с византийского варианта.
Учение Яна Гуса типичное умеренное реформационное учение. Тот же самый набор, как и у Уиклифа. Разница заключалась в том, что идеи Уиклифа были универсальными для любой страны, идеи Гуса нельзя было приспособить на других территориях кроме Чехии, он был крайним чешским националистом и религиозным фанатиком (умер за свои идеи).
Учение было ориентировано на чешское дворянство и городскую верхушку. Оно не для крестьян. Проповеди Яна Гуса собирали огромное количество людей, причём такое большое, что он начал проповедовать на площади, а не в Вифлеемской часовне.
В окружении Яна Гуса появился военачальник Ян Жижка.
Один из лучших командиров крупных наёмных отрядов, прославился в войнах между Польшей и Ливонским орденом, участвовал в Грюнвальдском сражении, воевал против турок. Он был хорошо известен в Европе и был популярен среди чешского дворянства.
Распространение идей Яна Гуса шло быстро. В Моравии на границе с Австрией началась стихийная Реформация, местное дворянство отбирало землю у церкви. Церкви закрывались.
Это вызвало реакцию со стороны Сигизмунда Люксембургского. Он понимал, что необходимо добиться единство церкви, прежде чем бороться с гуситской ересью. Он добивается созыва объединяющего собора в городе Констанц. Открытие собора переносилось, но в 1414-18 он все таки прошёл. Удалось преодолеть раскол. Сделать это удалось следующим образом: все претенденты на должность Папы отказались от своих притязаний, главой церкви стал Мартин 5, представитель высшей итальянской знати, но тот вынужден подписать договор, что решение собора выше решения Папы.
Теперь настала очередь гуситской ереси.
В Чехию за это время охватила Реформация, Ян Гуси перевёл Библию на чешский. Его отлучают от церкви в 1415 году, он создаёт Гуситскую церковь.
Его призывают в Констанц, ему дают гарантии безопасности. Он прибывает с 20 человек. Его идеи не услышаны, он снова отлучён, как и его сподвижники. От него требуют отказаться от своих идей. В то время нападние турок на границе, император подрывается туда. Собор нарушает императорское слово, казнит Гуса и его сопровождающих. Это удар по императорскому престижу, Сигизмунд давал гарантии не самому Гусу, а магистрату Праги.
Известия о смерти Гуса доходят до Чехии, и начинается хорошо подготовленный мятеж. Начинается период Гуситских войн, когда вся центральная Европа погрузилась в эпоху непрерывных войн, войн небольших отрядов, сопровождающихся ущербом в населении и экономике. Гуситы начали совершать набеги на территорию Германии в Саксонию и южные территории. Это были грабительские нападения. Грабили церкви, захватывали города. Нападения гуситов сравнивали с монголо-татарским нашествием.
Гуситы использовали комбинированную тактику. Основа войска – полевое укрепление из повозок – вагенбург, повозки обшиты кожей, деревянными и металлическими листами. Взять такое укрепление очень сложно, это передвижная крепость. Такая тактика привела к многочисленным победам над отрядами немецких и венгерских рыцарей. Некоторые отряды гуситов доходили до Северной Германии.
Итогом стало то, что император, по согласованию с Папой Римским объявил Крестовой поход против гуситов. Войско крестоносцев разбито на территории Чехии. Набеги гуситов продолжаются, но прекращаются после смерти Яна Жижки. Смерть предводителя привела к расколу среди гуситов по принципу умеренных и радикальных реформаторов. Группа радикальных реформаторов получила назначаете табариты. Их идеи похожи на идеи лоллардов. Вернуться к ветхозаветным временам, ликвидировать государственные налоги, феодальные повинности. Им в противовес формируется группировка утраквистов. ( от латинского утрус – чаша для причастия) – дворянство и верхушка городская.
Почему произошёл раскол, утраквисты добились своего, идеи Яна Гуса воплощены в жизнь. Им главное – закончить войну и выбить для себя ещё более лучшие привелегии. Табариты посчитали, что Реофрмация не начиналась.
Есть мнение, что утраквисты пошли на национальное предательство. Но они тоже часть чешского общества и большая часть, чем табариты.
Утраквисты договорились с Сигизмундом. У него не было сыновей, все ждут его смерть, а после этого Чешский Сейм выбирает себе короля среди немецких герцогов или чешских дворян. По сути предоставление политической независимости Чехии.
В 1434 году императорские войска и утраквисты разгромили табаритов. Преследование табаритов продолжается, в 16 веке их уже не упоминают.
После 1438 года Сейм приступил к выбору короля. Выбрали быстро, и выбрали граф Иржи Подебрада. С 1438 и до 1526 (90 лет) – Чехия независима, потом вернулась в состав Германии.
Итог: Чехия первая страна, где проведена Реформация, но влияние на общеевропейскую Реформацию не произвела из-за националистического учения Яна Гуса, к тому же Гуситские войны стали психологическим барьером. Гуситской церковь существует до Тридцатилетней войны, в которой она была уничтожена.
Идеи Реформации затихают. Это связывают с тяжелым экономическим кризисом первой половины и середины 15 века, к тому же было турецкое наступление. Но все таки было ещё одно событие в Ранней Реформации. Была попытка начать Реформацию в Италии. Лидером там стал Савонарола. Многие его считают лидером еретического движения, а не реформаторского течения. Но тут по разному. Савонарола родился в 1452, погиб в 1498 гг. Происходил из состоятельной семьи из Флоренции. Его дед был медик. В 1475 году Савонарола принял монашество, вступив в самый суровой орден Святого Доминика. Из монастыря его гонят. Он стал странствующим проповедником, проповедовал отказаться от всех мирских благ и суеты, вести бедный образ жизни, молиться Богу. Это похоже на нищенствующие ереси. Он завоевал популярность, но угрозой его не считали. В 90-е годы 15 века в Италии начинаются Итальянские войны. В 1494 году в Италию вторгается войско Карла 8 с 60-ю тысячами воинов. Они планировали идти на Неаполь. Никто им не сопротивлялся. Поход больше напоминал на вереницу увеселений. Молодой Французский король был популярен в Италии, на него возлагалась миссия объединителя страны. Человека, которые установит общепринятые правила, которые все будут соблюдать.
Медичи – враги Карла 8. Начинается мятеж против Медичи во Флоренции. Причём Савонарола используется как лидер мятежа. Медичи бегут, Савонарола берет город. Сжигаются произведения искусства. Савонарола лично встречается с Карлом 8.
Французская армия проходит через Флоренцию. Савонарола оказался не нужен королю. Медичи возвращаются, расправляются с мятежниками. В 1497 году Савонарола бежит из Флоренции. Он укрывается в Церковном государстве, арестован и повешен без суда и следствия.
Предпосылки Реформации:
1) Консерватизм Церкви: церковь мешает развитию европейского общества, необходимы были реформы.
2) Процесс централизации в европейских государствах, сопровождающийся формированием наций, отсюда стремление королей сформировать национальные церкви, зависящие от правящей династии.
3) Деятельность поздних еретических движений и ранних реформаторов. Уиклиф, лоллорды, Ян Гус, табариты, Савонаролы.
Итог: но это не привело к общеевропейской Реформации. Нужна была Реформация в крупной стране.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1076;