Рыцарское восстание.

Начинается религиозно-политическая борьба с рыцарского мятежа. Почему? Этот слой был наиболее готов к вооруженному выступлению, большинство имело опыт боевых действий, все имели оружие. Лидерами этого движения стали: Ульрих фон Гуттен –идейный руководитель, известный представитель немецкого гуманизма; Франц фон Зигенген –военный руководитель. Он собирает несколько тысяч рыцарей в западных районах Германии, они решили захватить в плен кого-нибудь из курфюрстов, так как тот мог по своей инициативе созвать рейхстаг, где и обсудят те вопросы, которые они хотели. Объектом нападения стал город Трир, по их мнению, менее укреплённый, чем другие. (1522)Там была резиденция архиепископа, одного из курфюрстов. Они не смогли взять город штурмом, на помощь к курфюрсту двинулись отряды соседних правителей. Рыцари оказались окружены в замке Ландау(1523). Держать осаду они могли долго, но в начале погиб Франц фон Зикенген, рыцари капитулировали, но не перед князьями, а перед представителем императора. Никаких репрессий не последовало, с них потребовали новую присягу верности императору, их распустили по домам.

Так рыцарская партия, поддерживающая Лютера, прекращает своё существование, но рыцарский фактор остаётся, ведь большое количество мелких феодалов не решили свои финансовые проблемы. В разных регионах Германии, особенно в сложных географических условиях на границе со Швейцарией и Францией действовали разбойничьи шайка, которые нападали на городки, монастыри, деревеньки.

Императорская власть отрегировала на победу над рыцарями. Советники Карла V придерживались «испанской политики». (В самой Испании её называли – «фламандская политика»). Суть такой политики состояла в следующем: 1) много обещаний, не выполнимых, противоречащих друг другу (к примеру, в Рейхстаге император мог пообещать снизить налоги одной и другой группе); 2) провоцирование противников на открытые действия (мятеж, восстания), то есть не начинать войну первым, потом обвинить противника в нарушении мира, дальше все действия по отношению к нему воспринимались, как законные. Как спровоцировать? Притеснить, оскорбить (Карл 5 к этому редко прибегал, доверчивый, благородный, чаще мог быть обманутым). Провоцировались большие массы людей, путём проведения реформ, принятием законов, которые были важны для государства, а вот для значительной части населения это значило снижение уровня жизни.

Карл V начинает серию налоговых преобразований, раньше в СРИ германской нации не было общеимперского налога. Принципы налога (алькабала) были заимствованы в Испании. Алькабала – арабское слово, переводится налог, взимание: налог с торговых сделок, в Испании 10%, в Германии 3%. Налог повысил стоимость товара, это невыгодно, как торговцам, так и ремесленникам. Тут же револбция цен, а значит любая нагрузка приводила к массовому разорению свободных мелких собственников. Налоговая реформа ударила по торговцам, ремесленникам и крестьянам. Выиграли крупные феодалы. Вводится система откупа.

Ответом на эти действия стала Великая крестьянская война (1524/26). Крупнейшее крестьянское восстание как для Германии, так и для всей Западной Европы для периода Средневековья.

Крестьянские силы действовали разрозненно, они даже не пытались объединиться, а значит, был идейный лидер – глава немецкой радикальной Реофрмации Томас Мюнцер. Он считал учение Лютера умеренным, придерживался идей уничтожения церкви, владения церкви отобрать и поделить между нуждающимся. Сам Мюнцер считал себя пророком, мессией. Все крестьянские восстания имели сходные черты: 1) отсутствие единого военного командования, 2) четкого списка требований (не знают, не могут сформулировать перечень требований), 3) вера в «доброго царя» (правитель хороший, советники угнетают народ, поэтому главное – встреча с королём, как с Уотом Тайлером и Ричардом 2). Но в Германии не было веры в доброго царя, Карла считали иностранцем, в Испании тоже, везде не свой. Крестьяне имели чёткое представление о том, чего они хотят добиться. Программы кретсьянской войны: «статейное письмо», «12 статей» и т.д. Первые программы были умеренными, дальше радикальнее, а значит усиливалась влияние Мюнцера.

Боевые действия шли во Франконии, в Баварии, в Саксонии и на северо-западе.

Наиболее крупный отряд был во Франконии, военным отрядом руководил непосредственно Томас Мюнцер. Восстание подавлено силами местных феодалов, без привлечения имперских войск. Во Франконии феодалы около Франкенхаузен окружили отряд Мюнцера и уничтожили его в 1525 году. Судьба Мюнцера не завидна: схвачен, и повешен без суда, хотя он дворянин и мог рассчитывать на суд.

Дальше массовые репрессии против крестьян, которые принимали участие в восстании, но зачастую под общей гребенку гребли и тех, кто не принимал участие. Происходила массовая конфискация собственности, людей изгоняли из деревень. Лютер осуждал кретсьянской мятеж, но потом призывал к милосердию, и к решению только через суды. Репрессии прекратились после указа императора, который взял на себя вину за репрессии. К 1526 большая часть отрядов крестьян разгромлена. Многие отступили в Швейцарию, там они приняли активное участие в Реформации во главе с Ульрихом Цвингли. Карл V решили ещё одну проблему: разгром народной партии (крестьянско-плебейское население, горожане восставали в основном в имперских городах). 1526/35 – непрерывно идут сеймы. Рейхстаг(решал политические вопросы) / Сейм (один, два вопроса, представительство шире, право голоса у представителей городов и дворянства, а не только у дворянства). В 1526 году один из таких сеймов в Шпейере учредил лютеранскую церковь(Евангелическая церковь, лютеранской назвали позже, на момент восстания её воспринимали как народную церковь, подчинённую Католической, должны её содержать местные власти, никакого имущества нет, содержание священников – местные власти, проповеди читают только на немецком). Одна церковь быстро организовалась, власти поздно поняли свою ошибку, когда ликвидировать эту церковь стало невозможно. Евангелическая церковь получила массовое распространие в Саксонии (там жил Лютер), Северной Германии, Пруссии (которое стало еще одним герцогством, первым герцогом станет Альберт Гогенцоллерн). Второй сейм в Шпеере в 1529 году созван по инициативе князей, император не причём, он тогда отсутствовал в Германиии (Карл, нарушая традицию, оставлял Фердинанда в Германии, годами не находясь в Германии). Собравшись в Шпеере в 1529 году собравшиеся потребовали возвращение императора, Фердинанду Габсбургу они подали письмо. В заглавии содержалось слово протест. Дальше пункты, не говоря об отсутствии императора, говорилось и о наличии иностранных войск в Германии. Протест подписали все курфюрсты, 15 имперских городов, верховный руководитель Ганзы (мощная структура как в финансовом, так и в военном отношении). С этих пор реформаторов стали называть «протестанты» (что не говорит о том, что подписанты все были лютеранами). Император вернулся в Германию, его приезд оформили как триумфальное возвращение императора победителя. Въезжая в город он устраивал триумфальные шествия, строились арки. В 1530 году состоялся Аугсбургский рейхстаг. На нем был принят документ «Аугсбургское исповедание веры», явная копия с названия «Символ веры». Это исповедание краткое изложение лютеранского учения. Автором документа стал не М.Лютер, его написал Филипп Мелнхтон, вторая фигура в умеренной германской реформации. Человек, через которого Лютер общался с внешним миром. Никогда ни у кого не возникало желание арестовать Меланхтона, официальная фигура с должностью при Саксонском дворе. Впервые озвучен, но не узаконен, принцип чья земля, того и вера. То есть феодал может определять вероисповедание всех проживающих на данной территории. Не важно хотят подданные этого или нет. Протестантское вероисповедание допускалось только в лютеранском варианте, все остальное ересь, вместе договорились преследовать радикалов. Рейхстаг в Аугбсурге – самая крупная победа протестантов, у них появилась идейная основа в виде документа исповедание веры.

Был создан Шмалькальденский союз для защиты протестантов. Следующие пять лет императорская власть была пассивна в религиозной сферы. Начинается провоцирование крупных феодалов на конфликт с императором, но не через религиозные, а через административные вопросы. Было введено единое уголовное законодательство, получившее название «Каролина», на самом деле название длинное, но здесь имя императора. Единое гражданское право нельзя было ввести, как и не в любой другой стране Западной Европы, но нормы уголовного права можно было навязать сверху. Текст был универсален, его применяли в Италии и на Пиренеях. Почему ведение права удар по интересам феодалов? Потому что это единая имперская судебная система. Император распорядился создать суды, то есть феодалы теряют право суда над поддаными (судебный иммунитет – основополагающее из феодальных прав, считалось, что это и делает феодала феодалом). Здесь был и финансовый интерес, можно взимать штраф, потеряв право суда, феодалы теряют 1/3 доходов. Участники Шмалькальденского союза пишут письмо (на самом деле 2 – как императору, так и его брату). Фердинанда считали немцем, так тот лучше разбирался в делах. Феодалы просили на 20 лет отложить введение Каролины, вводить с Запада на Восток, разные варианты. Император послал их, а Фердинанд обещал посоветоваться с императором. В конечном итоге это приводит к новому этапу – война между императором и курфюрствами – Шмалькальденская война. Война имеет иной характер, чем раньше. Не так, как с рыцарями, и не как с крестьянами, воевать нужно по-настоящему. Почему? У обоих сторон – регулярные, хорошо тренированные и вооружённые отряды. Император – Испанская армия (нидерландская группировка в первую очередь); отряды германских наёмников (ландскнехты), такие отряды создавались с 14 века, по единому для Европы принципу (кому то необходимы хорошие бойцы, находился человек, капитан, он командовал наёмниками, собирал наёмников, брал деньги вперёд и вербовал бойцов). У князей в основном ландскнехты.

У князей на их территории было большое количество замков и крепостей, война – борьба за укреплённые пункты. Осада длилась долго, штурм нёс за собой большие потери, ждали пока противник сам сдастся, или уйдёт. Замки обстреливали, стена рушилась, гарнизон уходит в другой замок. Протестантов теснят с юга на север. Война стала очень затратной. Дело даже не в жалование, хотя это не маловажно. Нужна артиллерия, порох, нужно все перевезти. С 1540 года император и князь начинают испытывать финансовые затруднения, но к 1546 году император громит князей. На личной встрече князья признают своё поражение, просят императора принять их на службу, император согласен. Шмалькальденский союз капитулирует. В 1547 Карл 5 в Аугбсурге созывает рейхстаг, на нем официально Фердинанд Габсбург провозглашён королём Римским, то есть он управлял Германией при отсутствии императора. Неизбежно должен был обсуждаться религиозный вопрос. Протестанты потеряли Мартина Лютера. Идейного руководителя у протестантов уже не было. В последние свои годы жизни он завершил перевод Библии на немецкий язык, первый тираж выходит в 1536 году в Париже, потом и в Германии печатают. Удар по католикам колоссальный. Церковь теряет монополию на толковании Библии.

Император планировал вернуть лютеранскую церковь в статус низшей, подчинённой церкви. Князь, остававшиеся протестантами могли содержать эти структуры. Планировалось, восстановить владения церковные в полном объёме. Этот триумф императора был недолгим, в 1551/2 году в Империи Габсбургов начинается финансовый кризис, обернувшийся катастрофой. Разоряются банки, а самое главное кредиторы императора – например, Фуггеры. Это приводит к падению стоимости монеты на 1/4. Карл 5 крупнейший должник Европы и мира. Ежегодные прибытия флотилии из Америки стали единственным источником. Император сокращает армию, в первую очередь наёмников, увольняют тысячи хорошо подготовленных профессионалов. Протестанты этим пользуются, они не сильно богаче императора, но все же. Герцог Саксонский, к примеру, не решал проблемы в Италии и Америки, мог спокойно переманить отряды наёмников, заплатив им половину императорского жалования. Он захватил Аугсбург, наступает на Австрию и Вену, которую не взяли штурмом. Карл после этого никогда не возвращался в Германию, решал вопросы – Фердинанд, который разбивает протестантов, но восстановить прежнее положение нельзя. Всем очевидно, что это бессмысленно. В 1555 году в Аугбсурге, который вернулся под власть Габсбургов подписывается Аугбсбургский религиозный мир. Условия его были таковы:

1) Императорская власть признавала лютеранское учение - новым законным религиозным учением;

2) Деятельность других реформаторских церквей, сект налагался строжайший запрет, их сторонники подвергались судебному преследованию со стороны городов и феодалов;

3) Утверждён принцип – Чья земля, того и вера. Была оговорка, что католические епископы тоже могут поменять вероисповедание, а значит, что епископ сохраняя земли мог из духовного в светского феодалом стать.

Германия раскалывается и по религиозному принципу.

Итоги реформ Карла 5:преобразования оказались неудачными, Каролина распространена частично. В княжеских владениях вернулись к старому законодательству. Алькабала выплачивались, как и раньше, теперь они чаще поступали в казну крупных феодалов. Из Германии выводятся иностранные войска. Карл заявил о желании отречься от престола СРИ. Текст Аугсбургоского мир подписал Фердинанд с формулировкой.

Карл 5 отрекается от обоих престолов(Испании и Германии). Следующим должен был стать Филипп II. Но Филипп не хотел, он забрал Нидерланды и Бургундское наследство.

Империя делится на 2 части, также и династия на 2 ветви, обе они ведут от Филиппа I Габсбурга:

1) Империя Филиппа II, все владения Карла V, кроме Германии. Испанская ветвь, они правили до войны за испанское наследство.

2) Империя Фердинанда I Габсбурга. Единогласно выбран рейхстагом в 1558 году, его правление будет недолгим, в 1564 году он умирает. Его приёмник Максимилиан II будет проводить политику равновесия между католическими и протестанскими группировками Австрийская ветвь династии, правление их будет осуществляться до 1918 года.

Значение немецкой Реформации:Германия большая страна, длительные реформационные процессы оказали влияние на все близлежащие страны (Скандинавия – Дания, Швеция, в меньшей степени Норвегия; Нидерланды и Швейцария в меньшей степени; Франция – ещё меньше, там особая ситуация, церковь там автономна, богослужение на национальном языке, за что боролись в Германии было с 13 века; Польша). Германия оказалось раздельной политически, религиозно. Аугбсбургский мир законсервировал это деление, и не решил всех проблем, к примеру, вопрос религиозной миграции не разрешен, можно или нет. Противоречи накапливалось, что в итоге выльется в Тридцатилетнюю войну.

 








Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1281;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.