Отношение турецкого правительства к Церкви в XVI-XVIII веках

 

Жизнь показала, что Махмет II проявлял все-таки опре­деленную лояльность по отношению к христианам. Не то было при его преемниках. Сын Мехмета II Баязет II (1481-1512 гг.) вопреки фирману отца отнимал у христиан храмы, насильно обращал христиан в магометанство, оставив о себе память как о христоненавистнике и враге христиан.

Султан Селим I (1512-1520 гг.) известен как кровожад­ный тиран, приказавший умертвить всех своих родственников. При нем в стране прокатилась волна грабежей, пыток и смер­тей христиан, отказавшихся принять магометанство.

Сулейман II (1520-1566 гг.) приказал отобрать у монас­тырей и епископий и без того немногочисленные имения и об­ратить их в пользу казны временно, т.е. так, чтобы правительство имело право через три поколения перепродать их вновь. Естественно, что церкви, монастыри и епископии пожелали оставить за собой свои имения и потому вынуждены были платить султану большие суммы денег. Так, с легкой руки Сулеймана Церковь превратилась в должницу государства. С той же целью стеснить христиан Сулейман приказал запереть ворота храма Воскресения в Иерусалиме и отпирать их для богомольцев только за установленную плату в пользу казны. Сулейман ввел подать в виде десятины детей. Ведя постоянные войны и теряя множество воинов, Сулейман для пополнения своих полков весьма часто обращался к этой подати. В его правление десятина детей или, как еще называли её, подать душ, производилась самым варварским образом.

Набор христианских детей производился уже не через пять лет, а че­рез четыре, три, два и даже один год, и вообще, тогда, когда это было необходимо правительству. Часто отбирались все здо­ровые и красивые дети; при этом возраст детей не принимался в расчет. Теперь его границы от шести до семи лет расширялись до пятнадцати лет. Появление сборщиков детей в христианских городах и селениях было равносильно нашествию неприятелей. Сборщики отнимали у родителей их детей силой, а если родите­ли скрывали их, то следовали пытки со смертельным исходом.

Следующий султан Мурад III (1574-1595 гг.) был человеком корыстолюбивым и в высшей степени сладострастным. В 1584 году грек – отступник донес Мураду, что храм Всеблаженной, при котором была патриархия, владеет несметными сокровищами. Фанатики турки неоднократно говорили ему, что в Константинополе с уве­личением магометанского населения ощущается недостаток в ме­четях. Мурад, побуждаемый с одной стороны корыстолюбием, с другой – фанатизмом, распорядился отобрать у христиан все церкви и обратить их в мечети. При этом он указывал на то, что привилегии, данные Мехметом II христианам, относились толь­ко к тому времени, когда Константинополь был пуст и была нуж­да в христианском населении. Патриарх Иеремия II (1572-1595 гг.) восстал против такого распоряжения, ссылаясь на фирман Мехмета II. Мурад приказал заключить его в тюрьму и затем сослать в заточение на остров Родос. Во время его заточения храм Всеблаженной и еще одна церковь в 1586 году были ограблены и обращены в мечети.

Такая участь постигла бы и другие церкви, если бы хрис­тиане не откупились золотом и если бы за них не вступились иностранные посланники. Патриархия была перенесена сначала и на короткое время к храму Богородицы Утешительницы, потом к храму св. Димитрия и, наконец, (в 1601 г.), к храму св. Ге­оргия в Фанаре, где она остается и до настоящего времени. В XVII-XVIII веках Турция ослабела, и все чаще нуждалась в более сильной поддержке со стороны Европы. Это было связано также с разгромом русской армией турецких войск в 1768 году. Неу­дачи на фронте, слабость одряхлевшей Турецкой империи отри­цательно сказывались на положении христиан. Их жизнь представ­ляет собой мученический подвиг за веру.

Один христианский мальчик Николай, по желанию своего отца, учился турецкой гра­моте у одного турка. Турок, восхищаясь прекрасными способнос­тями своего ученика, захотел обратить его в магометанство. С этой целью он написал магометанское исповедание веры и, в виде урока, заставил прочитать Николая. Бывшие при этом турки сказали Николаю, что он теперь магометанин, когда же он отказался от магометанства, отвели его к кадию. Кадий с своей стороны убеждал его принять магометанство, обещая ему богатство и почести, но все было напрасно. Николай оставался христианином. Его заключили в тюрьму, подвергали пыткам, и наконец, отрубили голову.

В 1680 году во время одного праздника недалеко от Кон­стантинополя турки для забавы снимали с христиан фески и на­девали на них свои чалмы. На празднике был один христианин Ангелис, на которого также надевали чалму. На другой день турки сказали ему, что он теперь мусульманин, так как наде­вал белую чалму. После отказа Ангелиса от мусульманства пос­ледовал суд, в полном смысле турецкий, принуждения принять мусульманство, тюрьма, пытки и, наконец, казнь. Женщины – христианки также твердо переносили мучения за свою веру и оставались верными ей до смерти. В 1725 году пострадала одна богобоязненная христианка Аргира, родом из г. Бруссы. Она бы­ла замужем за христианином, но в то же время имела несчастье понравиться одному турку. Бедную женщину отвели на суд за отказ принять мусульманство. Аргира заявила в суде, что такого обещания никогда не давала, желания не изъявляла и навсегда останется христианкой. Её били и заключили в узы, потом опять допрашивали, тиранили и снова заключили в тюрьму. Суд продол­жался над ней целых пятнадцать лет. Несчастная умерла в тем­нице от продолжительных истязаний.

Подобная же участь постигла в 1764 году христианку, девицу Акилину. Отец её, убивший во время ссоры турка, чтобы избежать смертной казни, принял мусульманство, и хотел обра­тить в мусульманство свою дочь. Когда же Акилина не только не послушалась отца, но еще объявила, что готова за свою веру претерпеть мученическую смерть, он отдал ее на произвол тур­кам. За это ее несколько раз привязывали к столбу и били пал­ками так жестоко, что весь пол покрывался кровью и кусками ее истерзанного тела. Умирающую уже ее отправили в дом к матери, которая прежде убеждала ее не отрекаться от своей веры. Вско­ре она умерла от жестоких истязаний. В числе мучеников, убла­жаемых Греко-Восточней Церковью, имеется один русский по име­ни Павел, бывший невольником в Константинополе, пострадавший в 1683 году.


Глава XIV

 








Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 602;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.