Развитие богослужения

 

Христианские богослужение во втором периоде церковной истории (313-1054 годы) достигло полного своего расцвета, развив в себе необык­новенное богатство формы и содержания.

Первым богослужебным актом, с которого начиналась хрис­тианская жизнь верующего, было, как и прежде, таинство кре­щения. В его совершении произошли некоторые изменения, но они касались не сущности таинства, а порядка оглашения. Когда происходили массовые обращения, оглашение совершалось в том порядке, как оно сложилось раньше. Но с V века, когда в общую практику вошло крещение детей, институт оглашенных прекратил свое существование.

Начиная с IV столетия начинается постепенная унификация основного бо­гослужебного чина – литургии. До этого времени в каждой поместной церкви совершались свои литургии: в Иерусалимской – апостола Иакова, в Александрийской – Марка, в Римской – мужа апостольского Климента. В IV в. чин литургии был пересмотрен святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Их литургийные чины, одобренные Церковью, вошли в практику на Востоке и с именем этих выдающихся богословов.

На Западе для совершенствования богослужения много сде­лали Амвросий Медиоланский и папа Григорий Великий Двоеслов, с именем которого связана литургия Преждеосвященных Даров. С прекращением института оглашенных последовало исключение из литургии обряда удаления оглашенных из храма.

Как существенную особенность в богослужении этого вре­мени нужно отметить увеличение церковных чинопоследований. Оно стоит в тесной связи, с одной стороны, с развитием дог­матического учения Церкви, с другой – с введением новых праздников Господних, Богородичных и праздников в честь святых. Догматические идеи находили свое выражение не только в отвлеченных опреде­лениях, но и в религиозной лирике – гимнах, молитвах и сла­вословиях, отвечавших потребностям сердца. Установление но­вых праздников потребовало составления новых богослужебных чинопоследований.

Расцвет богослужебного творчества в эту эпоху связан с именами ряда замечательных церковных поэтов, обогативших богослужение своими высокохудожествеными по форме, глубокими по содержанию и силе религиозного чувства песнопениями и молитвами. Знаменитые богословы IV века Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Ефрем Сирин на Востоке, Амвросий Медиоланский на Западе были в то же время замечательными цер­ковными поэтами. В V столетии замечательными церковными песнотворцами были Анатолий, патриарх Константинопольский (§ 458 г.); Роман Сладкопевец (§ 510 г.); Никита Ремизианский (§ 510 г.) в VII веке – Софроний, патриарх Иерусалимский (§ 641 г.) и Андрей, архиепископ Критский (§ок. 712 г.); в VIII веке – Гер­ман, патриарх Константинопольский, Иоанн Дамаскин и современ­ник его Косьма Маиумский, в IX веке – Иосиф Песнописец, Феодор Студит, инокиня Кассия и другие. Первое место среди цер­ковных поэтов, несомненно, принадлежит Иоанну Дамаскину. По силе поэтического вдохновения среди церковных поэтов ему нет равного. Наиболее выдающимися произведениями церковной литургики этой эпохи можно считать гимн Никиты Ремизианского «Тебе Бога хвалим»; «Покаянные каноны» Романа Сладкопевца, а также каноны на Пасху, Рождество, Богоявление и догматики Иоанна Дамаскина.

На поприще богослужебного творчества подвизались не одни духовные лица. В составе богослужебных песнопений встре­чаются гимны, принадлежащие самим императорам. Император Юстиниан составил и ввел в церковное употребление гимн «Еди­нородный Сыне и Слове Божий». Императору – иконобор­цу Феофилу принадлежат песнопения: «Благословите стропы» 4-го гла­са, «Слыши дщи Сионя» 8-го гласа и стихиры в неделю Ваий «Приидите языцы».








Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 672;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.