Их значение для формирования канонического права
Высшим органом власти в христианской Церкви являлись соборы. Их постановлениям были обязаны подчиняться и патриархи. Благодаря благоприятным условиям, наступившим для церкви со времени Константина Великого, соборная деятельность церкви достигла большого размаха.
По своему значению соборы этой эпохи делились на поместные и вселенские.
Поместные соборы собирались или в пределах митрополий, или в пределах патриархатов. В первом случае их постановления имели обязательное значение для митрополичьего округа, во втором – для патриархата. Однако постановления девяти Поместных соборов получили основополагающее значение для всех христианских церквей. К ним относятся:
Анкирский в Галатии (314 г.),
Неокесарийский в Каппадокии (315 г.),
Гангрский в Пафлагонии (ок. 340 г.),
Антиохийский (341 г.),
Сардикийский (342-343 гг.),
Лаодикийский (364 г.),
Карфагенский (419-426 гг.),
Константинопольские соборы 861 и 879 годов.
Но неизмеримо выше по своему значению были Вселенские соборы. Они оправдывали свое название в силу своей вселенской власти, как последней безаппеляционной инстанции. На них были представители от церковных округов всей Римской империи, в т.ч. и епископы церквей, не входивших в состав империи. Таким образом, на этих соборах был слышен голос всей христианской Церкви, а постановления и определения собора носили характер вселенской воли. Вот почему определения Вселенских соборов относительно догматического учения, богослужебных, канонических и дисциплинарных порядков имеют обязательное значение для всей христианской Церкви. Их историческое значение состоит в том, что они явились выражением вселенского христианского единства на все времена. Вселенские соборы созывались императорами по согласованию с высшей церковной властью. Представителем государственной власти на них был особый чиновник, назначаемый государем. Он открывал заседание собора чтением императорских грамот. Деятельность соборов, а также расходы, связанные с поездкой их участников на собор, финансировались государством, где проходил собор. В соборных совещаниях могли принимать участие члены низших ступеней клира и миряне, но решающее значение имел голос епископов. Всех Вселенских соборов было семь: Первый Никейский а 325 г., Второй Константинопольский в 381 г., Третий Ефесский в 431 г., Четвертый Халкидонский в 451 г., Пятый Константинопольский в 553 г., Шестой Константинопольский в 680 г., Седьмой Никейский в 787 г.
Кроме правил, постановлений и определений Вселенских и Поместных соборов в каноническое право были включены правила святых отцов: Василия Великого, Афанасия Великого), которые постепенно патриархами Иоанном Схоластиком (I в.), Фотием (IХ в.), Дионисием Малым,[5] римским аббатом (VI в.) и других были приведены в систему.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 557;