Особенности богослужения Западной Церкви
По сравнению с Восточной Церковью богослужение на Западе имело свои особенности. На Западе богослужебные языком был признан исклю-чительно латинский. И это понятно: на латинском языке говорило не только коренное римское население империи, но и жители всех западных провинций. С падением Римской империи и господствам варварских племен латинский язык оставался по-прежнему языком интеллигенции и особенно духовенства, и, следовательно, занимал привилегированное положение. Он был официальным языком и в сношениях между народами Запада, как язык наиболее устойчивый среди подвергавшихся быстрым изменениям наречий варваров.
Этими обстоятельствами объяснялась и продолжительная устойчивость христианского языка в богослужение на Западе. Но что вызывалось и поддерживалось особыми обстоятельствами, стало потом считаться необходимым и единственно законным. Не считаясь с тем, что латинский язык уже был непонятен среди новых германских народов, а с образованием новых языков, стал забываться даже в странах с римским населением, Западная иерархия упорно везде вводила в богослужение латинский язык. Согласно средневековому мнению, что прославлять Господа можно только на трех языках – греческом, римском, еврейском, т.е. на трех языках, на которых Пилатом написано было титло на кресте Спасителя, апологеты Западной Церкви настаивали на отправлении богослужения на латинском языке. Несмотря на то, что против такой исключительности в употреблении богослужебного языка высказывались и некоторые папы (Иоанн VIII) и государи (Карл Великий), латинский язык утвердился в богослужении Западной Церкви.
Другой особенностью в богослужении Западной Церкви было введение органов. В 757 г. император Константин Копроним прислал этот инструмент в подарок франкскому королю Пипину. С этого времени органы стали входить в богослужебное употребление. Само по себе введение музыки в богослужебное употребление не представляло существенного нарушения христианских порядков. В ветхозаветной Церкви музыка допускалась в богослужении. Но музыка суживала влияние богослужения на душу верующих, действуя лишь на их чувство, тогда как вокальное пение, принятое в Восточной Церкви, возбуждает не только чувство, но и питает ум, внедряя в сознание верующих те религиозные идеи, которые выражены в церковных песнопениях.
Третью особенность богослужения в Западной Церкви составляло введение опресноков в таинстве евхаристии, которое в ХI веке прочно вошло в практику. Опресноки приготавливались из лучшей муки без закваски круглые по форме и с печатью сверху, а при освящении даров была исключена молитва с призыванием Духа Святого на претворение их в Тело и Кровь Христову.
Как на особенность богослужении на Западе, нужно указать на тайные литургии, или мессы. Литургии совершались тайно, шепотом, одновременно с литургией, совершаемой вслух. Эти литургии, без участия в них верующих, получили назидание частных месс.
Наконец, особенностью Римской Церкви являлось то, что лишь епископы имели исключительное право совершать миропомазание. Поэтому дети получали это таинство, когда епископу возможно было совершить его, вследствие этого многие дети умирали, не получив благодати, сообщаемой в этом таинстве.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 975;