Преподобный Иоанн Дамаскин (ок. 675 - ок. 753 гг.)
Преподобный Иоанн Дамаскин родился в столице Сирии – Дамаске, его родители были известны древностью рода и обладали высоким христианским благочестием. Отец Иоанна занимал должность министра при дамасском халифе.
Его учителем был Косьма-инок, которого Сергий Мансур нашел на дамасском рынке. Под руководством этого инока, знавшего философию и богословие, физику и астрономию, Иоанн и получил свое образование. Благочестивый наставник передал своему воспитаннику сильное религиозное чувство, что сказалось позже, когда сын занял место своего отца Сергия на должности градоначальника Дамаска и первого министра при халифе. Иоанн поддерживал Православную Церковь, много сделал, чтобы облегчить положение православного населения в Сирии, угнетаемого арабами-мусульманами, писал сочинения против еретиков-монофизитов, защищал иконопочитание.
История преподносит нам многочисленные примеры того, что происходит тогда, когда энергичный государственный деятель проявляет свои способности гибкого политика, способствует оздоровлению атмосферы в истинно-христианском духе. Силы зла тогда сколачивают оппозицию и стремятся отменить новый курс или ликвидируют лидера. Так было с Иоанном Златоустом, так произошло и с Иоанном Дамаскиным.
Иоанн Дамаскин поплатился своей правой рукой за свою политику. Император Лев Исаврянин составил от имени Иоанна Дамаскина подложное письмо, где сообщалось о заговоре против халифа, с передачей Дамаска в юрисдикцию императора.
Житие преподобного повествует, что клевета все же бессильна перед правдой. Рука после его усердной молитвы срослась с суставом. Из своей государственной деятельности Иоанн Дамаскин извлек урок суеты мирской жизни. Он раздал все свое имущество бедным, отпустил на волю рабов и удалился в монастырь Саввы Освященного, где прожил до своей смерти, занимаясь учеными трудами на пользу Церкви. Иоанн Дамаскин умер в глубокой старости.
Наиболее важными сочинениями Дамаскина считаются вероучитель-ные, апологетические и полемические сочинения. Из вероучительных трудов следует указать на «Точное изложение православной веры», которое составляет главнейшую часть трактата Дамаскина под названием «Источник знания».
Первые части этого трактата: одна – философского содержания «Диалектика, или философские главы», другая – исторического – «О ересях», - служат введением к «Точному изложению». В «Диалектике» Дамаскин дает понятие о философии и выясняет ее основные категории. В применении к христианскому вероучению философия здесь рассматривается Дамаскиным как служанка богословия. В отделе о ересях он рассматривает 103 ереси: двадцать ересей дохристианской и 83 – христианской эпохи. Сведения о них часто буквально заимствуются из творений Епифания, Феодорита и других греческих историков. Самостоятельную часть этого отдела составляют только сведения о магометанстве и иконоборчества и других современных Дамаскину ересях.
Третью и самую важную часть «Источника знания» составляет «Точное изложение православной веры» - первая полная система православного богословия, составленная на основании Священного Писания, определений соборов и творений отцов Церкви, которая по стройности и полноте изложения представляет эпоху в истории догматической науки. Это творение по праву пользовалось уважением как на Востоке, так и на Западе, и, в частности, у нас в России: его изучали, переводили и полагали в основу догматических исследований.
Из других вероучительных сочинений Дамаскина интересно сочинение «О правом мышлении», излагающее подробное исповедание веры, о Святой Троице в вопросах и ответах, с кратким изложением учения о Святой Троице и о Трисвятой песни, с доказательствами неправильности прибавки к ней слов «распныйся за ны».
К числу вероучительных творений Дамаскина полемического характера относятся его «Три защитительных слова против порицающих святые иконы». Эти «слова» Дамаскина всегда считалось лучшими из всего, что когда-либо было написано в защиту иконопочитания. Правильное и всестороннее решение вопроса, широко обоснованное на Священном Писании, является великим вкладом Дамаскина в святоотеческое богословие.
Видное место занимают полемические сочинения Дамаскина. К ним относятся; «Диалог против манихеев», «Диспут православного Иоанна о манихеем», с обстоятельным опровержением дуалистическо-манихейской системы, «Диспут сарацина и христианина», направленный против магометан, два сочинения против несторианства, просто монофизитов и монофелитов.
Из нравоучительных творений Дамаскина следует отметить сочинения: «О Постах», где говорится о продолжительности времени церковных постов, и «Священные параллели» - обширное сочинение, представляющее свод параллельных мест Священного Писания и творений отцов Церкви, касающихся разных вопросов христианской веры и нравственности.
Менее значительны экзегетические труды Дамаскина. Его «Комментарий на послание апостола Павла» составлен по толкованиям Иоанна Златоуста, Феодорита Карского и Кирилла Александрийского, а иногда последние воспроизводятся полностью.
Кроме богословских творений Иоанн Дамаскин замечателен и как церковный поэт. Своими дивными песнопениями он обессмертил свое имя. Его перу принадлежат лучшие песнопения в нашей Церкви; каноны на Пасху, Рождество Христово, на Богоявление и Вознесение, догматики и многие другие песнопения, Он же ввел церковное пение на восемь гласов Октоиха. За этот дивный поэтический талант Дамаскина в древности называли «Златоструйным», и это имя по праву принадлежит ему.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 668;