Святой Максим Исповедник (580-662 гг.)
Святой Максим Исповедник родился в 580 году в Константинополе. Получил хорошее образование, обстоятельно был знаком не только с церковной, но и со светской литературой.
В юности Максим служил при царском дворе, однако, суетная обстановка придворной жизни не могла удовлетворить его духовных запросов. Он оставил мир и удалился в Хризопольскую обитель, где своими подвигами приобрел уважение братии и был избран в игумены. В 30-х годах VII века Максим оставляет обитель и посвящает свою жизнь борьбе с монофелитством. Когда Константинополь был охвачен ересью, преподобный Максим удалился на Запад. В 649 году он участвует в работе Латеранского собора в Риме, созванном по его совету папой Мартином. На этом соборе присутствовали греческие епископы. Собор осудил монофелитство. Однако защитников православия постигла императорская кара. Папа Мартин и Максим были отправлены в ссылку. В 662 году после возвращения из ссылки в Константинополь его подвергли истязаниям. Затем снова последовала ссылка в крепость Скемарис, где Максим Исповедник скончался.
Преподобный Максим был глубокомысленным богословом и оригинальным диалектиком своего времени. По глубине и полноте своих богословских созерцаний он может быть поставлен в ряду с выдающимися писателями IV века. Многочисленные сочинения Максима по своему содержанию отличаются разнообразным характером догматические, экзегетические, морально-аскетические и литургические.
Главнейшие из них:
«Недоуменные вопросы о Священном Писании»;
«Спор о Пирром»;
«Главы о любви»;
«Мистагогия»;
несколько сочинений о двух естествах и волях во Христе.
В богословских сочинения Максима Исповедника обнаруживается сильное влияние Григория Нисского и творений, известных под именем Дионисия Ареопагита. Но как самобытный богослов, знакомый по философской и патрологической литературой прежнего времени, он показал себя оригинальным мыслителем.
В спорном вопросе о волях во Христе Максим Исповедник являлся твердым поборником церковного учения. В своих сочинениях он отстаивал мысль, что во Иисусе Христе, при двух естествах, две самостоятельных воли. Воля составляет непременный атрибут каждого естества и, при отсутствии ее в том или другом естестве, последнее было бы неполным и несовершенным. Единство же лица Богочеловека, при существовании в Нем двух естеств и двух соответствующих им хотений, поддерживается нравственным соединением или гармоничным сочетанием. Его воли Божественной и человеческой без их слияния. Божественная воля и человеческая в лице Иисуса Христа всегда совпадают.
От Максима Исповедника остались и толкования на Священное Писание. Исходя из того, что Священное Писание есть отражение Логоса, и в каждой его букве, в каждом факте скрыты внешне непреложные истины. Максим преимущественное значение дает таинственному смыслу. В своих толкованиях он стоит на почве аллегорического экзегеса Александрийской школы.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 644;