Его значение как ученого-богослова и церковного деятеля
(ок. 820-891 гг.)
Константинопольский патриарх Фотий по праву принадлежит к числу замечательных людей. Его отец происходил из знатного рода и находился в родстве с патриархом Тарасием (ум. в 806 г.). В начале IX века, в связи с новой волной преследований со стороны иконоборцев, он подвергся репрессиям, потеряв должность и имущество.
Фотий получил блестящее образование и удивлял современников широтой своих познаний в богословских, философских и других науках, однако, враги Фотия объясняли его образованность действием темных сил.
Начав свою службу в рядах императорской гвардии, он достиг высших государственных должностей. В 858 году государственный сановник становится Константинопольским патриархом. Патриарший престол он занимал с перерывами в течение 17 лет (858-867 и с 878 по 886 годы). Здесь и проявился его талант энергичного церковного деятеля. При нем иерархия Константинопольской Православной Церкви обновилась, в ее состав вошли новые достойные архиереи, улучшился состав монашества. Своими мерами по отношению к еретикам он способствовал умиротворению партийной борьбы, которая отрицательно сказывалась на положении Церкви.
Фотий содействовал пробуждению в обществе интереса к образованию. Сам страстно любя науку, он любил делиться своими познаниями с окружающими. Еще до патриаршества его дом стал своего рода академией: у него постоянно собирались любознательные люди. Беседы на филологические и философские темы сменялись беседами богословского характера. Располагая богатейшей собственной библиотекой, он прочитывал со своими учениками избранные места из различных сочинений византийских и античных авторов. В круг чтения античных авторов входили Платон, Аристотель, Демосфен, Гиппократ. И впоследствии, когда он находился на патриаршем престоле, его дом продолжал оставаться средоточием интеллектуальной деятельности.
Но самой важной заслугой Фотия перед православным Востоком была его борьба за канонический строй Православной Церкви, за ее автокефалию от имперских притязаний римского папы, в этой борьбе он не сделал ни одной уступки Риму, став жертвой и скончавшись в монастыре (891 г.).
Из сочинений Фотия особое значение имеет догматический трактат «Об исхождении Святого Духа». Этот труд представляет всестороннее раскрытие православного учения на основании Священного Писания, сочинений восточных и западных писателей и свидетельств самих римских пап. Сочинению присуща диалектика и страстный тон. Позже этот трактат имел громадное влияние на развитие богословской науки, он использовался как подспорье для борьбы с Римом. Сборник церковных правил, расположенный в определенной системе, включен в «Номоканон», который имел большое значение для развития церковного права. Включенные Фотием в собрание канонов постановления константинопольских соборов 861 и 879 гг. получили общецерковное значение.[3]
Весьма важным сочинением Фотия считается его труд «Библиотека». Это сборник отзывов и извлечений в количестве 280 статей, составленный из сочинений самого разнообразного характера и содержания. Особенно ценны извлечения из исторических сочинений, так как у Фотия были под руками такие сочинения, которые впоследствии были утеряны. Большой интерес представляют и письма Фотия (их больше 260), отличающиеся самым разнообразным содержанием, где ярко выступают индивидуальные особенности патриарха как глубокого ученого, остроумного собеседника и тонкого специалиста, соперничающего блеском своей риторики с писателями прошлого. Кроме того, Фотию принадлежит собрание 214 поговорок.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 595;