Из текста "Кондиций", подписанных Анной Иоанновной в 1730 г.
«...правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное вначале к прославлению божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло. Того ради чрез сие наикрепчайше обещаемся, что...по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1) Ни с кем войны не всчинять.
2) Миру не заключать.
3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
4) В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.
5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
6) Вотчины и деревни не жаловать.
7) В придворные чины как русских, так и иноземцев без совету Верховного тайного совета не производить.
8) Государственные доходы в расход не употреблять и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать.
А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».
Расширение прав помещика на личность крестьянина
По мере развития в стране капиталистических отношений росла заинтересованность помещиков в получении от крестьян повышенной феодальной ренты, извлечение которой сопровождалось обострением классовой борьбы. В интересах дворян правительство издает указы, предоставляющие им право освобождаться от беспокойных и неугодных элементов в деревне — «вредных обществу людей». Указы разрешали без суда ссылать в Сибирь на поселение помещичьих, дворцовых, монастырских и государственных крестьян. Помещикам разрешено было отправлять крестьян на каторгу. Одновременно правительство предписывало крестьянам безропотно выполнять волю помещиков. Крестьянам запрещалось жаловаться на действия своих господ; содержание воинских команд, прибывавших в деревни с карательными целями, возлагалось на волновавшихся крестьян. Все эти мероприятия довели крепостное право в России до крайних пределов.
№ 1
Объявляется во всенародное известие. Понеже в Сибирской губернии и Иркутской провинции, в Нерчинском уезде, состоят к поселению и хлебопашеству весьма удобные места, которых к заселению государственный интерес требует, того ради Правительствующий сенат приказали: публиковать во всем государстве печатными указами: 1) Кто из помещиков пожелает своих людей и крестьян, также и женский пол, которые, вместо должных по своим знаниям услуг, воровством, пьянством, и прочими непристойными предерзостными поступками, многие вред, разорения, убытки и беспокойства приключают, и другим, подобным себе, наивящие к таким же вредным поступкам примеры подают, таковых за оные непотребства, однако ж годных к крестьянской и другой работе, летами не старее 45 лет, отдавать к объявленному поселению, коих для помянутого отправления в Сибирь, принимать по заручным доношениям, от самих помещиков, или от их поверенных …
№2
Объявляется во всенародное известие. Вследствие опубликованного в прошлом 1762 году июля 3 дня е. и. в. манифеста, о оказавшихся тогда некоторых помещиков крестьянах, что оные от должного помещикам своим повиновения отложились, и поступили на многие своевольства и продерзости. Сего июля, 4 дня, в высочайшей е. и. в. в Сенате присутствие, по собственноручной е. и. в. на поднесенный доклад конфирмации повелено: ежели впредь последует какая от крестьян помещикам непокорность, и посланы будут воинские команды, то сверх подлежащего по указам за вины их наказания, дабы чувствительнее то им было, взыскивать с них и причиненные по причине их непослушания казенные убытки, дабы другие, боясь сего, к тем ослушникам не приставали, и чтоб о том всякой сведом был, во всем государстве публиковать.
Хрестоматия по истории СССР XVIII в. /Под ред. Л.Г. Бескровного и Б.Б. Кафенгауза. М., 1963. С.280-284.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 991;