Культура России второй половины XVIII в.
Во второй пол. XVIII в. произошли значительные изменения в сфере культуры. В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был открыт первый Московский университет и при нем две гимназии: одна - для дворян, другая - для разночинцев. В 1758 г. открыты две гимназии в Казани.
При Екатерине II просветительская идеология с ее главным постулатом распространения знания и разума в жизни людей явилась определяющей в развитии образования. Предпочтение отдавалось закрытым сословным учебным заведениям. По школьной реформе 1782-1786 гг., в основе которой была австрийская система образования, учреждались три типа общеобразовательных школ: 2, 3 и 4-х классные. В губернских городах были открыты главные народные училища; в уездных - малые народные училища, предназначенные для мальчиков и девочек. Большинство учеников народных училищ составляли дети купцов, мещан и солдат; крепостные не допускались. Для учителей открылось Главное народное училище в Петербурге (1783 г.), а также учреждены губернские главные училища. Выдвигалась идея женского образования. При Смольном монастыре под Петербургом был открыт Институт благородных девиц (1764 г.), имевший мещанское отделение. В 1773 г. открылось Горное училище в Петербурге, позже 3 медицинских училища. В конце XVIII в. открылась Медико-хирургическая академия.
Академия наук в Петербурге стала центром русской науки, с ее деятельностью были связаны все выдающиеся научные открытия XVIII в. в России. М.В. Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения (на 30 лет раньше Лавуазье), создал физическую химию, открыл первую в России химическую лабораторию; С.К. Котельников заложил основы математического анализа; С.Я. Румовский явился основоположником отечественной астрономии; механик И.П. Кулибин в 1770-е гг. разработал конструкцию однопролетного моста через Неву, машинное водоходное судно, семафорный телеграф, оптические приборы, часы; И.И. Ползунов в 1764-1765 гг. (на 20 лет раньше англичанина Уатта) создал паровую машину.
Вторая пол. XVIII в. ознаменовалась выдающимися успехами всестороннего изучения Кавказского края в Петербургской Академии наук, ставшей в результате признанным центром кавказоведения. Предпринятые академические экспедиции И.А. Гюльденштедта (1768-1774 гг.), С.Г. Гмелина (1781 г.), П. С. Палласа (1793-1794 гг.), Я.Рейнегса (1796 г.), Я. Потоцкого (1797-1798 гг.) позволили собрать богатые и разносторонние материалы по истории, этнографии, археологии, нумизматике, языкам различных народов Кавказа. В 1768-1769 гг. организованы экспедиции П.К. Крашенинникова и М.Д. Левашова для изучения и описания Русской Америки (Аляски), где Г.И. Шелиховым в 1775 г. основаны первые русские поселения. Академические экспедиции 1768-1775 гг., возглавляемые И.И. Лепехиным, И.П. Фальком, П.С. Палласом исследовали Поволжье, Среднюю Азию, Урал, север Европейской части России и т.д.
В 1765 г. возникло первое русское научное общество - Вольное экономическое общество,занимавшееся сельскохозяйственными проблемами, распространением передового опыта земледелия. Издавались «Труды ВЭО», где публиковали статьи первые российские агрономы - А.Т. Болотов, И.М. Комов, В.А. Левшин, М.Е. Ливанов.
В 1783 г. по совету одной из первых российских женщин-просветительниц Е.Р. Дашковой была основана Российская Академия наук, которую она и возглавила. Важным событием академии явилось издание нормативного толкового словаря русского языка («Словарь Российской академии»; 6 томов).
Определился научный характер русской исторической мысли.Создаются первые серьезные труды по истории России В.Н. Татищевым («История Российская с самых древнейших времен»), И.Н. Болтиным, М.М. Щербатовым («История Российская с древних времен»), М.В. Ломоносовым («Древняя Российская история»). Ломоносов возглавил в Академии борьбу против норманнской теории Г. Миллера и Г. Байера. Уделяется внимание собиранию летописей: А.И. Мусин-Пушкин собрал письменные и вещественные памятники отечественной истории, открыл Лаврентьевскую летопись, список «Русской правды», «Поучение» Владимира Мономаха»; Ломоносов издал «Краткий Российский летописец с родословием» (1760 г.), «Русскую летопись» (1767 г.); Щербатов опубликовал «Русскую правду» (1767 г.) и др.
Большой вклад в развитие филологии внесли В.К. Тредиаковский, автор теории стихосложения и силлабо-тонической системы; Ломоносов, составивший «Российскую грамматику», преобразовавший литературный язык; А.А. Барсов, написавший «Грамматику русского языка» (1773 г.). Составлялись словари различных типов.
Актуальные вопросы времени, проблемы развития общества, вопросы общественной и индивидуальной нравственности становились предметом осмысления в произведениях художественной литературы, отражавшей противоречия российской действительности.
Во второй пол. XVIII в. получили развитие все жанры литературы: поэзия, драматургия, проза. Поэты нового времени В.К. Тредиаковский, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков заложили основы новой русской литературы. Тредиаковский стремился к тому, «чтоб и в России развелась наука стихотворения, чрез которую многие народы пришли в высокую славу»; Ломоносов стал автором многочисленных од, поэм, стихотворений; Сумароков заложил основы новой русской драматургии, создал серию пьес для русского театра. Первенствующее место в литературе занимал классицизм, ориентировавшийся на античные образцы и гражданские доблести. Его ярчайшими представителями были М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, Г.Р. Державин (ода «Фелица», «Властителям и судьям» и др.), А.Д. Кантемир, Д.И. Фонвизин (комедии «Недоросль», «Бригадир»), И.А. Крылов (трагедия «Филомена»), М.М. Херасков, А.Н. Радищев (ода «Вольность», «Путешествие из Петербурга в Москву»), определившие своим творчеством кульминацию русской литературы XVIII в. Среди писателей увеличилось число выходцев из непривилегированных сословий: М.Д. Чулков изучал и издавал русские сказки, загадки; К. Данилов собирал исторические песни, былины и др. народные произведения.
В 1790-е гг. классицизм в качестве основного литературного метода уступает место сентиментализму, обратившемуся к чувствам и переживаниям отдельного человека, стремившемуся взволновать и эмоционально увлечь читателя. Наиболее известным писателем этого стиля стал Н.М. Карамзин («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза»), открывший своим творчеством новый век русской словесности.
В развитии русской общественно-политической мысливыявлялись различные течения – масонство в виде розенкрейцерства, просветительское направление.
Наибольшее значение имели идеи европейского Просвещения. Среди российских последователей Просвещения выявились два течения: умеренное направление возглавляла Екатерина II, которая так же как А.П. Сумароков, И.И. Бецкий и другие, считала необходимым распространение просвещения среди крестьян и всех слоев населения и лишь затем предоставление свободы готовому к этому народу; радикальные сторонники Просвещения считали необходимым сначала дать народу освобождение, а затем просвещать его. Абсолютистские теории критиковал Н.И. Новиков, считавший крепостное право причиной всех пороков российского общества и предполагавший допустить дворянство и свободныесословия к управлению государством. Осуждали крепостничество Я.П. Козельский, С.Е. Десницкий, А.Я. Поленов. Особняком стоял консервативный мыслитель М.М. Щербатов, выступавший за усиление влияния родовитого дворянства. А.Н. Радищев, поначалу исповедовавший идеи Просвещения, затем вышел за рамки просветительской мысли. В своем главном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.) Радищев описал ужасы крепостного строя; о дворянах отзывался как о «зверях алчных», «пиявицах ненасытных»; избавление от крепостничества и самодержавия видел в насильственном пути. После прочтения этой книги Екатериной II, Радищева приговорили к 10-тилетней ссылке в Сибирь.
Выдающуюся роль в развитии Просвещения играл Н.И. Новиков, который с 1769 г. организовал издание сатирических журналов: «Трутень», «Живописец» и «Кошелек». Им изданы 20 томов «Древней российской Вивлиофики», 12 томов сочинений И.И. Голикова «Деяния Петра Великого», труды Феофана Прокоповича, Г.Ф. Миллера, Д. Дидро, Ж.Ж, Руссо, Г.Э. Лессинга и др. Кроме того, организовал первый вРоссии философский журнал «Утренний свет», газеты «С.-Петербургские ученые ведомости» и «Московские ведомости», первый детский журнал «Детское чтение» и др. По оценке В.О. Ключевского, «Новиков создал в Москве настоящий центр русского просвещения» и организовал книжную торговлю в 16 городах России. Однако после Французской революции, боясь распространения вольнодумства, по распоряжению императрицы были закрыты типографии, конфисковано 18 тыс. книг просветительского характера. В 1792 г. Новиков был заключен в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет.
Развитию общественной мысли во второй пол. XVIII в. соответствовал взлет русской художественной культуры.В сер. XVIII в. распространился стиль рококо, элементы которого соединились с барокко. Ярким представителем этого стиля был итальянец Ф.Б. Растрелли, построивший шедевр русской архитектуры - Зимний дворец в Петербурге, дворцовые ансамбли в Петергофе и Царском Селе.
В 1757 г. по инициативе И.И. Шувалова была образована Академия художеств в Петербурге. Основание первого и крупнейшего художественного центра, определило пути русского искусства на протяжении всей второй пол. XVIII в., ведущим направлением которого стал классицизм. Строгое внешнее оформление отличало классицизм от барокко с его нарядностью и «узорочьем». Его крупнейшими представителями в Москве были В.И. Баженов (дом Пашкова), М.Ф. Казаков (здание Сената в Кремле, Московский университет на Моховой улице, Дом Благородного дворянского собрания) и др. В Петербурге мастерами классицизма являлись А.Ф. Копоринов, француз Ж.-Б. Вален-Деламот (здание Академии), И.Е. Старов (Таврический дворец), А. Ринальди (Мраморный дворец), Д. Кваренги (Главное здание Академии Наук, Смольный институт) и др.
Со второй половины столетия начался расцвет русской скульптуры.Развивались все ее основные виды: рельеф, статуя, портретный бюст. В стиле классицизма работали М.И. Козловский (мраморная статуя Екатерины II в образе Минервы; памятник А.В. Суворову), Э. Фальконе (памятник Петру I на Сенатской площади в Петербурге), Ф.Г. Гордеев, Ф.Ф. Щедрин (скульптурные рельефы для Казанского собора, Адмиралтейства). В творчестве Ф.И. Шубина (скульптурные бюсты М.В. Ломоносова, Павла I, П.А. Румянцева-Задунайского) началось зарождение реалистического направления в скульптурном портрете.
Для живописитого времени характерно многообразие жанров. Исторический жанр представлен творчеством таких художников как А.П. Лосенко («Владимир и Рогнеда»), П.И. Соколов («Меркурий и Аргус», «Дедал привязывает крылья Икару»), Г.И. Угрюмов («Торжественный въезд в Псков Александра Невского», «Взятие Казани»). К проблемам крестьянского быта обратились И.И. Фирсов, М. Шибанов, И.А. Ерменев. В произведениях М. Шибанова «Празднество свадебного договора» и «Крестьянский обед» показаны торжественные моменты крестьянской жизни, патриархальность семейных отношений, подчеркнута красота народной одежды. И.А. Ерменев изображал нищих слепцов, скитальцев. По мнению О.С. Евангулова, слепота персонажей художника олицетворяла невежество – главное препятствие, которое видели просветители на пути к прогрессу.
Вершиной русского изобразительного искусства явилась портретная живопись, представленная творчеством таких мастеров, как А.П. Антропов, И.П. Аргунов (портрет Екатерины II), Ф.С. Рокотов (портреты А.П. Струйской, В.Е. Новосильцевой), Д.Г. Левицкий (парадный портрет - «Екатерина - законодательница»; портреты П.А. Демидова, М.А. Дьяковой), В.Л. Боровиковский (портреты Павла I, Г.Р. Державина, М.И. Лопухиной). В работах Левицкого и Боровиковского закладывалась основа развития реалистической живописи.
Пейзажная живопись представлена работами Ф.Я. Алексеева, С.Ф. Щедрина, изображавшими окрестности Петербурга.
Набирало силу русское театральное искусство.В 1750 г. по инициативе купца, актера, поэта, драматурга, музыканта Ф.Г. Волкова был создан первый профессиональный театр в Ярославле, преобразованный царским указом в 1756 г. в «Русский для представления трагедий и комедий театр». Позже возникли театры - И. Дмитриевского на Марсовом поле, Петровский театр и др. Создавались крепостные театры в усадьбах столичной и провинциальной знати, игравшие значительную роль в культурной жизни страны. Наиболее известным был театр Шереметевых в Останкине, благодаря творчеству крепостной оперной актрисы П.И. Жемчуговой.
Развивался русский балет. В 1773 г. открылась Балетная школа. Первым балетмейстером из русских артистов стал И. Вальбрех. С 1790 г. русская труппа имела отличных танцовщиков и танцовщиц из русских, какими были С. Вальбрехова, В. Балашов, Зорина и др.
В характеристике культуры второй пол. XVIII в. в целом отмечаются свойственные ее развитию противоречивые тенденции. За тридцать лет правления Екатерины II заметно изменился характер российского общества. Если в 60-е гг. общественные деятели видели путь к общественно-политическим преобразованиям в распространении идей просвещения, то в конце столетия уже раздавались голоса, открыто осуждавшие крепостнические порядки. В 90-е гг. разошлись пути правительства и мыслящей части общества. Академик Б.А. Рыбаков выделяет в культуре того времени культуру дворянскую,охранительную и культуру передовую, в которой более отчетливо выступали демократические тенденции, связь с жизнью, народом. Большинство деятелей русской культуры второй пол. XVIII в. были детьми разночинцев, что способствовало развитию демократических, антикрепостнических и подлинно общенациональных тенденций в русской культуре, и обусловило появление в литературе, искусстве первых ростков реализма. При сохранении особенностей, сложившихся в первой половине века, для второй его половины характерны усложнение культурной жизни, изменение структуры и иерархии отраслей русской культуры, возрастание роли науки, усиление взаимовлияния различных областей культуры - литературы, истории, живописи, музыки. В русской литературе, живописи, архитектуре были созданы многие шедевры, вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Достигнутое отечественными учеными, писателями, художниками, деятелями культуры в XVIII в. предопределило качественно новый уровень, взлет отечественной науки, литературы, искусства в XIX в.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 821;