Общечеловеческий - государство согласовывает интересы различных классов и социальных групп. К таким государствам можно отнести, например, Германию, Швейцарию, Швецию
3) Религиозный – государство служит интересам определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия.
4) Национальный - государство проводит во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций. Понятие титульная нация – коренная нация (народ), который дает название государству, субъекту федерации, государственному образованию. Пример: современные Латвия, Эстония:
Речь идет
· об избирательных ограничениях,
· о закрытии русскоязычных школ,
· о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей,
· для получения гражданства,
· продвижения по службе,
· назначения пенсий и т.п.
Большинство неграждан - это бывшие граждане СССР, проживающие на территории этих стран и не получившие её гражданства после распада СССР. Им выдавались паспорта негражданина в 1990-е годы. В настоящее время большинство изначальных неграждан в Эстонии стали гражданами, часть получила гражданство России или иной страны, остальные являются апатридами.
В Латвии паспорт негражданина (nepilsoņi) на середину 2015 года, имели около 262 тысяч. В 1990-х гг. численность неграждан была близка к 700 000 чел. Приблизительно 2/3 из них составляют этнические русские.
Негражданами в 1990-х гг. стали, главным образом люди, переселившиеся в Латвийскую ССР из других республик СССР в 1940-1989 гг., и их дети, родившиеся до 1 июля 1992 года. При медленном естественном приросте населения, проводившейся политике индустриализации и более высоком по сравнению с большинством республик уровне жизни большую часть прироста населения в советской Латвии обеспечивала миграция
5)Расовый - государство служит интересам определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.
Примером здесь может выступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида - политики расовой сегрегации и дискриминации в отношении коренного африканского населения (банту) и в значительной степени против переселенцев из Индии:
· лишении африканцев гражданских прав, а следовательно, права голоса на выборах
· помещении их в резервации или особые городские кварталы,
· ограничении их свободы передвижения и т.п.
Современные концепции сущности государства представлены:
1) Теории элит. Г. Моска), В. Парето, Р. Михельса. (19-20в.)
Элита (от франц. elite — лучшее, отборное) Государство ориентируется на интересы лучшей части – элиты, так как народные массы не способны к самостоятельному развитию. Реализация власти практически всегда осуществляется через весьма ограниченный круг людей: депутатов, работников государственного аппарата и проч. Важно, чтобы эти лица реально выражали интересы народа, различных социальных слоев и групп. А для того чтобы это обеспечить, необходимо сознавать элитарный характер народных избранников и представителей, обеспечить действенный контроль за их работой!!!
2) Технократическая теория ( в продолжении теории элит) (от греч. techne — искусство, ремесло, мастерство).(Т. Веблен, Д. Белл -60-70-е г.ХХ века) исходит из того, что во главе государства должны стоять управленцы – профессионалы, менеджеры, инженеры, ученые, что придает управлению научный характер
Плюралистическая теория демократии. Ее приверженцами были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль и др. Согласно данной теории общество представляет собой совокупность групп людей, образуемых по различным основаниям: возрасту, профессии, месту жительства, кругу интересов; следовательно, каждый человек обладает частичкой государственной власти, участвует в управлении государством через политические организации, которые оказывают давление на органы государства и направляют государственную политику.
Теория государства «всеобщего благоденствия» – антипод государства «ночной сторож» и laisser-faire. (Д. Кейнс в 1930-х гг., Д. Мюрдаль, К. Боулдинг). Государство
· в основу своей деятельности ставит интересы каждого человека
· обеспечивает высокий уровень жизни всем гражданам через реализацию социальных государственных программ
· обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей и прав человека.
Ее недостаток - умалчивание того факта, что «всеобщее благоденствие» нередко достигается посредством перенесения центра эксплуатации на полуколониальные и развивающиеся страны, где уровень жизни населения исключительно низок, значительная его часть живет ниже уровня нищеты, голодает.
Теория конвергенции (1950-1960 гг., Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, П. А. Сорокин) исходила из сближения двух социально-политических систем – капиталистической и социалистической, т.е. государство сочетает в себе лучшие черты каждой системы. Результат - «постиндустриальное государство» единого типа
Теория правового государства. Наиболее значительными ее представителями были немецкие юристы Г. Еллинек и Л. Штейн. Согласно данной теории вся деятельность правового государства должна осуществляться в правовых целях и на основе права.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1055;