ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА.
Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков.
Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном
Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки или общественно-экономическая формация.
В его основе лежит учение К. Маркса об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) определяет сущность всей ОЭФ.
В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства:
Ø рабовладельческий,
Ø феодальный,
Ø буржуазный,
Ø социалистический.
Каждый из них основан
· на определенной господствующей формой собственности
· выражает интересы конкретного класса
· создает свою правовую систему
Рабовладельческое государство (в Европе в IX-VIII вв. до н.э) есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.
Положение рабов в разных государствах не было одинаковым. В демократических Афинах, например, закон запрещал избиение или убийство раба, в Риме таких ограничений власти рабовладельцев не было. Большинство рабовладельческих государств Европы возникли и существовали как города-республики.
Феодальное государство возникли в Европе в VI-IХ вв. н.э., но и до сего времени в ряде стран существуют остатки феодальных отношений.
Ф.Г. - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.
Основным источником феодального права являются правовые обычаи, причем в период феодальной раздробленности в каждой местности действуют свои обычаи.
Одним из способов преодоления раздробленности становится создание единой правовой системы посредством
– создания общегосударственного законодательства (франко-германские правовые системы),
–придания общей силы судебному прецеденту (системы общего права).
Буржуазное (капиталистическое) государство (в Европе и Северной Америке 200-300 лет назад, а после Великой французской революции (1789г.) буржуазная система быстро завоевала мир
· – на смену сословному неравенству, по происхождению, приходит неравенство социально-экономическое (буржуазия-пролетарит.Первый владеет средствами производства: фабрики, заводы, земля, второй – всего лишен и вынужден продавать свою рабочую силу)
· – провозглашаются естественные права человека, которые закрепляются в Декларации независимости США, во французской Декларации прав человека и гражданина
· – Провозглашен буржуазный лозунг «Свобода, равенство и братство».
· На смену зависимому крестьянину приходит юридически свободный рабочий (пролетариат), который лишен средств производства, вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту.
Первый этап – государство Laissez-faire (фр. позвольте-делать), к. минимально вмешивается в рыночные отношения, конкуренцию, так как «рыночная экономика – это саморегулирующаяся система, которая сама находит эффективное равновесие», при которой выживают лучшие производители.
Государство является не субъектомрынка, а «ночным сторожем», к. обеспечивает благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений.
Второй этап – конец 19 в. складывается монополистическое государство, приведшее к перепроизводству, кризисам, безработице, активизации рабочего движения
Третий этап – 30-е годы ХХ в. (в результате мирового кризиса – государство социализируется – политика Нового курса Рузвельта «Голубой орел»), а после окончания 2-й мировой войны
· растет государственная собственность, к. достигает 30%.
· развивается акционерная собственность
· акционерами становятся рабочие, к. переходят в статус «синих воротничков» и становятся не противниками, а сторонниками капиталистического общества
· социальные права второго поколения закрепляются в конституциях развитых стран: социальное жилье, страхование, здравоохранение, образование (Германия, Швеция, Норвегия, Дания, Чехия – бесплатное высшее образование)
Социалистическое государство - отмирающее государство или полугосударство. Основа
- общественная собственность на средства производства
- отсутствует эксплуатация человека человеком
- широкая социальная база – все трудящиеся
- действует экономический принцип «От каждого по способности, каждому – по труду»
Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.
Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.
Достоинства формационной типологии:
1) важность социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Недостатки:
1) Однолинейность, европоцентризм, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в схемы;
2) Не дооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые весьма существенно влияют на природу того или иного государства.
3) Все изменения носят только прогрессивный характер
Бросили вызов марксистскому учению об ОЭФ сторонники ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО подхода (русский ученый Н.Данилевский, его последователи на западе, немецкий мыслитель XX в. О. Шпенглер,
Английский историк А. Тойнби: Ц. возникает как «ответ» на «вызов» природы.
· Критерий типологии – национальные, религиозные, психологические, культурные, географические и иные признаки
· Государство развивается в рамках отдельной цивилизации или культурно-исторического типа.
· Цивилизации (более 20) локальны и не связаны между собой
Современноетехнологическое направлениеУ.Ростоу. В 1960 г. вышла в свет его работа “Стадии экономического роста” (подзаголовок “Некоммунистический манифест”).
Критерий типологии государств – уровень НТП и потребления услуг населением
Первая стадия – аграрные цивилизации, основанные на доньютоновской науке и технике
Вторая стадия - "сдвига" в области обрабатывающей промышленности.
Третья стадия - "взлет" научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.
Четвертая стадия – «зрелость» - устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения.
Пятая стадия - это период "высокого уровня массового потребления", в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг. В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать "государством всеобщего благоденствия".
Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.
В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например:
· Первый - локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.).
· Второй - особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
· Третий этап - современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социополитических культур.
Достоинства цивилизационной типологии:
1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);
2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.
Недостатки:
1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества
Помимо формационного и цивилизационного подходов в литературе выделяются и ИНЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ.
В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение подразделять их на демократические и недемократические.
Такая классификация в определенных познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый.
Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религии. Данный критерий позволяет выделять:
· светские,
· клерикальные,
· теократические
· атеистические государства.
В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут вмешиваться в дела государства.
Для правового режима церкви в светском государстве характерны следующие особенности:
· государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;
· государство не вмешивается во внутри церковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;
· государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи; религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций;
· конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.
Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом.
Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др.
Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений.
Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:
1)признание за церковью права собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;
получение церковью от государства различных субсидий и материальной помощи, налоговых льгот;
наделение церкви рядом юридических полномочий, например, правом регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения;
4)право церкви участвовать в политической жизни страны и нередко иметь свое представительство в государственных органах;
5)осуществление церковью контроля в области образования, воспитания, введение религиозной цензуры печатной продукции, кино, телевидения и др.
В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее, слияния государства и церкви не происходит. Объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа.
К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.
· Для теократических государств характерны следующие черты: государственная власть принадлежит церкви, которая определяет статус государственной религии;
· религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни.
· Более того, религиозные нормы имеют приоритет перед законом;
· глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем.
Например, согласно Конституции Ирана государственное управление страной находится под контролем факиха, стоящего выше президента Исламской Республики Иран. Он назначает генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т.д. Послания факиха стоят выше закона и ими должны руководствоваться судебные органы.
К теократическим государствам обычно относят Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Марокко и др.
В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями.
Это выражается, в частности, в том, что:
· церковь лишается экономической основы - своей собственности;
· религиозные организации и другие объединения конфессионального характера либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;
· -религиозные объединения не имеют прав юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;
· -репрессируются священнослужители и верующие;
· -запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание религиозной литературы и ее распространение;
· -свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма.
Государством воинствующего атеизма было Советское государство, особенно в первые годы его существования, а также некоторые бывшие социалистические страны, например Албания. Конституцией 1976 г. в этой стране была запрещена всякая религия.
.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 936;