ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ДОГОСУДАРСТВЕННОГО (ПОТЕСТАРНОГО) ПЕРИОДА
Известно, что очень длительное время общество обходилось без государства и его органов принуждения, которые поддерживают общественный порядок.
Догосударственный период носит название потестарный(от лат. potestas – власть в дополитическом обществе или ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ – в совр.науке – «первобытный коммунизм».
Потестарные общества относились к дописьменным обществам, в которых не было ИСТОРИИ (к. передавалась только устным путем и могла быть прервана), НАУКИ, А ЗНАЧИТ И ПРОГРЕССА. Появление письменности ознаменовало собой наступление цивилизации).
Нижняя граница - 1-1,5 млн. лет. или в более поздний период (в зависимости от того, кем считать нашего далекого предка: человеком или предчеловеком). - верхняя граница -5-6 тыс.лет.
– В Азии и Африке первые государства сложились на рубеже IV и III тысячелетий до н.э., в Америке - в I тысячелетии н.э., в других частях земного шара - еще позднее.
Как обходилось ПОТЕСТАРНОЕ общество без государства?
Любое общество, даже первобытное, является целостной системой которая поддерживает свою устойчивостьза счет:
I) собственной системы управления, т.е. потестарной или социальной, общественной власти
II) определенные общих правил (МОНОНОРМ), к. регулируют поведения людей.
1) Потестарная властьбазировалась на семейных, кровных, отношениях РОДОВОЙ ОБЩИНЫ. Что мы можем о ней сказать:
Родовая община
– являлась самостоятельнойхозяйственной единицей исобственником средств производства
– основана на ПАРНОМ браке, который пришел на смену промискуитету – (от лат. prōmiscuus - «общий») и полигамии, которая имела 3 вида:
(а) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами);
б) полиандрию (брак одной женщины с несколькими мужчинами);
в) групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин).
2) Верховная власть (potestas) принадлежала общему собранию всех взрослых членов рода,т.е. субъект и объект власти совпадали. Мужчины и женщины обладали равным правом голоса.
На собрании принимались важные для всего рода решения:
Ø объявление войны
Ø избрание вождя,
Ø вопросы кровной мести
Вожди, военачальники, которые не получали никакого вознаграждения и могли быть смещены решением собрания и стать рядовыми членами родовой общины, что не считалось унизительным, позорным актом, остракизмом.
3) Разделение между членами рода было естественным – гендерным (англ. gender, от лат. genus «род» - социальный пол или тип поведения), а не социально-экономическим - на бедных и богатых, т.е. мужчина занимался охотой, рыболовством, а женщина работала по дому, приготовление пищи и одежды.
4) Отсутствие частной собственности, т.к. не было излишек продуктов, все, что производилось – потреблялось членами рода
5) Верховная власть имела сакральное (особая ценность), религиозное обоснование
ВЫВОД: Лишь лишенный экономических противоречий род мог существовать и управляться демократическим путем, без государства. Система экономических и социальных отношений родового строя в научной литературе охватывается понятием «первобытного коммунизма».
II) действие МОНОНОРМ, к. регулировали поведение людей.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1066;