ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Общество в широком значении - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.
Общество и государство - понятия не совпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе помимо государства есть и негосударственные структуры: политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д. Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент.
Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.
Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивает порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса - нередко как орудие подавления и насилия.
Хронологические рамки общества и государства также не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. При этом степень самостоятельности государства постоянно меняется и зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.
С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство должно выполнять функции в интересах большинства граждан, разрешать возникающие между ними противоречия, преодолевать кризисные ситуации. Вместе с тем иногда государство может играть и деструктивную роль - возвышаться над создавшим его обществом, превращаться из "слуги" в "хозяина" и т.п.
Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество - обратной.
Итак, государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.
В учебниках мы найдем такие определения ГОСУДАРСТВА:
Ø особая властная организация, управляющая социально разнородным обществом с целью сохранения его единства, обеспечения функционирования наиболее важных сфер социальной жизни, поддержания внутренней и внешней безопасности
Ø это группа людей, наделенных возможностью подчинять волю других субъектов и применять в необходимых случаях принуждение.
Ø организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т. п.) в пределах определенной территории.
Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях, каждая из которых во главу угла ставит какой-то один доминирующий признак:
1. теологическая (божественная сила);
2. патриархальная
3. договорная (сила разума, сознания);
4. теории насилия (военно-политические факторы)
5. органическая (биологические факторы);
6. марксистская (экономическая, классовая)
7. психологическая(факторы психики человека);
8.ирригационная
9. расовая
10. половая ( теория инцеста)
11. патримониальная
12. нормативисткая
13. примирительная
14. регулятивная
15. социализации
16. спортивная
17. диффузионная
права |
Теории происхождения |
теологическая (божественная) Ф. Аквинский, А. Августин, Ж. Маритен |
договорная (теория естественного права) Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо, Ш.-Л. Монтескье, М.Ф. Вольтер, Д. Дидро, А.Н. Радищев, Л.Б. Спиноза |
психологическая Г. Тард, Л.И. Петражицкий, З. Фрейд, Э. Фромм |
марксистская (классовая, экономическая) К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Л.-Г. Морган |
патриархальная Аристотель, Конфуций, Р. Фильмер, Н. Михайловский |
историческая школа права Г. Гуго, Г.Ф. Пухта, Ф.К. Савиньи |
ирригационная (гидравлическая, водная) К.-А. Виттфогель |
нормативистская Г. Кельзен, Р. Штаммер, П.И. Новгородцев |
органическая Г. Спенсер, А.Э. Вормс, Г. Прейс |
социологическая Э. Эрлих, Г. Канторович, С.А. Муромцев |
теория насилия Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский, Шан Ян |
примирительная Г.Д. Берман, Э. Аннерс |
расовая Ж.А. де Гобино, Ф. Ницше |
регулятивная азиатские научные круги |
Такой плюрализм мнений обусловлен следующим:
во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.;
во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и использовали разный объем накопленных человечеством знаний;
в-третьих, ученые чаще всего брали для изучения известные им регионы Земли;
в-четвертых, допускалось отождествление процессов, происходящих в природе и обществе, основанном на натурализме, сциентизме, верификации
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ
1. Теологическая теория(Фома Аквинский (1225-1274) (основана на вере, т.е. она догматична) появилась во времена средневековья (V в.н.э до XV в.н.э).), В 1879 г. энцикликой (посланием) папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было объявлено наиболее соответствующим духу и задачам католицизма. Что же так привлекло Папу в работах Фомы?
1) Государственная власть вечна и незыблема, так как она - продукт божественной воли
2) Социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено божественной волей
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 782;