Непослушание государственной власти - непослушание Всевышнему.
4) Церковь - "посредник" между Богом и государственной властью.
· Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править „черноголовыми“»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т. е. богоподобен).
· В древнем Китае император именовался сыном неба.
· В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. Послание апостола Павла римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».
Данная доктрина не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.
2.Патриархальная теория Patria (отец) + архэ (власть) (Аристотель, англ.мыслитель XVII в. Р. Фильмер, народник Н.К. Михайловский).
– государство - продукт разросшейся семьи, большая семья.
–власть государя – это продолжение неограниченной власти отца (патриарха) в семье.
В нашей стране существует вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех.
Продолжение данная теория получила в идеях Патернализма (лат. paternus - отцовский, отеческий),
– где государь – отец, подданные – дети. Государь, как отец, заботится о своих подданных, а они беспрекословно подчиняются ему.
Традиции патернализма живы и сегодня, когда государственного деятеля уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями.
3)_Договорная (естественно-правовая) теория в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII–XVIII вв. Т. Гоббса, Дж. Локка (Англия) «Два трактата о правлении», Ж.-Ж. Руссо (Франция), Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия)Её суть:
– От рождения, по своей природе, все люди являются свободными, равными и независимыми. Такое состояние они называют естественным или первобытным.
Оно порождает, по мнению Гоббса, войну всех против всех, ведь человек – эгоистичен, стремится к власти, богатству, наслаждению
– Для вступления в государство и достижения всеобщего согласия необходимо подписать Договор о подчинении всех его участников большинству.
– Каждый человек, подписавший договор подчиняется решению большинства по принципу Ж.Ж. Руссо: «Общая воля всегда права»
– Люди
· передают государству часть своих свобод,
· обязуются соблюдать законы,
· платить налоги,
а государство, взамен,
· защищает их права
· собственность,
· обеспечивает безопасность.
Сторонники договорной теории различают два вида права:
– Одно – естественное(jus naturale - в римском праве), предшествующее обществу и государству – прирожденные права человека, которые являются общеобязательными для каждого государства.
– Второе – позитивное право - является порождением государства, т.е. их обязанность перед обществом.
Если правители злоупотребляют властью, народ может расторгнуть договор, даже путем свержения такой власти!!!
Изложенные идеи нашли закрепление· в американской Декларации независимости (1776 г.)· во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789 г.) Естественные, прирожденные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах. Например в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.: - каждый имеет право на жизнь ( Глава 2, ст.20 ); - на свободу и личную неприкосновенность ( ст.22 );
4) Теория насилия наиболее логически была обоснована в XIX в. в трудах Евг. Дюринга, Людв. Гумпловича, Карла Каутского и др.
– государство – навязанное извнеобществу сила, а не результат внутреннего развития
– возникает в результате порабощения более сильным племенем менее сильного
– для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.
5) Органическая теория происхождения государства (социальный эволюционизм) получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, (Вормса, Прейса и др.)
– проводится аналогия между социальными и биологическими явлениямипод воздействием эволюционной теории Ч.Дарвина
– государство – состоит из людей, как организм – из клеток
– естественный отбор действует в обществе идет через войны, борьбу
Рациональное зерно:
Во-первых, индивид-человек-личность, т.е. человек – биосоциальное существо: 1. Творец природы 2. Член общества 3. Гражданин государства
Во-вторых- общество – это система
6) Марксистская теория - К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Государство возникает в результате социально-экономических причин:
– появляется частная собственность
– общество : на классы на эксплуататоров и эксплуатируемых.
– последние создают госаппарат, силовые струткуры для защиты своих интересов
– в связи с этим, государство должно быть ликвидировано. Как институт насилия,
7) Психологическая теория Л.И. Петражицкий, Г. Тард, З. Фрейд др. исходят из иррациональных начал возникновения государства, основанных на особенностях психики людей
-Государство возникает из потребности одних людей властвовать, а других – с готовностью подчиняться, подражать.
- Народ - пассивная инертная масса, ищущая подчинения
- Уже первобытный человек приписывал вождям, жрецам, шаманам, магическую силу. Сегодня таких людей называют харизматиками(греч. charisma - божественный дар, божественная милость).
Психологические свойства личности должны рассматриваться лишь как моменты государствообразования, ибо психика людей формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.
8) Ирригационная (гидравлическая) теория (современный немецкий ученый Э. Виттфогель).
– Процесс возникновения государственности связан с необходимостью управления строительством и функционированием ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах (Египет, Месопотамия).
– Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.
Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.
Это "агроменеджерская" цивилизация Э. Виттфогель .
9) Расовая теория разработана французским социологом и писателем Жозефом Гобино, легла в основу идеологии национал-социализма (1816-1882 гг.). работа «О неравенстве человеческих рас».– Арийцы – высшая белая раса по физическим и интеллектуальным параметрам, поэтому должна управлять низшими расами (славяне, цыгане, которые не способны создать собственную цивилизацию. – Государство обеспечивает господство высших рас над низшими, воли сильных (элита) над волей слабых (массы). – Естественных прав человека не существуетНицше
В обществе выделяются три типа:
1) гении - немногие;
2) стражи порядка - лучшие ученики (царь, воины, судьи);
3) посредственная масса людей.
Цель человечества - рождение гениев - привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.
10) Патримониальная теория (К.Л. Галлер).
Государство, земля, является частной собственностью правителя. Патримониальная теория объясняет происхождение государства земельной собственностью. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего "исконного" права на собственность. В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники - в виде приказчиков правителей.
«Патриархальная»: Конфуций, Платон, Аристотель, Цицерон | Государство возникло благодаря стремлению человека к «совместному проживанию»; государство – это большая семья. |
«Теологическая»: средневековые мыслители | Государство создано Богом и всякая власть от Бога |
«Теория общественного договора»: Руссо, Гоббс, | Люди договариваются между собой и в собственных интересах создают государство. Общественный договор обязывает граждан уважать государство и повиноваться ему в благодарность за стабильность, безопасность, которое обеспечивает только государство. |
«Биологическая»: Спенсер | Государство – это живой организм, в котором действуют «биологические» законы. Все противоречия (угнетение, неравенство, войны) естественны и вечны. |
«Теория насилия»: Каутский, Оппенгеймер | Государство – результат завоевания, покорения земледельческих племен более высокоразвитыми воинственными кочевниками-скотоводами. |
«Классовая» теория»:Маркс, Энгельс, Ленин | Государство образовывается как результат появления частной собственности, социального неравенства, классов. Именно экономически господствующий эксплуататорский класс создает государство как инструмент насилия и подавления эксплуатируемых классов. Поэтому государство должно быть ликвидировано. |
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1127;