Космологическое многообразие моделей мира
…Наша незначительность в материальном мире не оскорбительна. Разве нас унижает, что мы не летаем, как воробьи, что мы меньше бегемотов, что собаки обладают более острым слухом, а насекомые - более тонким обонянием? Мы легко миримся со всеми этими свидетельствами наших меньших способностей и сохраняем при этом чувство собственного достоинства (…) Вселенная настолько грандиозна, что в ней почетно играть даже скромную роль.
Х. Шепли. Звезды и люди.
Необъятные просторы космоса поражают любое воображение. Простота понимания достигается всё сложнее. Удаляясь от привычных явлений непосредственно окружающего нас макромира, мы всё с большим трудом постигаем природу. Возможно, что даже нечто в ней само по себе простое кажется нам странным и чрезвычайно сложным. Мы вынуждены напоминать себе, что это наш ракурс делает мир для нас таким.
Для космолога особенно важно то, что изучаемый мир состоит из галактик. Галактики расположены в космическом пространстве отнюдь не хаотично. Их скопления образуют крупномасштабную ячеистую структуру Вселенной.
Доступную для практических исследований часть Вселенной называют Метагалактикой: это сверхскопление галактик, система более высокого порядка, чем их отдельные местные скопления. Границ этого сверхскопления научная практика еще не достигла.
В Метагалактике наша Галактика занимает столь же «скромное» положение, как и Солнечная система в Галактике. На настоящее время в нашей Вселенной зафиксировано примерно 200 миллионов галактик.
Установлено, что галактики не просто перемещаются друг относительно друга, а имеют ярко выраженную тенденцию к «разбеганию», причем чем дальше расположена галактика, тем с большей скоростью она удаляется.
Самые далекие галактики имеют субсветовые скорости. Разбегание галактик связано с происхождением и пространственно-временными свойствами нашей Вселенной (см. Космологическое расширение*).
Расширение Вселенной свидетельствует о динамизме и эволюционизме окружающего мира, который развивается не только на микро- и макроуровнях, но и на уровне такой гигантской сверхсистемы, как Метагалактика в целом[1].
В проблеме разбегания галактик и предшествующего состояния Вселенной еще много неясного. Однако вся история науки и духовной культуры говорит о том, что не стоит опускать руки.
Одно время, наряду с моделью расширяющейся Вселенной, в ходу были некоторые модели «стационарной Вселенной» (особую известность получила модель перманентного креационизма Хойла). Однако открытие реликтовогоизлучения* окончательно решило проблему в пользу первичного Большого Взрыва (по-англ. «Big-Bang»), породившего Вселенную.
Порою момент Взрыва называют «моментом создания».
Однако на самом деле наша Вселенная возникла не из ничего, а из чего-то такого, что совершенно не имеет привычных форм и состояний в рамках современной науки.
Это говорит о том, что науке предстоит в очередной раз изрядно потрудиться, чтобы расширить рамки своих представлений.
Наша Вселенная не стационарна, не евклидова и не единственна.
Как хорошо известно, Дж. Бруно расширил картину мироздания от единственной планеты до бесконечного множества космических миров во Вселенной.
А одна из самых красивых космологических идей 20-го века - расширить картину мироздания от единственной нашей Вселенной до бесчисленного множества бесконечно многообразных вселенных.
Откуда следует вывод о множественности Вселенных?
1. Как известно, формулы Эйнштейна допускают разные модели Вселенной. Со временем приоритет был отдан той модели, согласно которой наша Вселенная расширяется.
Но, может быть, виртуальному математическому миру, зафиксированному в этих формулах, соответствуют разные модели разных вселенных? Ведь всё, что не запрещено, имеет право на существование[2]. Еще некоторые античные философы утверждали, что всё возможное тем или иным образом осуществляется, а согласно Дж. Бруно в бесконечности возможность вообще не отличается от действительности.
Считать происхождение нашей Вселенной актом происхождения всего мироздания – это существенно ограничивать его возможное многообразие. То, что наша Вселенная появилась в определенный момент и имеет определенный возраст, позволяет считать, что она не исчерпывает временное и пространственное многообразие реальности.
2. В районе «черных дыр» нарушаются законы сохранения (прежде всего закон сохранения энергии). Однако, если закон сохранения энергии рухнет, то он обрушит всю естественную науку. Даже если он будет нарушен локально, т.е. в некоторых процессах, то в них следует признать вмешательство «потусторонних» сил.
Остается допустить, что в «черных дырах» происходит отток вещества-энергии в иные пространственно-временные вселенные. Аналогично этому, в «белых дырах» (вспышки сверхновых, процессы в квазарах* и ядрах крупных галактик) осуществляется приток вещества-энергии из других вселенных.
Таким образом, мы в очередной раз можем не беспокоить Бога «по пустякам», объясняя мир без его вмешательства...
Хочется остановиться еще на одном аспекте.
Такое философское и общенаучное учение, как антропокосмизм*, уподобляло «микрокосмос» человека «макрокосмосу» Вселенной.
Интересным проявлением универсальной взаимосвязи и единства на уровне целостной Вселенной является антропныйпринцип.
Первым его сформулировал, как космообразующий принцип, Г.И. Идлис (1960).
Но обрел этот принцип известность благодаря ученому Картеру.
Согласно антропному принципу, Вселенная планировалась и развивалась с изначальным учетом того, что в ней появится жизнь и ее венец - человек.
Религиозные мотивы такого подхода несомненны.
Создатели подобной картины нашей Вселенной явно или косвенно подразумевают действия Высшего Творца нашего мира.
Считается, что Вселенная именно такая, а не другая, в силу того, что существует именно такой ее обитатель и наблюдатель, появившийся на определенном этапе ее развития.
Для доказательства используются некоторые совпадения так называемых «Больших чисел» и наличие строго определенных критичных фундаментальных констант.
Даже не принимая антропный принцип в его «сильной форме», придется согласиться с его менее радикальным вариантом: картина мироздания, воссоздаваемая человеческой культурой, существенно зависит от способа восприятия и положения человечества в этом мироздании.
Специальная теория относительности показала принципиально важную роль Наблюдателя. А практически подтвержденная концепция расширяющейся (или пульсирующей) Вселенной привела к пониманию того, что «мы являемся свидетелями определенного типа процессов потому, что процессы другого типа протекают без свидетелей» (А.Л. Зельманов).
Итак, согласно более «мягкому» подходу, антропный принцип характеризует не саму Вселенную, якобы подстроенную под человеческое бытие, а зависимость ее картины, воссоздаваемой людьми, от особенностей человеческой природы и человеческого существования.
Но подобная проблема уже давно обсуждается философами: роль субъекта в процессе познания. (…)Наблюдение всегда избирательно и целенаправленно (…)
В заключение еще раз подчеркнем, что неистощимо многообразное мироздание характеризуется универсальным единством и развитием.
Они проявляются, в частности, в том, что более простые эволюционные формы и процессы становятся базовым основанием для более совершенных.
А прошлое в «снятом виде» раскрывается в настоящем и переходит в будущее.
Вот почему продолжают с нами жить - благодаря своим творениям – все те, кто оставил зримый след в наших душах и мировой культуре.
«Распадаясь на микрочастицы,
Жизнь ушедшая не умерла
И когда-то погибшие птицы
Пролетают сквозь наши тела» (В. Шефнер)
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 415;