Понятия, раскрывающие и дополняющие
содержание
Антропный принцип: В постнеклассической науке реальность трактуется как сеть взаимосвязей, включающая человека, уже не только как субъекта познания, но во всех его аспектах. Так, антропный принцип фиксирует встроенность человека в мир, в котором мы живем. Было выявлено, что малейшее изменение одной из четырех фундаментальных постоянных привело бы к тому, что жизнь не смогла бы возникнуть. Очень узок канал, в котором возникает жизнь. Объяснить это случайностью, значит, ничего не объяснить. Кроме того, как хорошо знают биологи, эволюция жизни на Земле, если бы она была случайной, не успела бы дойти до той стадии, на которой находится, за известное время, определяемое возрастом Земли как планеты. Значит, эволюция каким-то образом ускорялась, процессы самоорганизации канализовывались. Пока еще остается вопросом, как это происходило, но общие механизмы самоорганизации изучаются в аспекте эволюционно-синергетической парадигмы. Наука пытается найти ответ на этот вопрос, исследуя также параллелизм психического и физического, в частности, на основе принципа синхронистичности.
…. Принципу Коперника, как основному принципу классической науки, противопоставляется антропный принцип. Согласно принципу Коперника, человечество не занимает привилегированного места во Вселенной. Исходя их этого, естествознание, стремясь дать объективное описание, создало картину мира, в которой присутствие человека выглядит случайным. Еще Галилей говорил, что научный метод состоит в том, чтобы изучать этот мир так, как если бы в нем не было сознания и живых существ. Современная наука вновь обретает "человеческие измерения". Гносеологическим ориентиром становится антропный принцип. В последние десятилетия человек по-новому увидел себя, не властелином мира и не создателем его законов, а соучастником мирового процесса. Существует большое количество литературы, в которой разносторонне анализируется антропный принцип, предлагаются его различные формулировки [39].
Антропный принцип, в сущности, был выражен намного раньше, чем получил широкую известность и особое место в системе научного знания. Неразрывную связь человека с космосом выражали многие мыслители, начиная с античности. Качественно новый этап, который Барроу назвал "переоткрытием" антропного принципа (АП) наукой, связан с попыткой релятивистской космологии решить так называемую проблему "больших чисел". Свойства нашей Вселенной тесно обусловлены значениями ряда фундаментальных физических констант. Оказалось, что эти параметры удачно сочетаются. Эффект "тонкой подгонки" заключается в том, что небольшое изменение численного значения фундаментальных постоянных привело бы к "обеднению" Вселенной. В ней отсутствовали бы ядра, атомы и молекулы, либо эти вселенные оказались бы "одноцветными" - состоящими из нейтрино, либо водорода [40].
Среди многочисленных формулировок антропного принципа наиболее часто употребляемыми являются формулировки Б. Картера: "...то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей" или "Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей" [41]. Таковы, соответственно, "слабый" и "сильный" антропный принципы. Вариации на тему сильного АП разнообразны, например, он может быть переформулирован в более общем контексте на языке единой научной картины мира: наша Вселенная такова, что условия для появления человека- наблюдателя оказались в ней "запрограммированы" с величайшей точностью.
На первый взгляд, антропный принцип связан с формулировкой "от замысла" с теологическими идеями, и во всяком случае, близок им по формулировке. Однако, как справедливо указывает В. В. Казютинский, "требование сильного АП: Вселенная должна быть запрограммирована на появление человека, наблюдателя - вполне может быть интерпретировано и без обращения к трансцендентным силам в рамках принципов саморазвития, самоорганизации, эволюции мира" [42].
Особое звучание проблеме придал Дж. Уилер, поставив вопрос в парадоксальной, на первый взгляд, форме: "Вот человек. Какой должна быть Вселенная?". Эта формула представляется парадоксальной в контексте привычного причинно-следственного мышления, здесь причина и следствие поменялись местами. Но если вспомнить недуальную модель мышления, в которой связь устанавливается по типу корреляций, то, может быть, следует рассматривать антропный принцип как еще один предел, наряду с синергетикой, где знание оказывается в существенно неклассической ситуации. Возможно, как раз это имеет в виду Уилер, когда обращает внимание на необходимость иного подхода к объяснению "самосогласованности" и "жизненности" Вселенной. Искать физическое объяснение больших чисел, по-видимому, означает искать правильный ответ на неправильно поставленный вопрос, считает он. Физическое изучение Вселенной здесь соответствует изучению Вселенной в классической и неклассической научных традициях, то есть, без изучения ее жизненности (не в постнеклассической традиции).
Такое познание, считает Уилер, бесперспективно, ибо жизнь и разум непременно участвуют в структурировании и эволюции Вселенной. Космос, возникающий таким "антропным" образом, Уилер называет "Вселенной участия". Интерпретация сильного АП в концептуальных рамках квантовой космологии носит название АП участия (соучастия). Истоки этого варианта АП обнаруживаются в интерпретации квантовой механики, согласно которой квантовые свойства объектов создаются в акте их наблюдения и не существуют сами по себе. Принятие АП участия предполагает включение сознания в НКМ и понимание его в значимых для физики терминах. Это пока проблематично даже для постнеклассической науки.
Казалось бы, полярное толкование антропному принципу дает И. Л. Розенталь, указывая, что ссылка на "жизненность", на наблюдателя не является необходимой, и даже само название принципа в этом смысле неудачно. По мнению И. Л. Розенталя, содержанию принципа более отвечает название "принцип целесообразности", поскольку, фиксируя тонкую подстройку глобальных свойств Вселенной и условий прогрессивной эволюции материи, он вскрывает глубокую целесообразность и гармонию физических законов [43]. Между тем, и в этом случае, как и в предыдущем (Уилер), антропный принцип увязывается, как нам представляется, с проблемой объяснения.
Антропный принцип призван объяснить тонкую подстройку, но вовлекает либо целесообразность в физику, либо "жизненность", но в обоих случаях научное объяснение должно быть нетрадиционным. Вполне возможно, что целесообразность и учет "жизненности", то есть включение феномена жизни в картину эволюции космоса до ее целостности, есть взаимодополняющие стороны явления, которые призван объяснить антропный принцип.
Итак, антропный принцип фиксирует проблемность в ситуации объяснения связи космоса и человека. Он не дает объяснения "тонкой подстройки" и "Вселенной участия", но указывает, что объяснение этим фактам и не может быть дано с позиций классической и неклассической науки. А это уже сам по себе достаточно нетривиальный вывод. Существует еще финалистический АП, выдвинутый Ф. Типлером. Смысл этой формулировки таков: во Вселенной должно начаться производство информации, и оно никогда не прекратится.
АП во всех его формулировках так или иначе фиксирует корреляцию между наблюдаемой Вселенной и наблюдателем (в конечном итоге, человеком). Возникает вопрос, насколько закономерно "переоткрытие" АП в науке, возникновение которой и становление - это история борьбы с антропоцентризмом? Отвечая на него, напомним, что принцип Коперника был необходим как принцип мышления, противостоящий доктринальности, авторитаризму. Будучи смещенным из центра Вселенной онтологически, человеческий разум стал центром гносеологически. Сегодня в русле коэволюционных стратегий развития человека и природы в научном мировоззрении возрождаются идеи "корреляции" человека и Космоса, но не в форме антропоцентризма и не в форме позитивизма, утверждающего идеологию господства разума. АП - это попытка современной науки ответить на вопрос о "корреляции" с позиций эволюционизма, попытка осознать место человека в эволюционирующей Вселенной.
Существует тесная взаимосвязь АП с глобальным эволюционизмом. Если не рассматривать вариант случайного совпадения фундаментальных постоянных, то антропному принципу приходится предпослать гипотезу о существовании законов эволюционного процесса, которые охватывают все основные его этапы от космического до социального. Через специфические законы и закономерности эволюции, действующие на разных структурных уровнях Универсума, обеспечивается преемственность процессов глобального эволюционизма в целом. Подобное представление служит основой эволюционного объяснения существования человечества, которого не дает АП, но к которому вплотную подводит.
Происходит не возврат к антропоцентризму, человек - не центр Вселенной (ни онтологически, ни гносеологически), а происходит гуманизация науки, может быть, как осознание антропоморфизма мира и человека. Мировоззренческим аспектом гуманизации научного познания является осознание активности бытия, самоценности природы. Черникова .
Космологическое расширение: истолковывая уравнения общей теории относительности, молодой советский ученый А. Фридман показал, что кроме предложенной Эйнштейном стационарной модели Вселенной допустимы нестационарные модели, хотя и довольно экзотические. Одна из них характеризовала вариант расширяющейся Вселенной. В скором времени именно этот вариант получил неожиданное экспериментальное подтверждение. Наблюдения Хаббла установили, что линии в спектрах далеких галактик смещаются к красному концу видимого диапазона волн, причем тем больше, чем дальше расположена галактика. За этим явлением закрепилось название «красное смещение». Оно выражает эффект Доплера: чем быстрее удаляется объект, тем длиннее становятся посылаемые им волны и меньше их частота (при приближении объекта волны укорачиваются, а их частота возрастает).
Дальнейшие наблюдения подтвердили, что в глобальном масштабе расстояния между галактиками или их скоплениями увеличиваются, подчиняясь общей закономерности.
См. также Космологические модели.
Космология: физическое учение о Вселенной как целом, основанное на результатах исследования наиболее общих свойств (однородности, изотропности и расширения) той части Вселенной, которая доступна для астрономических наблюдений. Теоретический фундамент космологии составляют основные физические теории (общая теория относительности, теория поля и др.), эмпирическую основу — внегалактическая астрономия. Общие выводы космологии имеют важное общенаучное и философское значение. В современной космологии наиболее распространена модель горячей Вселенной, согласно которой в расширяющейся Вселенной на ранней стадии развития вещество и излучение имели очень высокую температуру и плотность. Расширение привело к их постепенному охлаждению, образованию атомов, а затем (в результате гравитационной конденсации) — протогалактик, галактик, звезд и других космических тел. Наблюдаемое реликтовое излучение с температурой ок. 3 К — это «остывшее» излучение, сохранившееся с ранних стадий развития Вселенной. К важнейшим, еще не решенным проблемам космологии относятся проблемы начального сверхплотного состояния Вселенной (т. н. сингулярности) и конечной фазы ее существования (возможности возвращения в состояние сингулярности). БЭКМ
Креационизм (от лат. creatio - сотворение): один из важнейших религиозных принципов, согласно которому мир сотворен богом из ничего. Последующие акты творения: создание живых существ и "венца творения" - человека. Входит в учения иудаизма, христианства, ислама.
Реликтовое излучение: один из важнейших компонентов фонового космического электромагнитного излучения (выражение предложено И.С.Шкловским). В зарубежной литературе это излучение часто называют «космическим микроволновым фоновым излучением» (cosmic microwave background, сокращенно CMB). Оно практически изотропно. Фиксируется в радиоволновом диапазоне от нескольких мм до десятков см. Спектр реликтового излучения почти как у абсолютно черного тела с температурой около 3 К (что соответствует –270° С).
Сохранилось от того времени, когда Вселенная была сверхплотной; оторваться от неразрывного единства с микрочастицами удалось лишь тогда, когда в остывающей и становящейся менее плотной плазме стали образовываться нейтральные атомы водорода и гелия. В процессе расширения Вселенной реликтовое излучение охлаждалось.
Плотность энергии электромагнитного излучения во Вселенной зависит прежде всего от реликтового излучения. Достаточно сказать, что каждому атому в космосе соответствует более 100 млн. реликтовых фотонов. По плотности их примерно 400-500 в каждом кубическом сантиметре. Подробнее см. ФизЭнцСл.
[1] На одной высоконаучной конференции по проблемам космологии*, когда участники уже изрядно устали, академик Г.И. Наан неожиданно заставил всех встрепенуться, заявив с самым серьезным видом в конце сверхсерьезного доклада: "Вселенная всё расширяется и расширяется… Но женские юбки всё укорачиваются и укорачиваются. И это хоть какая-то компенсация!"
[2] Этот принцип можно назвать "принципом реализации всех возможностей".
[3] Гипероны являются наиболее массивными элементарными частицами; они неустойчивы и существуют примерно 10-10 секунды (так, «лямбда-нуль»-гиперон распадается на протон, электрон и нейтрино).
[4] Первые звезды появились не ранее 100 млн. лет после Большого взрыва.
[5] П. Ходж. Революция в астрономии. С.55. По мотивам П. Ходж. Революция в астрономии, с.46 .
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 358;