РЕДАКТОРСКОЕ ЧТЕНИЕ
Редактирование - это сложная речевая деятельность, которая требует особых читательских навыков, свободного владения нормами литературного языка, хорошего стиля письма и известной компетентности в той области знаний, к которой относятся редактируемые тексты. Понятно, что специалист, редактирующий технические тексты, вряд ли без особой подготовки сможет редактировать тексты литературоведческие, публицистические или художественные. Соответственно и редакторы, специализирующиеся в этих областях, вряд ли смогут редактировать тексты по математике, физике или биологии. Столь же очевидно, что в любой области литературы редактор, слабо владеющий литературным языком и скверно излагающий собственные мысли, своим вмешательством в текст окажет ему плохую услугу.
Но что такое особые читательские навыки?
Мы читаем, строя прогнозы относительно будущего содержания и последующих формальных элементов изложения. Если гипотеза вновь воспринятым фрагментом текста не подтверждается, мы ее перестраиваем и продолжаем читать дальше. Конечно, чтение продолжается и в том случае, когда гипотеза подтвердилась. При этом мы мало задумываемся о самом процессе чтения. При каких-либо затруднениях не всякий читатель вернется к предыдущим фрагментам, будет перечитывать трудный раздел и тем более разбираться в причинах затруднений. Мы можем пропустить данный отрезок текста, можем принять приблизительное, неточное его понимание, можем, наконец, вообще расстаться с этим произведением и никогда более к нему не возвращаться.
Редактор не имеет права позволять себе подобные действия. Он читает по-другому. Он следит за своим чтением и в случае затруднений старается разобраться в их причинах. Уяснив, что его читательская гипотеза не подтверждается, а перестройка ее не получается, редактор не бросает текст, а начинает искать причину этих сбоев. Затем ему предстоит решить вопрос, как исправить текст, чтобы его чтение протекало нормально.
Приобретение навыков такого чтения есть самое сложное в освоении редакторской деятельности. Надо научиться распределять внимание между текстом и своим впечатлением от него. Сопоставление того, что мы читаем как редакторы, с гипотезой о тексте и с нормативными образцами, хранящимися в нашей памяти, позволяет увидеть различные недочеты в изложении. Редактор как будто всегда настороже, он знает, что, если в тексте есть погрешности, он должен их обнаружить. Мы заостряем внимание на этом чтении с ожиданием ошибки, поскольку в следующем разделе будем говорить как раз о речевых погрешностях. При этом нужно смириться с тем, что ошибки поначалу будут мерещиться повсюду, подозрение будут вызывать каждое словосочетание, каждое авторское суждение. Так что нужно будет научиться также обуздывать свой критический пыл и воспитать в себе уважение к авторскому слову. Правка текста - вовсе не его пересказ редакторскими словами. Редакторское вмешательство в текст должно ограничиваться лишь исправлением погрешностей и снятием моментов, неоправданно, нерационально затрудняющих восприятие.
Употребляем такое странное сочетание, чтобы подчеркнуть, что в изложении не всякое затруднение плохо, не всякая сложность требует упрощения. Иная простота, как известно, хуже воровства. В конце концов любой риторический или художественный прием - это усложнение формы, значительное число синтаксических фигур основано на повторе, много устойчивых синтаксических конструкций опирается на тавтологию (директор - он и есть директор). Все эти приемы затрудняют восприятие мысли, но такое затруднение лишь подчеркивает, усиливает, украшает мысль. Поэтому отметим, что редактору нужен хороший вкус, чтобы не сражаться с выразительными приемами и не считать идеалом изложения лишь плоские формулировки плоских мыслей.
Итак, будем учиться читать с ожиданием ошибок. Поэтому необходимо рассмотреть типы речевых погрешностей и их причины.
2. РЕЧЕВЫЕ ПОГРЕШНОСТИ НА УРОВНЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Мы будем рассматривать речевые погрешности, расположив их в соответствии с методической целесообразностью подачи материала и с порядком освоения редакторских навыков.
Прежде всего мы проанализируем погрешности на уровне высказывания, затем покажем погрешности на уровне текста (частично они будут повторяться). Далее основания для демонстрации материала сменятся. Будут показаны материалы, послужившие предметом рассмотрения в суде.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 863;