Тема 2. Основные этапы становления и развития социологии
Социология как самостоятельная научная дисциплина зародилась в XIX в. на базе так называемого позитивистского направления социальной философии. Позитивизм как особое течение философской мысли возник в 30–40-х гг. XIX в. в значительной мере под влиянием впечатляющих успехов научно-технического и естественнонаучного знания.
Основоположником позитивной философии и одновременно основателем социологии считается французский философ Огюст Конт(1798–1857), предложивший особый подход к анализу социальных явлений, суть которого состоит в признании единственным источником знания лишь конкретные эмпирические данные. Наука, по его мнению, должна отказаться от вопросов, которые не могут быть подтверждены или опровергнуты фактами, установленными путем опыта и наблюдений. Конт предложил собственную классификацию наук, которые расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Каждая предшествующая наука в классификации Конта становится предпосылкой появления последующей, более сложной, причем социология является вершиной пирамиды естественных наук.
Конт выдвинул идею «социальной системы», в которой общество – организм, целостная система, элементы которой выполняют специфические функции и отвечают требованиям этой системы. В структуре социологии Конт различал социальную статику и социальную динамику.
Социальная статика– учение о связи между элементами социальной системы и социальном порядке. Социальная динамика – учение о социальном изменении и развитии. Развитие общества, по Конту, – это прогресс форм человеческого познания мира, или «прогресс человеческого разума». Развитие общества есть последовательное прохождение им трех стадий: теологической, метафизической и позитивной. Эти формы являются двигателями общественного развития. Каждому этапу развития разума соответствует определенная форма хозяйства, политики, общественной организации.
Теологическая стадия (до 1300 г.), когда все явления рассматривались как результат действия сверхъестественных сил. Метафизическая стадия (1300–1800 гг.) – период господства абстрактных философских доктрин, для которого характерно абстрактное истолкование сущности явлений без опоры на эмпирические данные. Позитивная (научная) стадия (с 1800 года) базируется на законах, представляющих собой наблюдаемые связи явлений. На этом этапе происходит широкое распространение науки, возникновение новых научных дисциплин, в том числе и социологии, а военная система уступает место «промышленному и мирному обществу».
Концепция социологического эволюционизма английского философа и социолога Герберта Спенсера(1820–1903) характеризуется последовательным применением аналогии общества с биологическим организмам. Спенсер утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Нарушение органического единства общества и неспособность его отдельных элементов выполнять свои функции приводит к смерти социального организма. Как и в организме, развитие и рост общества, считал Спенсер, сопровождается увеличением сложности его органов и частей. Однако общество, как отмечал Спенсер, не только имеет общие черты с организмом, но и отличается от него. В обществе существует меньшая зависимость части, т. е. индивида, от целого (общества). Если в организме часть существует ради целого, то в обществе, наоборот, – оно существует ради блага своих членов, индивидов.
Под эволюционизмомподразумевается медленное, постепенное развитие человечества и природы. Общество развивается путем увеличения численности населения, расширения групп, соединения этих групп в еще большие группы. Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в усложнении структуры общества (социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном усилении общественных связей. В рамках эволюционной теории Спенсер обосновывает закон детерминированности общества усредненным уровнем развития его членов и закон выживания сильнейших и лучших.
Карл Маркс (1818–1883) – один из самых влиятельных социальных мыслителей XIX в. Исходная идея его состоит в том, что люди в процессе своего взаимодействия друг с другом вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие общественные отношения. Основой всей совокупности общественных отношений являются экономические отношения, составляющие базис общества. Ему соответствует надстройка, включающая в себя определенные политические, правовые, религиозные и другие институты, в том числе конкретные формы быта, семьи, образа жизни и т. п. Базис общества включает в себя производственные отношения, которые неразрывно связаны с производительными силами, созидающими все материальные и духовные блага. Производственные отношения характеризуются в основном отношениями собственности между теми, кто собственностью владеет, и теми, кто ее лишен. Единство производительных сил и производственных отношений образует способ производства материальных благ, который не остается раз и навсегда данным, а, напротив, постоянно изменятся, развивается. Движущей силой его развития, а вместе с тем и развития всего общества, выступает проявляющееся на определенных этапах исторического развития противоречие между производительными силами и производственными отношениями. В таком случае из форм развития производительных сил производственные отношения превращаются в их «оковы». Это приводит к социальному, классовому конфликту, действующими субъектами которого становятся рабочий класс и капиталисты. Такой антагонистический конфликт может быть разрешен только путем социальной революции. В результате революции, осуществленный переворот в способе производства, в экономическом базисе общества, по утверждению К. Маркса, неизбежно сопровождается коренными изменениями в надстройкеобщества.
В любом обществе отношение между классами – это постоянная борьба за контроль над собственностью и богатством. Борьба между классами – это источник социального развития. Исторический прогресс, по Марксу, предстает как смена общественно-экономических формаций, вершина которого – коммунистическое общество. Сущность коммунизма – уничтожение частной собственности на средства производства.
Согласно Эмилю Дюркгейму (1858–1917), французскому философу и социологу, социальная реальность включена в универсальный природный порядок, столь же устойчива и реальна, как и природа, поэтому развивается по определенным законам. Человек – двойственная реальность, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная, причем приоритетом в ней обладает реальность социальная над индивидуальной. Основу социальной реальности составляют социальные факты, которые должны рассматриваться как вещи, т. е. как внешние по отношению к индивидам. Социальные факты не сводятся ни к физическим, ни к экономическим, ни к психическим фактам, но обладают специфическими характеристиками, присущими только им. Отсюда, социология, по мнению Дюркгейма, – это наука о социальных фактах, основанная на рациональном подходе и эмпирических исследованиях.
В основе социологического метода, подчеркивал Дюркгейм, лежит положение, согласно которому «социальные факты нужно рассматривать как вещи». Это правило определяет характеристики социального факта: 1) социальные факты объективны, т. е. находятся вне индивида и выступают по отношению к нему как объективная реальность; 2) социальные факты способны оказывать на индивида внешнее давление, принуждать его к определенному действию.
Дюркгейм подразделял социальные факты на морфологические и духовные. Морфологические факты описывают строение и форму частей общества, его демографическую и экономическую структуру (например, плотность населения, наличие путей сообщения и т. п.). Духовные факты, или факты коллективного сознания, Дюркгейм называл коллективными представлениями. Они являются сущностью нравственности, права, религии и т. д. (законы, традиции и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды и т. д.). Морфологические факты составляют «материальный» количественный аспект общества. Факты коллективного сознания – духовный качественный аспект. Вместе они составляют социальную среду. Таким образом, Дюркгейм представлял общество как особую целостность, элементами которой выступают не отдельные индивиды, а социальные факты.
В своем творчестве Дюркгейм не только сформулировал основные принципы теоретической социологии, но и дал образцы ее применения при изучении конкретных социальных явлений, в частности при изучении самоубийства, элементарных форм религиозного сознания и т. д. Дюркгейм предложил понятие «аномия» – патология социальной жизни, проявляющаяся в отрицании норм, правил общепринятого поведения. На основе действия социальных механизмов аномии он объяснил феномен самоубийства, которое представляет собой событие индивидуальное, а причины его имеют социальный характер. Отсюда, социологическое объяснение, по Дюркгейму, – это объяснение зависимости социальных явлений от социальной среды, так как причины всех социальных явлений необходимо искать в условиях существования самого общества.
В концепции «понимающей социологии» Макса Вебера (1864–1920), немецкого социолога и философа, в качестве основы социологического анализа рассматривается личность. В этом отношении его взгляды противоречат позиции Дюркгейма, придававшего главное значение исследованию общественных структур. Свои взгляды Вебер изложил в концепции «понимающей социологии» и теории социального действия. «Понимающая социология»исходит из того, что человек познает общество не как внешний наблюдатель (естествоиспытатель), а через познание и понимание самого себя. Только таким образом, считал Вебер, можно понять действительные механизмы реального поведения индивидов и их общностей и превратить социологию в понимающую и объясняющую науку. Причем понимание может быть двух видов: непосредственное, возникающее в процессе прямого наблюдения за действиями другого человека, и объясняющее, состоящее в рациональном объяснении мотивов, смысла, содержания и результатов осмысленного человеческого действия.
«Понимающая социология» у Вебера тесно связана с его теорией социального действия. Социальное действиеимеет две характерные черты:а) наличие субъективного смысла или субъективной мотивации;б) ориентация на поведение, возможную реакцию других людей. «Понимающая социология» изучает поведение индивидов, вкладывающих в свои действия определенный смысл, выявляет и понимает этот смысл. Вебер выделяел четыре типа человеческого действия: 1) целерациональ- ное, в основе которого лежит рациональная цель, соотнесенная с адекватными ей средствами и возможными последствиями данного действия;2)ценностно-рациональное, основанное на вере в безусловную ценность определенного поведения независимо от того, к чему оно приведет;3) аффективное, в основе которого лежит эмоциональное состояние; 4)традиционное, базирующееся на привычке.
Выделение основных типов действий и отношений привело Вебера к необходимости введения в социологическую теорию и обоснования категории «идеальный тип». Под «идеальным типом» он понимал идеальные в логическом смысле теоретические конструкции, позволяющие абстрагироваться от многочисленных и разнородных эмпирических фактов действительности и сконцентрировать внимание на основных особенностях целого класса, сходных в каком-либо отношении, и повторяющихся социальных явлений и процессов, их взаимосвязанных причин и следствий.
Главное содержание социологии Вебера – концепция» прогрессирующей рациональности» как определяющего вектора исторического развития. Речь идет о постоянной тенденции к рационализации социального действия, всех сфер жизни западного общества. Это выражается в формировании и развитии рациональной экономики (экономика капиталистического способа производства), рациональной религии (протестантизм), рационального управления (рациональная бюрократия) и т. д. Вебер говорил о прогрессирующей рациональности как о неизбежной судьбе Запада. Особое внимание он уделял выявлению факторов, способствующих возникновению рациональной европейской культуры, и пришел к выводу, что движущим фактором общественного развития является религия. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер описал, каким образом религия способствовала зарождению и развитию капиталистической экономики.
Интегральная социология Питирима Сорокина (1889–1968) базируется на понимании общества как определенной совокупности индивидов, находящихся в процессе общения и взаимодействия друг с другом, причем взаимодействие выступает основной единицей социологического анализа общества. Под взаимодействием Сорокин понимал любое событие, с помощью которого человек реагирует на действия, слова и жесты другого. Но взаимодействие будет значимым только тогда, когда в нем задействованы не просто индивиды, а личности. Родившись, человек еще не является личностью, личностные черты он приобретает в процессе взаимодействия с другими людьми, т. е. вступая в определенное социокультурное пространство. Следовательно, процесс взаимодействия структурируется и приобретает специфические черты благодаря не только биофизическим чертам вступающих в него людей, но и тем значениям, которые вкладываются людьми в свои действия, слова и жесты. Например, кусок ткани на палке может стать национальным флагом страны.
На основании рассмотрения взаимодействия как значимого и основанного на смысле Сорокин раскрывает и саму структуру взаимодействия, которая включает в себя три взаимосвязанных компонента: личность, общество, культуру. Последняя выступает как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие люди, а также совокупность носителей этих ценностей, т. е. самих людей, которые создают и раскрывают эти значения в своих действиях. Таким образом, не существует личности как носителя, создателя и пользователя значениями и ценностями без связанных с ней культуры и общества, как нет и не может быть общества без взаимодействующих друг с другом личностей в их взаимодействии с культурой. В свою очередь, взаимодействие личности и общества порождает культуру. Поэтому, по мнению Сорокина, по отдельности личность, общество, культуру нельзя исследовать, а нужно только в их интеграции.
Взаимодействие совершается в социальном пространстве и социальном времени. Социальное пространство подразумевает социальную стратификацию, т. е. дифференциацию определенной совокупности людей на классы (страты) в иерархическом ранге. Социальные страты подвержены изменениям, которые называются социальной мобильностью и представляют собой перемещения индивидов и социальных групп от одного социального положения к другому.
Толкотт Парсонс (1902–1979), американский социолог, является создателем социологической теории структурно-функционального анализа и общей теории действия и социальных систем. В качестве основной проблемы социологии он выделял исследование процессов интеграции социальных систем. Социальная система состоит из действий индивидов и функционирует как «открытая», взаимодействующая с окружающей средой. Общая модель действия представлена у Парсонса как «единичный акт», включающий в себя два основных компонента: субъект действия и ситуационное окружение. Ситуация не просто влияет на действующих индивидов, ее элементы выступают по отношению к ним как «знаки и символы», приобретающие значение и выступающие поэтому элементами культуры.
Ситуационное окружение действующих индивидов состоит из четырех факторов, таких как биологический организм, личностная подсистема, культурная подсистема, социальная подсистема. Эти факторы в своем взаимодействии образуют иерархию систем, приводящую в процессе функционирования к интегративному, целостному состоянию общества. Система действий выполняет четыре взаимосвязанных функции вышеперечисленных четырех факторов: адаптация, нацеленная на установление благоприятных отношений между системой действия и окружающей средой; целедостижение, заключающееся в определении целей системы и ресурсов для их достижения; мотивация, направленная на воспроизводство образца, норм и ценностей системы во взаимодействиях индивидов; интеграция, нацеленная на поддержание связи между частями системы, ее целостности.
Переход от одного состояния общества к другому, более высокому, обусловлен возникновением в социальной системе, в поведении индивидов новых нормативных структур, ценностей, воплощенных в системе культуры. Поэтому, из четырех компонентов структурной иерархии систем, Парсонс особо выделил системообразующую роль культуры.
Развитие отечественной социологии приходится на 20-е гг. ХХ в. и связано в первую очередь с открытием Белорусского государственного университета в 1921 г. (первый ректор В. И. Пичета) и на его основе факультета общественных наук, а также с созданием в 1929 г. Академии наук Беларуси. В эти годы проводились систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е. М. Карский, С. М. Некрашевич), исследовалась динамика социальной структуры белорусского общества (В. М. Игнатовский, М. В. Довнар-Запольский), уделялось внимание социологии семьи и религии (С. Я. Вольфсон, Б. Э. Быховский), социологии образования и воспитания (С. М. Василевский, А. А. Гаваровский, С. М. Ривес), проблем молодежи (Б. Я. Смулевич, П. Я. Панкевич).
В 30-е гг. ХХ в. в связи с репрессиями и идеологической обработкой общества социология как наука не рассматривалась, потому и не развивалась, это коснулось и социологических исследований. Такая ситуация продолжалась до 60–70-ых гг. ХХ в. В 80-е гг. ХХ в. начинают создаваться группы и лаборатории социологического профиля, центры социологических исследований (Г. Н. Соколова, С. А. Щавель, А. А. Раков, И. Н. Лущицкий, С. И. Деришев, Ю. Г. Юркевич, Г. П. Давидюк, А. Н. Елсуков, Д. Т. Ротман и др.). В 1990 г. открыт в рамках Национальной академии наук Институт социологии (возглавил Е.М. Бабосов).
Таким образом, можно отметить, что на данном этапе в нашей стране происходит полноценное развитие социологии как самостоятельной науки об обществе.
Тема 3. Системно-структурная характеристика общества;
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 553;