Узелковый батик. Роспись ткани в технике холодного и горячего батика. Плиссирование. Технология выполнения пэчворка.
План:
1. Батик. Общие понятия. Виды батика.
2. Роспись ткани. Процесс плиссирования.
3. Технология выполнения пэчворка.
Батик – обобщенное название разнообразных способов ручной росписи по ткани. Родиной батика считается о. Ява в Индонезии, где и по сей день очень популярна одежда, расписанная вручную. В переводе с яванского «батик» означает «рисование горячим воском». Яванский традиционый батик – не просто роспись, он использовался часто в качестве оберега. Этот способ получения рисунка на ткани использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-Ланке, Индокитае, в африканских странах.
Техники изготовления батика:
В современном искусстве росписи тканей распространены несколько основных разновидностей батика:
- горячий батик
- холодный батик
- узловой батик
Горячий батик – это способ декорирования тканей с использованием расплавленного на паровой бане воска, как резервирующей основы.
Сам процесс создания батика достаточно длителен. Рисунок, который должен быть самого светлого цвета резервируют воском. Его наносят на подготовленную ткань с помощью тьянтингу (джаньтингу) – специальной медной леечки с загнутым тонким носиком. Потом ткань окунают в емкость с краской светлых цветов и когда она хорошо прокрасится и просохнет, процесс повторяютрисуя следующий элемент орнамента, который должен быть уже темнее. В зависимости от разноцветности и сложности орнамента его могут резервировать и окунать в краски разных цветов до двадцати раз. Для удаления воска, ткань последовательно опускают в емкости с кипятком. Это позволяет освободить рисунок от резерва и закрепить цвета на полотне. Ткани используют достаточно тонкие и эластичные (шелк, шифон, батист), что позволяет не обрабатывать ее перед использованием. Большие емкости с краской используют достаточно редко, только для создания больших композиций. Чаще ткань красят с помощью кисти, что позволяет сразу создавать градацию цветов.
Холодный батик – в своей основе имеет резервирование синтетическим соединением из парафина, резинового клея, канифоли и бензина - резервантом, который наносится специальной стеклянной трубочкой (рейсфедером). Трубочка должна иметь загнутый носик и резервуар для запаса резерванта в средней части.
В отличие от горячего батика, где воском покрывается вся плоскость орнамента, в холодном батике, резервом прописываются лишь контуры желаемого рисунка, благодаря чему элементы композиции могут наноситься в любой последовательности.
Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий. Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками (х/б, шелковыми, льняными) или тонкими шнурами. После этого ткань красят по технологии гладкого крашения. После крашения и промывки узелки развязывают, при этом можно получить разные, очень интересные и неожиданные рисунки одного цвета, но с растяжкой от светлого к темному оттенку, поскольку краска неравномерно впитывается материалом в связанных и не связанных узелками местах. Под нитками, которыми связана ткань, она не закрашивается и остается как есть, а на остальных участках ткань окрашивается неравномерно, и получается цветовая растяжка.
Роспись способом сложного батика состоит из нескольких этапов, из которых каждый как бы повторяет роспись способом простого батика: после первого перекрытия фона и его высыхания снова наносят рисунок резервирующим составом и снова перекрывают всю поверхность натянутой на раму ткани. Такие перекрытия можно повторять до четырех раз. Перекрытия идут последовательно от светлого тона к темному. Перед каждым новым перекрытием краской необходимо проверять качество покрытия резервирующим составом и заботиться о том, чтобы весь узор в соответствии с шаблоном был переведен на ткань.
Свободная роспись – является наиболее интересным и своеобразным видом батика. Она выполняется без прокладки контуров резервирующими смесями, что позволяет создавать композиции подобные своей плавностью линий и живописностью к акварельному изображению. Такую роспись выполняют двумя способами: 1) по ткани загрунтованной раствором кухонной соли; 2) по чистой необработанной ткани. При использовании соляной основы текучесть красок ограничивается и можно работать свободными мазками. В случае выполнения рисунка на необработанной поверхности, краска растекается плавно переходя одна в одну.
Роспись от пятна- этим способом обычно выполняются изделия, украшенные растительным орнаментом. Принцип работы тот же, что и в сложном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий всей ткани здесь на полотно в соответствии с эскизом наносят расплывчатые пятна разных цветов. По каждому из этих пятен идет соответствующая эскизу первоначальная прорисовка орнамента резервирующим составом, далее эти же пятна или соседние с ними участки фона перекрывают другим цветом, и снова идет дальнейшая дорисовка орнамента. Эту процедуру можно повторять не более трех раз. Перед последним перекрытием окончательно прорисовывают орнамент и в заключение все полотно перекрывают каким-либо темным цветом. Как правило, такого рода рисунки всегда имеют темный фон, так как необходимо, чтобы он перекрыл краску, расплывшуюся за пределы рисунка. Происходит как бы работа сложным батиком на отдельных участках декорируемой ткани. Это дает возможность при небольшом количестве перекрытий добиться тончайших переходов цветов и их оттенков.
Плиссирование и гофрирование. Процесс плиссирования и гофрирования применяется для создания складок или плиссе на ткани или на швейных изделиях. При этой операции для создания складок на различных типах тканей используются высокотемпературные режимы повышенной влажности. Рабочие, занятые плиссированием, подвергаются воздействию этих температурных и влажностных условий, которые могут привести к выбросу больших объемов веществ, применяемых при обработке ткани, в большей степени, нежели при нормальных температурных и влажностных условиях. Ткани для плиссирования могут быть обработаны придающими жесткость, крахмалящими присадками, чтобы усилить способность ткани сохранять складку. В камерах и шкафах для отпаривания плиссированная ткань подвергается воздействию пара под давлением.
Пэчворк - техника лоскутного шитья. Обычно предмет интерьера, изготовленный в технике "пэчворк", состоит из трех слоев - подкладки, ватина и разноцветных лоскутков, сшитых вместе. Как правило, лоскуты вырезают в форме геометрических фигур - квадратов, ромбов или треугольников. Однако существует и другая разновидность техники - "сумасшедший пэчворк", допускающая использование кусочков материи самых разнообразных форм и оттенков, складывающихся ассиметричными композициями. Для пэчворка можно использовать любые ткани как новые, так и бывшие в употреблении. При этом новую ткань перед работой рекомендуется постирать или отпарить утюгом, во избежание усадки и изменения окраски после стирки изделия. Лоскуты из ткани, бывшей в употреблении, необходимо накрахмалить и прогладить.
Контрольные вопросы:
1.Что такое батик?
2.Техника изготовления батика?
3.Понятие о горячем батике?
4.Дать понятие о холодном и узелковом батике?
5.Роспись ткани?
6.Что такое плиссирование? Процесс плиссирования?
7.Пэчворок. Технология выполнения пэчворка?
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 2337;