Методы, дающие новые пародоксальные решения. Методы математического анализа.

План:

1. Методы, дающие новые парадоксальные решения

2. Методы математического анализа

 

 

Когда традиционных методов творческого по­иска явно недостаточно для решения поставлен­ной задачи, уместно воспользоваться эвристи­ческими методами. Эвристика — это наука, изу­чающая продуктивное творческое мышление. Ме­тоды эвристики — методы интенсификации творческой фантазии. Творческий процесс — чрезвычайно многообразное и слож­ное явление. Развитие творческого воображения, нахождение нетривиальных путей решения творческих задач проектирования, преодоление психологической инер­ции — вот возможности эвристических методов.

Плодотворным может быть изучение и практическое внедрение, наряду с традиционными эмпирическими приемами, нетрадиционных методов, так называемых, технологических приемов творчества.

Методы творчества можно разделить по группам:

· методы, применяемые при пересмотре поставленной задачи при проекти­ровании;

· методы проектирования;

· методы, дающие новые парадоксальные решения;

· методы математического анализа;

· методы, использующие профессиональные игры.

 

Пересмотр постановки задачи:

· наводящая задача-аналог;

· изменение формулировки задачи;

· наводяшие вопросы;

· перечень недостатков;

· свободное выражение функции.

 

Проектирование:

· аналогии;

· ассоциации;

· неологии;

· эвристическое комбинирование;

· антропотехника;

· использование передовых технологий.

 

Методы, дающие новые парадоксальные решения:

· инверсия;

· эмпатия;

· «мозговая атака»;

· «мозговая осада»;

· «совещание пиратов»;

· дельфийский;

· карикатуры и др.

 

Методы математического анализа:

· семикратный поиск;

· построение матриц и сетей взаимодействия;

· генерирование идей на основе построения диаграмм.

 

Методы, использующие профессиональные игры:

· написание сценариев,

· игры (игровой метод имитации) и т.д.

Инверсия (от лат. inversio — перестановка) — метод проектирования «от противного», метод «переворота», абсурдной перестановки. Он способствует всестороннему развитию гибкости мышления проектировщика и позволяет получить совершенно новые, порой парадоксальные, решения. Можно напом­нить некоторые примеры применения этого метода в дизайне одежды: одежда, сшитая швами наружу; сумки со множеством наружных карманов; двусторон­ние пальто, плащи, костюмы, жилеты, которые можно носить на обе сторо­ны; превращение нижнего белья в верхнюю одежду; вынесение марки или названия фирмы на полочки и спинки изделия.

Интересно использование декора по методу инверсии: детали, выхвачен­ные из другого изделия; укрупнение декора; смешение видов и стилей декора­тивных элементов; применение их в самых неожиданных местах и т.д. Особенно часто этим методом пользуются молодые дизайнеры, создающие модели для различных конкурсов, включая международные; в качестве дипломных проек­тов и т.д.

«Мозговая атака» — метод коллективного генерирования идей в очень сжа­тые сроки. Он основан на предположении, что среди большого числа идей может оказаться несколько хороших. Этот метод продуктивен, если перед спе­циалистами стоит некая неразрешимая проблема. Коллектив людей разных про­фессий, которые не связаны с решением данной проблемы и которые могут придумать что-то интересное, собирается в каком-нибудь не связанном с про­изводством месте (пароход, хижина в горах, дача и т.д.), чтобы атмосфера производства не оказывала на них давящего воздействия. При этом соблюдает­ся несколько условий:

коллектив должен быть небольшой;

каждый член этого коллектива по очереди должен выдавать идеи, как ре­шить данную проблему, в очень быстром темпе;

запрещается всяческая критика;

весь процесс записывается на магнитофон.

Результаты работы этого коллектива передаются специалистам, которые начинают анализировать даже самые абсурдные, шутливые и парадоксальные идеи, выявляя суть решения проблемы, теперь уже оценивая полученную ин­формацию. Большинство методов генерирования идей, основанных на интуи­тивном мышлении, возникло из метода «мозговой атаки».

«Мозговая осада» — метод проведения быстрого опроса участников с зап­ретом критических замечаний, доведение каждой идеи до логического завер­шения. Такой метод превращается в длительный по времени процесс, поэтому он называется «осадой».

Дельфийский (от древнегреческого названия г. Дельфы, известного своим оракулом) — метод экспертного прогнозирования путем организации систе­мы сбора экспертных оценок, их математическо-статистической обработки и последовательной корректировки на основе результатов каждого цикла обра­ботки.

«Совещания пиратов» — метод, аналогичный методу «мозговой атаки». При­меняется при поиске, анализе и критической оценке идей, вплоть до экспер­тной оценки и подведения итогов.

Карикатура — метод доведения образного решения продукта дизайна до гротескного, абсурдного, приводящий к нахождению нового неожиданного решения. Он помогает дизайнеру определить границы образной модели, спо­собствует развитию творческого воображения. Метод гиперболы, создания гро­тескного образа широко используется в современном модном эскизе, а также в моделях некоторых дизайнеров одежды с целью создания наиболее вырази­тельного образа (например, Ж.-П.Готье, В.Вествуд, А.Мак-Квин, В.Ван Бей-рендонк и др.).

«Метод складного ума» — выяснение мнения других — всегда используется в обучении на занятиях со студентами, в дизайнерских бюро, где коллективно разрабатывают проблему. На основе высказанных замечаний определяется оп­тимальный вариант решения проектной задачи. Этот метод был разработан Г.В.Габриель (США).

Семикратный поиск — метод, построенный на семи ключевых вопросах; «Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда?», применяемых для выявления про­блем и формулировки творческой задачи. Этот метод напоминает концепцию моделирования, предложенную Н.П.Ламановой в 1920-е гг., когда отправной точкой при создании конкретной модели являлись ответы на вопросы: «Из чего? Для кого? По какому случаю?».

Бионический метод заключается в анализе конкретных объектов бионики. Например, проанализировав механику крыльев насекомых, разработать новые • формы запахивания, наслоения верхней одежды, трансформацию деталей Свечение некоторых насекомых может натолкнуть на идею разработки обуви со встроенным автономным освещением дороги. Таким образом, бионические , подход в дизайне позволяет получить неординарные решения конструктивных узлов, новых свойств поверхностей и фактур.

Ассоциации — метод формирования идеи. Он может дать наибольший эф­фект в том случае, если творческое воображение дизайнера обращается к раз­ным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления дизайнера, приведение его мыслительного аппарата в постоянную «боевую готовность» — одна из важнейших задач в обучении творческой лич­ности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать отту- | да продуктивные ассоциации. Кроме того, в современном дизайне яркое об­разное мышление понимается даже как принципиально новый способ самого проектирования.

Системное конструирование — универсальный метод, который синтезиру­ет достижения многих дисциплин. Он незаменим для перспективных дизай­нерских разработок.

Таким образом, из всего сказанного следует, что существует множество самых разнообразных эвристических методов, способных разбудить в будущем дизайнере инициативу, раскрыть его индивидуальные творческие способнос­ти, развить логику мышления в профессиональном направлении, регулиро­вать и интенсифицировать процесс творческого поиска.

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите методы творчества.

2. Пересмотр постановки задач.

3. Методы, дающие новые парадоксальные решения.

4. Что такое инверсия?

5. Метод «мозговой атаки» и метод «мозгового осада».

6. Методы математического анализа.

Проектирование отделки, как одного из основных средств художественно-конструктивного решения взаимнозаменяемых элементов при создании изделий. Классификация художественной отделки изделий.

 

План:

1.Проектирование художественной одежды

2.Конструкция и конструирование одежды

3.Классификация художественной отделки одежды

Создание нового образца модели одежды происходит в ходе ее проектирования.

Проектирование (любого изделия) - последовательность действий от постановки проблемы до разработки решения, удовлетворяющего личным (индивидуальным) и общественным потребностям и производственным возможностям. Процесс проектирование одежды включает в себя этапы моделирования, конструирования и технологии изготовления, как разновидности художественного и технического проектирования. Эти этапы содержат операции исследования существующих изделий, создания эскизов, макетов, моделей, расчеты и построение чертежей конструкции изделий, изготовления опытных образцов. Объект художественного конструирования обладает бифункциональной структурой, так как совмещает в себе две функции: утилитарную и художественную, проектированию подвергаются и форма, и конструкция. При создании таких объектов специальные требования предъявляются к объекту в целом и отдельно к форме и конструкции.

Художественное конструирование занимается созданием большого ассортимента одежды разнообразного назначения, что требует различного подхода к разработке форм, учитывающего необходимость удовлетворения индивидуального вкуса, направления моды.

Требования к художественной форме:

1. Образность – соответствие формы её художественному содержанию.

2. Коммуникативность – соответствие формы духовным возможностям и потребностям человеческого восприятия.

3. Читаемость формы, пластичность – соответствие выразительности формы материалу.

4. Техничность – соответствие выразительности формы технологии.

5. Организованность – соответствие выразительности формы приёмам пространственной организации материала.

 

Художественные системы в зависимости от подхода к реализации (внедрению) моделей можно классифицировать на следующие основные группы:

1) автономная художественная система (моносистема);

2) “семейство”;

3) “гарнитур”;

4) “комплект”;

5) “ансамбль”;

6) “коллекция”.

Автономная художественная система (моносистема)-это проектирование отдельных моделей одежды различного ассортимента, выпускающих ограниченный вид изделий (например, только мужские костюмы, только женские пальто, только мужские сорочки), который в процессе производства должен непрерывно меняться и пополняться новыми моделями.

Проектируя художественную систему “семейство”-художник-модельер решает композицию каждой модели семейства на одной конструктивной основе, т.е. это рост объема производства и производительности труда, расширение и улучшение качества швейных изделий связаны с максимальной унификацией всего процесса моделирования. Различными могут быть материалы, форма неосновных деталей, их расположение, отделка и др.

“Гарнитур”- означает полный набор предметов (изделий), служащих для какой-либо определенной цели и объединенных общностью стиля, материала и отделки. . Это может быть, например, гарнитур белья для женщины, состоящий из длинной и короткой (под брюки) сорочек, трусов и бюстгальтера, или спальный гарнитур, состоящий из пижамы или ночной сорочки и халата. Число предметов в гарнитуре может быть различным: их может быть два, три, четыре. Это, например, пальто или костюм с головным убором, платье с жакетом и т.п.

Комплект (в переводе с латинского означает “полный”) – это полный набор одежды и предметов, дополняющих ее и составляющих вместе с ней костюм, отвечающий определенному, конкретному назначению. Одежда и предметы в комплекте связаны между собой стилевым единством художественного решения формы.

“Ансамбль” (в переводе с французского означает “вместе”) в костюме – это совокупность составляющих его предметов, решенных по определенному идейно-художественному замыслу. ансамбль – это продуманная связь и соподчинение одежды и дополнений, составляющих в целом костюм для определенного человека, для конкретной ситуации, для выражения художественного образа.( шляпа, украшение и т.д.)

Коллекция (в переводе с латинского означает “собрание”) – это систематизированное собрание каких-либо однородных предметов, представляющих научный, исторический или художественный интерес. Признаками коллекции являются: цельность; единство стиля, творческого метода, цветовой гаммы, структуры материалов, базовой формы и конструкции; единство типов и образов.

2. Конструкция (от латинского constructio) - строение, построение, устройство чего-либо. Конструирование - рассматривают как процесс, своеобразную техническую структуру в результате которого определяются внешний вид и изделия. Конструирование одежды - разработка конструкции модели одежды, т.е. построение взаимного расположения и конфигурации частей (деталей) целого (всего изделия). Результатом конструирования являются размер, рост, чертежи, рисунки, расчеты. В настоящее время в швейной промышленности получила распространение Единая методика конструирования одежды ЦНИИШПа (ЦНИИШП – Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности) в основу которое положено:

- единообразие методов конструирования мужской, женской и детской одежды, то есть структура основных расчетных формул и приемы построения чертежа остаются неизменными, меняются лишь некоторые параметры;

– определение всех элементов конструкции расчетным путем;

– баланс изделия подсчитывается по формуле;

– универсальность расчетных формул;

– построение всех чертежей без припусков на швы.

Требования к конструкции изделия:

1. Эффективность – работоспособность, надежность конструкции.

2. Эргономичность – удобство, приспособленность к возможностям человеческого организма, простота в освоении конструкции.

3. Экономичность – минимальная затрата материала, оборудования и рабочей силы.

4. Технологичность – соответствие применяемых технологических процессов функциональному назначению изделия при экономии сил и средств.

5. Конструктивность – создание компоновки (пространственной ориентации), способной обеспечить выполнение рабочей функции.

Основными факторами формообразования в конструкции одежды являются швы, вытачки, влажно-тепловая обработка, формовочные свойства материалов и различные их комбинации технологии их обработки; конструирование изделий с цельнокроеным, комбинированным рукавом, рукавом покроя реглан неразрывно связано с особенностями технологии их обработки, последовательностью монтажа. (рисунок 1).

Рисунок – 1. Основные формообразующие элементы при проектировании конструкции одежды

Основными элементами графических построений при конструировании одежды являются:

● нанесение базисной сетки горизонтальных и вертикальных конструктивных линий, определяющих габариты разверток деталей и изделия в целом;

● определение положения конструктивных точек чертежа засечками дуг;

● построение лекальных кривых;

● радиусография;

● построение кривых второго порядка с помощью проективных дискриминантов.

Классификация художественной отделки изделий включает, виды обновления, отделки и дополнений к одежде. Аксессуары и украшения.Выполнение модной отделки одежды с использованием кулисок, тесемок, широких ремней, накладных объемных карманов, клапанов, фурнитуры, наличие бантов, поясов с акцентом на бедрах, рюшей, оборок, воланов, драпировок. Материалы, инструменты и приспособления для их изготовления. Художественноя отделка придают предмету наиболее красивый и выразительный вид. Улучшение внешнего вида изделий достигается также путем различных видов художественной обработки. Художник, создавая модель, работает над формированием внешнего облика человека. Костюмом можно подчеркнуть, сделать яркими внешние данные человека. Зрительно увеличить или уменьшить рост, фигуру, скрыть недостатки телосложения человека. Цветом костюма можно изменить оттенок кожи, волос, даже интенсивность цвета глаз. Можно подчеркнуть индивидуальность, моделирование воспитывает вкус,классификация одежды разнообразная. По половому признаку – используется в различных сферах деятельности (целевое назначение), сезон, материал, делиться на женскую и мужскую взрослую и детскую для мальчиков и девочек.

 

Контрольные вопросы:

1. Перечислить этапы процесса проектирования одежды

2. Требования к художественной форме

3. Основные классификации художественной системы. Дать понятие.

4. Требования к конструкциям изделия.

5. Основные факторы формообразования в конструкции одежды

6. Классификация художественной отделки одежды

Методы отделки изделий аппликациями. Нанесение рисунка на ткань штампами ( набойкой). Переводная термопечать. Нанесение на ткань рисунка тушью, фломастером. Роспись ткани аэрографом, трафаретом.

План:

1. Аппликация. Методы отделки изделий.

2. Способы нанесения рисунка на ткань. Переводная термопечать.

3. Роспись ткани аэрографом, трафаретом.

 

Аппликация (накладное шитье)- переводе с латинского аппликация значит прикладывание, это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей на фон, закрепление на нём с помощью различных клеев, нитей. Аппликация может быть предметной, декоративной и сюжетной; одноцветной или многоцветной. Применяют как декоративный элемент как изделий, так и одежды.

Простая цветной листочек Листочек с вырезкой Листочек с вырезкой и росписью

Материалами для аппликации служат натуральные и синтетические ткани разной фактуры – гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр. Фоном для аппликации могут быть шёлк, бархат, полотно, сукно, кожа, парусина, мешковина (предпочтительны пастельные тона). Фон должен быть более плотным, чем сама аппликация. Если нет подходящих по цвету кусочков ткани, их можно окрасить. Одновременно можно окрасить и нитки. Чтобы при вырезании изображения и обшивки края ткань не осыпались, её крахмалят. В большей степени это касается тонких тканей. Ситец, сатин, бумазею, полотно – жидким клейстером из картофельной муки (отжимают насухо и гладят с изнанки горячим утюгом); шёлк, батист, кружева, синтетические ткани – желатином. Для этого сухие лоскутки растягивают на доске и сбрызгивают раствором желатина и сушат.

Из инструментов, необходимых для выполнения аппликации, потребуется: ножницы большие и маленькие с прямыми и загнутыми концами, иголки, булавки, наперсток, пяльцы. Вам также понадобится белая бумага для эскизов и копировальная бумага (чёрная и жёлтая или красная) для переведения эскиза на фон.

Элементы аппликаций - цветы, деревья, птицы, звери - должны быть стилизованными, без лишних деталей. с чётким правильным контуром. Эскиз делают в двух экземплярах. Один экземпляр разрезается и служит выкройками, другой сохраняется и служит для контроля за правильным расположением элементов аппликации. К некоторым выкройкам надо делать прибавки в тех местах, где одна деталь заходит на другую, например, если надо соединить кофту с юбкой, то к концу кофты надо сделать прибавку и на неё пришить юбку.

Виды аппликации

Съемная аппликация - применяют для отделки детской одежды (эмблемы, нашивки и т.д.). Для эмблем следует взять плотную ткань, перевести рисунок, вышить его и обстрочить по контуру вышивки гладьевым валиком, отступив от края на 2 мм. Затем вышитый рисунок обрезать по контуру и вручную пришить к изделию (по внутреннему контуру).

Аппликация на сетке. Такую аппликацию надо выполнять вместе с пришитой с изнаночной стороны сеткой, затем вырезать необходимые участки рисунка: с лицевой стороны — ткань изделия, с изнаночной — сетку.

Аппликация из разных кусочков. В декоративных изделиях применяется аппликация из разных кусочков ткани. Для этого следует перевести рисунок на обе стороны основной ткани, следя, чтобы контуры рисунка совпадали. На лицевой стороне приметать те кусочки ткани, которые будут перекрываться другими деталями, заправить основную ткань в пяльцы изнаночной стороной вверх, обстрочить детали по контурам, затем, вынув работу из пялец, обрезать излишки накладной ткани, отступая от строчек на 1 мм. Когда весь аппликационный материал будет обстрочен и излишки ткани обрезаны, надо заправить работу в пяльцы лицевой стороной вверх и обработать все детали валиком с прокладкой нитки. Нитки для обработки и прокладки следует подобрать в тон основной ткани.

Аппликация может быть плоской и рельефной. Чтобы получить рельефное изображение, под вырезанные фигурки кладут вату, поролон. Рельефная аппликация красива, но её труднее чистить, стирать, также она может деформироваться.

Набойка выполняется с использованием штампов. Работу производят на столе с ровной поверхностью. Желательно, чтобы поверхность рабочего стола была не скользкой (можно покрыть ее байковым одеялом). Штампом с нанесенным красителем наносили удары по ткани - набивали ткань. Сначала появилась набойка в одну краску. Существовало два способа такой печати - краской на полотно и, несколько похожий на классический батик, способ кубовой набойки. Во втором случае на ткань наносили расплавленный воск металлическим штампом. Потом всю ткань опускали в большой чан с красителем. Этот чан назывался кубом, отсюда и пошло название "кубовая набойка". Самым часто употребляемым красителем был синий индиго.

В качестве штампов пригодится любой подручный материал - пробки, детали конструктора, колечки, крышки и баночки из-под крема - словом, все, что может оставлять отпечаток. Интересную фактуру даст и старый плетеный пояс, и ручка от сумки, и косой или круглый срез веточки, и головка болта или гвоздя.

 

Переводная печать

Печать методом термопереноса красителей на текстиль, называемая также термопечатью, сухой, или сублимационной печатью. Это сравнительно молодая и передавая технология.Суть метода проста – изображение наносится на футболку с помощью специального принтера красками на водной основе. Изображение получается ярким и чётким. А за счёт того, что краска непосредственно наносится на текстиль, такое изображение выдерживает многолетнюю эксплуатацию, не выцветая и не истираясь.

Цель изобретения повышение производительности процесса и экономия расходных материалов.В полиграфии и текстильной промышленности известен способ переводной термопечати сублимационными красками, позволяющий с промежуточного носителя переносить изображение на различные материалы, среди которых наиболее распространен текстиль, пленки и покрытия на жести, фольге и т. п. Предложенный способ позволяет экономить бумагу для промежуточного изображения и повысить производительность процесса термоперевода изображения на изделие за счет того, что промежуточный носитель изображения бумага запечатывается с двух сторон переводными красками и термоперевод промежуточных изображений с двух сторон бумаги производится одновременно на поверхности двух изделий; в термопрессе в зависимости от толщины и теплопроводных свойств изделия изображение может переводиться одновременно на несколько пар изделий; применение термопресса с двумя греющими поверхностями позволяет переводить изображения одновременно на, по крайней мере, в два раза большее количество пар изделий. Кроме того, предлагаемый способ позволяет осуществлять термоперевод промежуточного изображения с бумаги, запечатанной с двух сторон, как в плоских прессах на листовые изделия, так и в каландрах на изделия в виде полотна.

Аэрография — способ оформления тканей, осуществляемый при помощи пульверизаторов и других распылителей. Распыленная краска, осаждаясь на ткани, дает достаточно ровную «точечную» окраску. Накладывая на ткань различные трафареты, сетки и т. д., варьируя их сочетания, художники добиваются эффектных решений и сложных цветовых сочетаний. Отличительной особенностью этого способа оформления тканей является мягкость перехода одного цвета в другой, которая обусловливается сочетанием чистых красок с их производными, получаемыми в результате наложения цвета на цвет.

Этот вид росписи, пожалуй, самый простой в исполнении. Достаточно только выбрать цветовую гамму. Влажную ткань разложить на целлофановой пленке, собрать произвольно складками. Складки могут быть бессистемными или упорядоченными, крупными или мелкими. От этого зависит, какой рисунок в результате получится на ткани.

При росписи готового изделия с целью обновить его, дополнить колорит или просто ввести дополнение в гладко окрашенную ткань нужно проложить между слоями изделия полиэтиленовую пленку и расписать сначала одну сторону до высыхания, потом другую.

В такой технике расписывают ткани для интерьера – шторы, покрывала и т.д. Если использовать красители, закрепляющиеся утюгом, ткань можно не запаривать.

Трафарет (итал. traforetto, от traforo - продырявливание, прокалывание) – приспособление для формирования красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение того или иного мотива (в том числе при трафаретной печати). Трафарет представляет собой пластину (из металла, дерева, картона, пластмассы, кусок ткани и т.д.) с отверстиями (прорезями), через которые краска наносится на какую-либо поверхность. В переносном смысле - образец, которому следуют без размышления; то же, что шаблон, штамп.

Виды трафаретов

1)Трафареты самоклеющиеся с маленькими рисунками и орнаментами (Арт. 3813300 – 3813900). Очень эластичные, замечательно подходят для росписи, ваз, кружек, чашек и любых других изогнутых поверхностей.

2)Гибкие самоклеющиеся трафареты. Они наиболее удобны для росписи посуды (стаканы, фужеры, цветочные горшки и т.д.), они очень хорошо огибают даже окружности с небольшим радиусом. (Арт. 3812800-3814900).

3)Классические трафареты малого, среднего и большого размера. Эти трафареты используют для росписи различных поверхностей, от небольших предметов интерьера до огромного пространства стены (Арт. 3820400 - 3808200). Также эти трафареты используют для создания декора за счет фактуры.

4)Иногда можно воспользоваться хорошей самоклеющейся или обыкновенной пленкой и сделать трафарет самому. Обрезать или вырезать можно ножницами, фигурными ножницами, фигурными дыроколами.

Контрольные вопросы:

1. Какие материалы используют для аппликации? Фон для аппликации?

2. Виды аппликации?

3. Подручные материалы использующие для штампов?

4. Цель и суть переводной термопечати?

5. Оформление ткани способом аэрографии?

6. Виды трафаретов?








Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 5435;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.037 сек.