Композиционные элементы. Фактура.
2. Жемчуг, бисер, бусы самостоятельные элементы отделки. Пайетки.
В композиционные элементы формы входят, кроме конструктивных линий, и различного вида отделки:
- другой тканью (другого цвета или фактуры);
- вышивкой (нитками, бисером, стеклярусом, пайетками);
- фурнитурой (пуговицы, кнопки, декоративные застежки, петли, пряжки и пр.);
- отделка застежек, карманов, кокеток молниями;
- декоративными строчками, стежкой;
- другими материалами (трикотажем, мехом натуральным и искусственным, кожей, бархатом);
- кистями, бахромой, тесьмой, кружевами, кантами, лентами;
- аппликацией;
- искусственными цветами.
В композиционном применении отделок существует одно правило: необходимо соблюдать чувство меры. Современное моделирование предлагает использование разнохарактерных отделок. Иногда модели очень перегружены фактурой и отделкой, но даже в перегруженности не мешает соблюдать чувство меры, требуется особое композиционное чутье.
Фактура— поверхность формы — создает внешний вид изделия и определяет его зрительный образ. Применение в одной модели материалов разных фактур дает возможность подчеркнуть особенности каждой поверхности. Используются контрастные и нюансные сочетания фактур, в которых композиция построена на тончайших переходах одной фактуры в другую. Для конца 1990-х гг. характерны насыщенность и перегруженность моделей объемными поверхностями. В это время появились новые, порой парадоксальные сочетания: легкие прозрачные ткани соединялись с кожей, мохером, натуральным или искусственным мехом. Эти рискованные сочетания раньше никогда не использовались в моделировании одежды. Металлизированные, с различным блеском ткани, трикотаж и другие материалы переходят из нарядной одежды в повседневную. Фактура насыщается объемными дополнениями: ворс, узлы, букле, кисти, торчащие перья, жгуты — все это увеличивает общую массу изделия, в то время как гладкая поверхность придает изделию легкость, пластичность, зрительно уменьшает объем. Кроме того, идет развитие мятых, гофрированных, плиссированных и складчатых поверхностей.
Новым приемом в моделировании одежды является сочетание в одном изделии традиционных отделок и активных насыщенных фактурных поверхностей.
Современные рисунки тканей характеризуются большим разнообразием:
- пространственные в стиле «оп-арт»;
- космические;
- линейные (чертежи и схемы);
- декоративные в «национальном» стиле, например, стран Латинской Америки;
- цветочные;
- имитирующие разные фактуры;
- геометические: клетки, круги, квадраты, ромбы, зиг-заги;
- много рисунков в стиле «компьютерной графики» от отдельных мотивов до крупных монокомпозиций.
Жемчуг, бисер, бусы можно использовать как самостоятельные элементы отделки, а также в комбинации с вышивкой, аппликацией и т. д. При этом соблюдается такая последовательность: вначале выполняется вышивка, аппликация, изделие утюжится с изнанки а затем наносят бусы, жемчуг, бисер, пайетки (блестящие чешуйки).
Рисунок вышивки может быть выполнен шелковой нитью и нитью люрекса, а также шнуром (предварительно изготовленным из ткани платья, блузки, нарядного жакета).
Этот вид отделки также наносится на предварительно переведенный на ткань узор. В зависимости от сложности рисунка бусинки можно фиксировать по одной, две, группами. Пришивают их при помощи иголки с ниткой как обыкновенную пуговицу, прокалывают ткань с изнанки, нанизывают бусинку (бисеринку и т. д.) и затем прокалывают ткань с лицевой стороны наизнанку. Бусинка закреплена. Можно нанизывать сразу по нескольку бусинок или жемчужин. Варьируя количество нанизанных бусинок, можно создавать различные фигуры, располагая бусинки треугольником, квадратом, звездочками, по окружности. Хорошо смотрятся фестоны, для этого нитку с нанизанными на нее бусами или бисером через определенные интервалы фиксируют, позволяя нитке с бусинками провиснуть. Если основной рисунок вышивки заполнен нитками, бусы, бисер, пайетки используются как акцент в композиции всего рисунка цветка, отдельных элементов.
Пайеткиможно пришивать отдельно каждую или настилом одна на другую. Чтобы пришить пайетку отдельно и скрыть прикрепляющую ее нитку, с изнанки через ткань в центр делают прокол, нанизывают бусинку на нитку и вводят иглу в то же место. Пайетка закреплена. При сплошном застиле рисунка пайетками прокол делают с изнанки в центр пайетки, а выводят за ее окружностью. Закрепляющий стежок, а следовательно, половину закрывают последующей пайеткой и т. д. Пайетки в этом случае остаются подвижными, как чешуйки. Нашиваются рядами прямыми, по окружности и т. п. в зависимости от рисунка. Пайетками может быть заполнена вся поверхность детали, даже жакета или жилета для торжественных случаев.
Контрольные вопросы:
1. Что такое фактура?
2. Как закрепляют пайетки?
3. Элементы отделки. Бисер, жемчуг, бусы.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1157;