Композиционные задачи проектирования жилых районов и микрорайонов.
Особенностью современного этапа развития архитектуры является представление о равноценности всех видов застройки жилого района с точки зрения ее художественной ценности.
Не только центр, но и жилые здания, и благоустройство междомовых территорий, и пешеходные внутренние проходы — все должно быть подчинено принципам гармоничного построения среды. Однако роль центра и жилых зон в этом гармоничном целом различны. Разделение композиционных ролей общественных и жилых элементов в жилых районах современного города определено принципами их пространственной организации. Они обусловливают спокойное, «фоновое» решение жилой застройки, расположенной в зелени внутриквартирных пространств, и концентрацию общественных сооружений в общественных центрах как микрорайонного, так и районного масштаба.
Для современной архитектуры характерно напластование урбанистических пейзажей. Жилые массивы в панораме современного города есть пространственный фон для солирующих градостроительных элементов(например, уникальных высотных зданий). В этих условиях необходимо разрабатывать совершенно новые композиционные приемы решения градостроительных композиций и проверять их через визуальное восприятие.
Приемы организации жилой застройки чрезвычайно разнообразны, поскольку сами жилые образования различны по размерам, ситуационным и другим условиям строительства. Общим для композиции жилых комплексов, как уже говорилось, является их художественно-образное содержание: в любом случае их пространства должны представлять собой удобную и уютную среду для повседневной жизни человека, а не монументальный архитектурный ансамбль, рассчитанный на эпизодическое и кратковременное пребывание.
Существенный критерий оценки гармоничности застройки — ее масштабность. Масштабность — это соразмерность с человеком, соотнесенная со степенью крупности формы. Критерий масштабности применительно к жилой застройке имеет особенно большое значение, так как жилая среда, более чем какая-нибудь другая, должна быть соразмерна с человеком.
Поэтому очень высокие жилые здания часто бывает необходимо сочетать со зданиями средней или пониженной этажности или членить их на более мелкие элементы, которые должны способствовать созданию среды, соразмерной человеку.
В основе общей композиционной идеи любого жилого комплекса чаще лежит необходимость выявления средствами архитектуры всего функциональных, жилых и общественных зон и путей движения к ним.
В современной практике градостроительства подобные коммуникации трактуются как основа внутренней структуры жилого комплекса. В связи с этим композиционные пространственные связи жилого комплекса организуются в соответствии с основными направлениями пешеходного движения. На этом принципе основаны композиции новых, наиболее интересных жилых образований, где общественные здания — магазины, школы, предприятия быта – размещены в зоне пешеходных улиц.
Пешеходная улица является здесь основой всей композиции района. Это определяет характер масштаба и пластики застройки, а следовательно, и ее значение в панораме города. Таким образом, основой архитектурной организации жилого комплекса является организация структурных форм на основе слагаемых функционального процесса, его элементов и связей. И в итоге – пластика архитектурной формы, архитектурная выразительность и гармоничность целого.
Дата добавления: 2016-11-22; просмотров: 2790;