Развитие политической мысли в период становления Казахского ханства и во второй половине 19 века.
В историю развития политической мысли внесли свой бесценный вклад выдающиеся государственные деятели Казахстана в 16-18 вв. ханы Касым, Есим, Тауке и Абылай.
В начале XVI в., при правлении хана Касыма (1512-1521 жж.) был разработан и принят кодекс законов, известный как «Қасым ханның қасқа жолы» (Светлый путь Касым хана). Он включает в себя пять основных разделов:
-Имущественный закон. В него входили положения о решении и споров о земле, скоте и имуществе.
- Уголовный закон. Здесь рассматривались различные виды уголовных преступлений и наказания за них.
- Военный закон. В нем оговаривались повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи.
- Посольский обычай. В этом разделе оговаривались вопросы международного права, посольского этикета.
- Закон общественности (жұртшылық). Этот раздел был посвящен обязательствам общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств и дворцовому этикету.
При Касым хане были приняты меры по совершенствованию структуры государственной власти, ее законодательной и исполнительной ветвей.
Высшей законодательной властью в Казахском ханстве обладал маслихат- съезд султанов и представителей общин. Маслихат собирался раз в год и решал наиболее важные государственные вопросы - заключение мира, объявление войны, перераспределение пастбищ, определение маршрутов кочевания.
На следующем этапе развития казахской государственности при Есим хане (1595-1628 жж.) принимается своеобразнаяконституция- «Есім ханныңескіжолы»(Древний путь Есим хана), принятой как дополнение к кодексу Касым хана. В этом правовом акте определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права.
Вместо улусной системы вначале XVIIв. была введена жузовая организация, когда все казахские земли были разделены между тремя хозяйственно - территориальными объединениями - жузами. Во главе жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин. По существу вся власть находилась в руках жузовых биев. Они же формировали и Совет Биев, ограничивавший власть хана. Власть биев держалась исключительно на личном авторитете и хан, зависевший от них, никак не мог влиять на выдвижение того или иного бия.
Как результат, Казахское ханство из унитарного государства превращается в федерацию со сложной внутренней структурой и широкой автономией входящих в нее субъектов всех уровней.Султаны, практически полностью отстраненные от управления государством и даже лишенные возможности участвовать в предвыборной борьбе за ханское место, должны были довольствоваться лишь сословными привилегиями - неподсудностью биям и освобождению от всех повинностей, кроме воинской.
Политическая система казахского общества XVII-XVIIІ вв. Политическая система казахов состояла из нескольких уровней. Первый регулировал отношения внутри общин, власть держалась только на авторитете правителя общины.
Основным субъектом политических отношений в Казахском государстве были общины. Их влияние на принятие политических решений определялось положением в иерархии общин, основанной на вымышленной гнеосалогии. Общины объединялись в такие же жестко ранжированные ассоциации и объединения вплоть до жузов. Жузы также делились на старший (Ұлыжүз), средний (ОртаЖүз) и младший (КішіЖүз).
Традиционное казахское государство было основано на двойной структуре власти. В нем параллельно сосуществовали две власти – авторитетная и аристократическая.Первая основывалась на традициях, обычаях, авторитете правящей элиты открытого типа. Здесь постоянно происходил приток новых представителей из масс, поскольку основными критериями было не происхождение, а опыт и авторитет. Ярким примером этого типа власти является власть биев и родоначальников у казахов. Аристократическая власть опиралась на элитузакрытого типа, котораяне допускалав свои ряды новых членов. Это власть чингизидов - торе.
Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVIIв. и при хане Тауке (1680-1718 жж.) нашла свое закрепление в своде законов «ЖетіЖарғы»(Семь Установлений). Он был разработанпри участии известнейших биев в начале XVIIв. и обосновныхразделах данного свода законов мы с вами уже знаем из курса (истории Казахстана».
К ним относятся:
•Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
•Семейно - брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
•ВоенныйЗакон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
•Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.
• Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.
•Законо куне (стоимости выкупа), устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
•Закон о вдовах (Жесир дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.
Кроме «Жети Жаргы» продолжал использоваться в качестве источника права и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев - «Ереже», и «Билер сөзі»- рассказы, содержащие сведения о практике суда биев - судебном прецеденте.
Судопроизводство было основано на обычном праве - адетеи мусульманском праве - шариате. Судебная функция была в руках биев - родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев.
Право на собственность - основной институт казахского права. Пастбища и пашни принадлежали роду, общине, скот был в семейной собственности. Особенно строго разграничивались зимние пастбища и орошаемые пашни.
Институты обязательного права включают в себя договоры купли - продажи, займа, найма, хранения и караванной перевозки. В казахском праве существовали и такие своеобразные институты обязательного права, как жылу, жұртшылық, асар и т.п.
Брачное право казахов соответствовало экономическому базису. Основной формой брака был индивидуальный брак (моногамия). Среди имущего сословия получила распространение также полигамия (многоженство).
Новое возрождение казахской государственности связано с именем султана, - а позже хана. – Абылая(1771-1781 жж.). Настоящее имя Абылая - Абильмансур. Он был сыном среднеазиатского правителя, казахского султана Коркем - Уали. Во время джунгарского нашествия Абильмансур двенадцатилетним мальчиком бежал в степь и, скрывая свое происхождение, некоторое время был простым пастухом. В конце 20 - 30 гг. Абильмансур принимает участие в боях с захватчиками вначале в качестве рядового воина, затем быстро выдвигается и становится одним из наиболее влиятельных батыров. Абильмансур принял имя Абылая. своего деда, знаменитого батыра, прославившегося в поединках.
Хан Абылай – последний, официально признанный на международной арене,казахский хан, авторитет которого был непререкаем во всех казахских землях. Сохраняя политическую независимость, Абылай отказался от принятия царских подарков и принесения присяги в Петербурге. Абылаю удалось вернуть казахские города на юге, в короткий срок он овладел Созаком, Сайрамом, Чимкентом и Ташкентом.
В целях сохранения целостности Казахского ханства Абылай еще будучи султаном 1757-1760 гг. принимает подданство Китая. А до этого казахами младшего и среднего жузов было принято подданство России.
Правление Абылая ознаменовалось радикальными мерами по изменениюгосударственно - правовойсистемы Казахскогоханства в сторону укрепления центральной власти, обеспечению реального суверинитета и сохранению целостности казахского государства.
Вторая половина XIX и начало ХХ вв. отмечается ускоренным освоением вошедших в состав России новых национальных районов, в том числе и Казахстана.
Почетное место в истории общественно-политической мысли Казахстана занимает первый казахский ученый, выдающийся просветитель-демократ Шокан Чингисович Валиханов – настоящее имя Мухаммед Ханафия (1835 - 1865 гг.). Он всю свою жизнь посвятил борьбе против феодального гнета, отсталости, рутины, против религиозного дурмана и невежества.
Большое влияние на формирование мировоззрения Шокана оказали представители интеллигенции Ф.М.Достоевский, революционер-разночинец известный географ П.П.Семенов – Тянь-Шанский, литератор и ориенталист Н.Ф.Костылецкий, преподававший в Сибирском кадетском корпусе в Омске, где учился Шокан. После окончания кадетского корпуса в 1853 г сразу же начинается общественная и литературная деятельность Шокана. В 1855 г. он принимает участие в поездке генерала Гасфорта и совершает большое путешествие по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю. Это путешествие положило начало глубокому научному изучению им истории казахского народа и его быта.
Расцвет научной и просветительской деятельности Шокана относится к концу 50-х - началу 60-х годов XIX столетия, когда он в 1858-1859 гг. совершает свою знаменитую поездку в Восточный Туркестан - Кашгарию, где знакомится с политическим и экономическим устройством этого "закрытого" края, собирает материалы по истории и этнографии народов, населявших эту страну с древнейших времен.
В 1856-1857 гг. Ш. Валиханов принимает участие в экспедициях по Кыргызстану, где впервые записывает поэму «Манас». В 1857 году по рекомендации П.Семенова-Тянь-Шанского Ш.Валиханов был избран в члены Русского Географического общества.
Одним из главных результатов научной деятельности Ш.Валиханова явился его капитальный труд «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухары)». Это был первый научный труд, посвященный истории, географии, социальному строю народов Восточного Туркестана, написанный с учетом достижений современной ему науки.
Мировоззрение Ш.Валиханова как просветителя-демократа сформировалось под воздействием демократической части русского общества в лице декабристов и петрашевцев, сосланных царским правительством в казахские степи, а также в результате влияния на него русских революционных демократов Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова.
В своей работе «Письмо относительно судебной реформы» он пишет о необходимости проведения в казахской степи не только судебной, но и экономической и политической реформ, направленных на коренное улушение жизни и быта местного населения.
И. Алтынсарин- педагог и просветитель.
И. Алтынсарин стоял у истоков казахской письменной литературы и литературного языка. Его просветительская деятельность развернулась с 1879 года, со времени назначения его инспектором школ Торгайской области: в 1881-1882 гг. он открыл во всех четырех уездах области по одному двухклассному русско-казахскому училищу.
Придавая исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития края, И.Алтынсарин способствовал открытию ремесленных и сельскохозяйственных училищ.
Великий просветитель положил начало женскому образованию, в конце октября 1888 г. им открыта в г. Иргизе первая в казахской степи школа с интернатом для обучения казашек.
Педагог-просветитель не только открывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, создавал учебные и методические пособия, главное место в преподавании он отводил естествознанию, русскому и казахскому языкам. Важное значение придавал нравственному воспитанию учащихся, стремился привить им чувства гуманности, честного отношения к труду, любви к Родине.
И Алтынсарину также принадлежит инициатива создания периодической печати в крае. Он был борцом за прогрессивное развитие родного народа, за распространение демократической культуры русского народа в Казахстане, за дружбу русского и казахского народов.
Абай Кунанбайулы - великий поэт и просветитель. Во второй половине XIX в. устное творчество казахов сохраняло свои лучшие традиции и продолжало развиваться, яснее стала обозначаться творческая индивидуальность поэтов и певцов-импровизаторов, их поэтическая деятельность постепенно начала принимать профессиональный характер.
В этот период развивалась казахская письменная литература нового типа, главным представителем и основоположником ее был великий поэт и мыслитель Абай. Первоначальное образование он получил дома, у муллы, а затем в медресе. Нарушая суровый устав медресе, он самовольно посещал русскую школу. Еще в школьные годы увлекся поэзией, сам писал стихи.
Родоправители начинают преследовать Абая за прогрессивные убеждения и деятельность на благо народа, на него поступают в царские местные органы доносы и жалобы. В Семипалатинске он встречался со многими царскими чиновниками, адвокатами и толмачами. Это способствовало овладению им русским языком и русской литературой.
В эти же годы Абай знакомится с русскими ссыльными революционерами-демократами, которые сыграли немалую роль в формировании его мировоззрения. В общении с ними поэт расширил круг своих знаний и интересов, познал подлинные ценности духовной культуры русского народа. Абай читал в переводе произведения известных западных авторов Гете, Байрона, Мицкевича, Спинозы, Дарвина и др.
Разносторонняя поэтическая, просветительская, общественная деятельность Абая и его друзей всей силой своего воздействия была направлена против отсталых патриархально-феодальных устоев, конкретных носителей этого зла – родовых интриганов, невежественных угнетателей простых тружеников, против отражающихся на них порядков колониальной системы. Надломленный тягостной борьбой и горестной трудовой жизнью, Абай тяжело занемог. Отвергнув всякое лечение своего недуга, он умирает в родных степях на шестидесятом году жизни.
Человечность и правдолюбие, равнодушие к мирским благам и жажда знаний – именно эти человеческие достоинства неустанно воспевал Абай в своих глубоко философских стихотворениях.
Страстное стремление к лучшему будущему, непоколебимая верность гуманистическим идеалам и принципам, смелое поэтическое творчество – все эти черты лирики Абая обусловили ее непреходящую ценность, ее живое значение вплоть до сегодняшних дней.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 5024;