Развитие политической мысли в Казахстане в начале 20 века.
Массовый протест против политики царизма в Центральной России, доходивший летом и осенью 1905 года до вооруженных столкновений, заставил царя пойти на уступки народу и начать реформирование системы управления.
Важнейшим новшеством стало объявление о выборах в Государственную Думу, представительный орган, который должен был обсуждать и одобрять принимаемые царем законы.
IДума настаивала на отчуждении помещичьих земель, поэтому, озлобленный ее упрямством царь подписал 9 июля 1906 года Манифест о ее роспуске. С конца декабря 1906 года началась выборная компания во IIДуму, однако, ее работа была не более продуктивной, чем первой. Казахские депутаты А.Бокейханов, Ш.Кожагулулы, Б.Каратаевактивно использовали думскую трибуну для попытки проведения аграрного закона, позволяющего остановить переселение русских и украинских крестьян в Казахстан и изъятие земель у казахского населения. По аграрному вопросу начались ожесточенные дискуссии, причем большинство депутатов вновь настаивало на отчуждении помещичьих земель. На заседании 2 Думы 16 мая 1907 г. Б. Каратаевсделал доклад о влиянии переселения на хозяйство казахов. Когда председательствующий прервал депутата, Каратаевсделал знаменитое заявление о том, что казахи поддерживают любое российское оппозиционное движение, выступающее за конфискацию «частновладельческих земель для удовлетворения крестьянского земельного голода».
Не желающий идти на уступки демократической оппозиции царь, 3 июня 1907 года распустил IIДуму и издал «Положение» о выборах в III Государственную Думу.
Новый избирательный закон еще более усугублял существующее неравенствов избирательном праве граждан. Теперь один голос помещика приравнивался четырем голосам состоятельных горожан, 68 голосам городских обывателей, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Коренное население Центральной Азии, в том числе казахи, были вообще лишены избирательных прав и права быть избранными в Думу.
Политическая активность казахского населения и крестьян - переселенцев в 1905 - 1907 годах привела к тому, что правительство начало применять в Казахстане «Положение о мерах к сохранению государ-ственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 года. Оно предусматривало приостановление действия законов, введе ния особого режима трех типов: усиленной охраны, чрезвычайной охраны и военного положения. Именно военное положение было объявлено в Казахстане в 1905 году, что означало применение чрезвычайных законов военного времени и жестоких уголовных репрессий, направленных на подавление освободительного движения.
В конце 1905 г. в г. Уральске состоялся Первый общеказахский съезд, поставивший задачу создания казахской национальной политической партии. Казахская партия должна была стать филиалом кадетской партии, однако, более радикальной и отражающей интересы коренного населения края. Во главе национально освободительного движения встали лучшие представители казахской интеллигенции: Алихан Бокейханов, Миржакып Дулатов, Бакытжан Каратаев, Мухаметжан Тынышпаев, МустафаЧокаев, Ахмет Байтурсынов и др.
Царское правительство, обеспокоенное консолидацией казахской оппозиции, начало репрессии против ее руководителей. В январе 1906 г. был арестован А. Бокейханов, направлявшийся в Семипалатинск для подготовки второго общеказахского съезда. Съезд, тем не менее, состоялся в феврале того года, на нем присутствовало 150 делегатов. На съезде была одобрена программа российских кадетов. В этой программе содержались и требования признания всех земель Казахстана собственностью казахского народа, принятия закона об открытии школ, медресе и университета, прекращения переселения крестьян.
Однако эти требования не получили поддержки в руководстве партии кадетов, хотя А. Бокейхановвходил в состав центрального комитета этой партии. После этого начались новые репрессии против лидеров освободительного движения казахов. В 1908 г. вторично был арестованА. Бокейханов, а в июле 1909 г. - А. Байтурсынов. В 1910 г. он был освобожден, но выслан из пределов казахских областей.
Казахская политическая пресса. Полицейский террор, начавшийся в 1908 г. не смог полностью ликвидировать освободительное движение казахов.
Однако теперь оно развивалось в основном по линии политической прессы. Так, в 1911 г. были созданы сразу два печатных органа. В январе в типографии «Энергия» в Троицке появился ежемесячный журнал «Айкап», издаваемый Мухаметжаном Сералиулы и Еркемом Алимулы. Журнал был модернистского толка, испытывал на себе влияние революционного панисламизма и пантюркизма, открыто и резко выступал против царизма и русского присутствия в степи.
В марте 1911 г. вначале в Ханской ставке, затем в Уральске начала издаваться газета «Казахстан»,редакторами которой были Батырша Каирнияз, Мухаммед Кураш и Омар Караши (Карашин). Возглавлял редакцию Султан Сагинкерей Бокей (Букеев). Газета была революционного и панисламистского направления, русская цензура запретила ее выпуск после 4 номера. Вновь «Казахстан» появился только в 1913 г.
Политический характер имели и многие литературные произведения, увидевшие свет в этот период. В 1909 г. в г. Уфе был опубликован сборник стихов Миржакыпа Дулатулы «Оян, қазақ!».Стихи были направлены на пробуждение самосознания казахского народа, акцентировалось внимание на колониальной политике России и угнетенном положении казахов.
С 1913 г. начинается новый этап освободительного движения, связанный с деятельностью газеты «Қазақ». Она издавалась в Оренбурге на средства Мустафы Оразаева и с самого начала достигла значительного по тем временам тиража - 3 тыс. экземпляров. Редактором был Ахмет Байтурсынов, окруженный целой плеядой талантливых казахских журналистов и писателей: Алихан Бокейханов, Миржакип Дулатов, Халел Досмухамедов, Магжан Жумабаев, Жусипбек Аймауытуови др. «Қазақ»противостоял колониальной политике царизма, воздерживаясь, однако от призывов к вооруженной борьбе. Вокруг этой газеты на протяжении 1913 - 1916 гг. сложились актив и сторонники будущей партии «Алаш». Газета раздражала царскую охрану антиколониальным характером публикаций, ее на протяжении 1913-1916 гг. закрывали 26 раз, и сам А. Байтурсыновнеоднократно арестовывался.
Несмотря на репрессии со стороны властей, национально-освободительное движение в начале XXв. все более крепло, консолидировалось, приобретало черты политической оппозиции режиму. Период 1905-1914 гг. подготовил появление казахской политической партии «Алаш» и новый подъем освободительной борьбы.
Одной из политических теорий, зародившихся относительно духовного наследия Казахстана и Росии является Евразийская идея.Основу этой идеи заложили 3 июня 1921 года в Софии русские ученые-эмигранты Н.С. Трубецкой и П.Н. Савицкий. Эта идея получила свое развитие в трудах известного русского ученого, академика Л.Н. Гумилева. На основе этой идеи признаются особенности права и духовной культуры каждого народа, населющего Евразийский континент. По мнению вышеназванных ученых основой многонациональной евразийкой культуры является «материальная база», а также не преклонение перед государством, а верховенство духа народа.
Впервые идея о создании Евразийского сообщества была выдвинута Н.А. Назарбаевым 28 марта 1994 года в своем выступлении перед преподавателями и студентами МГУ. Она была реализована 10 октября в г. Астане, где было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), членами которого стали Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикстан. Позже в него вошел и Узбекистан.
В настоящее время уже третий год работает Таможенный союз, куда входят Республика Казахстан, Российская Федерация и Республика Беларусь. На основе Таможенного союза сейчас создается Евразийский экономический союз – новый ЕврАзЭС.
Литература:
1. Жамбылов Д. Саясаттану. Алматы, 2007 ж.
2. Кузембайулы А., Абиль Е. История Казахстана. -Санкт-Петербург, 2006.
3. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. В пяти томах. –Алма-Ата, 1954-1985.
4. Бокейханов А. Избранное. –Алматы, 1995.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 6428;