Понятие законности и ее принципы
Законность как принцип означает необходимость точного и неуклонного соблюдения и исполнения правовых предписаний всеми субъектами права. Законность – это принцип, метод и режим точного и неуклонного соблюдения требований права всеми участниками общественной жизни.
Режим законности обладает следующими характеристиками:
1. Законность является важнейшим принципом деятельности правотворческих органов. Правотворческие органы должны принимать нормативные акты лишь в пределах своей компетенции, лишь в установленных законом процедурах и лишь определенной законом формы. Применяемые нормативные акты должны соответствовать Конституции и законам, не должны нарушать основных прав и свобод человека и гражданина.
2. Законность соблюдается в деятельности правоприменительных органов, которых строят свою деятельность в строгом соответствии с предписаниями законов.
3. В сфере принуждения законность означает применение мер юридической ответственности в точном соответствии с процедурами, установленными законом, и в тех рамках, которые определены законом.
4. В сфере правореализации законность выражается в правомерном поведении граждан и их объединений, в соотнесении ими своей деятельности с правовыми нормами.
Законность означает необходимость соблюдения и исполнения прежде всего требований законов, однако подразумевает и исполнение подзаконных актов, т.к. они издаются «во исполнение» законов, конкретизируют их положения.
Законность состоит из ряда элементов. Это:
1. Цель, т.е. достижение точного и неуклонного соблюдения и исполнения правовых предписаний всеми субъектами права;
2. система взглядов и принципов, которые являются теоретико-мировоззренческой основой законности;
3. система средств, приемов, с помощью которых осуществляются основные начала законности;
4. деятельность человека, соответствующая правовым нормам;
5. действующее законодательство как критерий оценки законности действий людей и их объединений.
Принципы законности:
1. Единство законности;
2. гарантированность основных прав и свобод граждан4
3. равенство всех перед законом;
4. неотвратимость юридической ответственности за нарушение требований закона;
5. целесообразность.
Интересы целесообразности не должны противоречить законности. Принимаемые законы должны быть целесообразны, и возможное противоречие между законностью и целесообразностью должно решаться путем отмены или изменения нецелесообразных законов. Однако, законность имеет приоритет перед целесообразностью, и даже нецелесообразные законы вплоть до своей отмены должны неуклонно соблюдаться и исполняться.
19. Типология государства и права: основания и подходы
Множество мнений ученых относительно типологии государств можно свести к двум основным подходам: формационному и цивилизационному. Формационный подход был разработан классиками марксизма и господствовал в советской юридической науке. Данный подход исходит из идеи о том, что все государства в своем развитии проходят одни и те же стадии и в конечном счете их ожидает единое будущее - бeзгосударственное коммунистическое самоуправление. Основным критерием типологии государств является экономический - определенная общественно-экономическая формация. В рамках данной формации выделяются производительные силы и производственные отношения. Развитие производительных сил приводит к тому, что они приходят в противоречие с отставшими производственными отношениями. В результате смены исторического типа государства, которая нередко осуществляется в ходе революции, насильственным путем, данное противоречие преодолевается.
Сторонники формационного подхода выделили 4 исторических типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. На раннем этапе своего творчества классики марксизма также выделяли так называемое государство азиатского способа производства, но в послeдcтвии от данной классификации отказались. Кроме того, согласно формационному подходу, в истории человечества существуют два безгocyдapcтвенных состояния общества - первобытнообщинный строй и коммунистическое самоуправление.
Достоинством формационного подхода является то, что экономика действительно существенно влияет на тип государства, на структуру государственного аппарата, на функции государства. В то же время на тип государства оказывают влияние и другие факторы - культура, быт.народа, религия и т.д. Кроме того, формационный подход критикуется за игнорирование особенностей исторического развития азиатских государств.
Цивилизационный подход исходит из идей полицентризма и асинхронности в развитии человечества. Различные народы развиваются по своим собственным законам и проходят различные стадии развития. Критериями выделения типов (цивилизаций) являются культурный, религиозный и бытовой.
Из отечественных представителей цивилизационного подхода следует выделить Н.Я.Данилевскoгo и Л.Гумилева. Так, Данилевский разделял народы на культурно-исторические типы, каждый из которых обладает специфичностью, уникальностью. Культурно-исторический тип существует лишь в течение определенного времени, его можно уничтожить, но нельзя дополнить чуждыми для него элементами. Гумилев развил учение о суперэтносе, т. е. группе народов, сходных по своим культурно-бытовым характеристикам.
Развитие суперэтноса Гумилев объяснял с помощью теории пассионарности, разработанной академиком Вернадским, согласно кoторой люди обладают определенной биопсихической энергией, которая обычно находится в состоянии равновесия. Суперэтнос продолжает развитие, если в обществе преобладают пассионарии, т. е. люди с избытком подобнойзнергии.
Из зарубежных теорий типологии государств, которые можно отнести к цивилизационному подходу, наибольшую известность получили концепции А.Тойнби, О. Шпенглера, а также теория стадий экономического роста У. Ростоу и концепция постиндустриального общества д. Белла.
Недостатком цивилизационного подхода к типологии гocyдарств считается игнорирование экономического фактора в развитии государственности. Кроме того, типология сторонников цивилизационного подхода – это скорее типология не государства, а общества, его культуры, традиций и т.п.
В литературе имелись и другие типологии классификации государств. Так, Ж.Боден делил государства на северные, средние и южные. Критерием данного деления являлся народный характер, степень физического и интеллектуального развития. В современной литературе распространена классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические, хотя такое деление относится скорее к характеристики не типа государства, а типа политического режима.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 951;